Кюрегян
Татьяна Суреновна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Кюрегян<br /> Татьяна Суреновна

Доктор искусствоведения. Докторская дисс.: «Форма в музыке XVII–XX веков» (1999);
Член Союза композиторов России.


В 1965 году окончила Музыкальную школу города Бронницы Московской области (по фортепиано училась у Л. М. Сальниковой, по теоретическим предметам — у В. И. Кирнарской). В 1969 году окончила фортепианное отделение Музыкального училища при Московской консерватории (класс В. А. Натансона).

В 1975 году окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс Ю. Н. Холопова, тема дипломной работы: «Роль гармонии в образовании малых форм у Прокофьева). Затем обучалась в аспирантуре Московской консерватории (научный руководитель Ю. Н. Холопов, окончила в 1979 году).

В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиторов 1950–70-х годов».

Педагогическая деятельность:

В 1969–1970 годах — преподаватель специального фортепиано в Музыкальной школе городе Бронницы. В 1973–1976 годах — преподаватель музыкально-исторических дисциплин в Первом Московском областном музыкальном училище в городе Коломна. В 1976–1993 годах — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (гармония, сольфеджио, музыкальная форма) в Музыкальном училище при Московской консерватории. С 1976 года преподаёт в Московской консерватории, с 1993 года — доцент, с  002 года — профессор.

В разные годы вела гармонию, полифонию, музыкальную форму на общих и специальных курсах. Ныне читает спецкурс музыкальной формы на историко-теоретическом факультете, участвует в коллективных курсах «музыкально-теоретические системы», «теория современной композиции». Руководит дипломными и диссертационными работами. Читает лекции по проблемам музыкальной теории на Факультете повышения квалификации Московской консерватории, а также в разных городах России и за рубежом. Член Совета историко-теоретического факультета, Редакционно-издательского совета и Диссертационного совета Московской консерватории.

Дипломные работы, выполненные в классе Т. С. Кюрегян

  • Ломтев Д. Теория классической формы в «Учении о композиции» А. Б. Маркса и её традиции в русской музыкальной науке (1996);
  • Казьмина М. К истории и теории гармонической колористики (1997);
  • Овчаренко А. О свободе в музыке (на примере жанра фантазии) (1998);
  • Сафарова Т. К теории смешанных гомофонно-полифонических форм (1998);
  • Цыбко Е. Ария: от Барокко к классицизму (об эволюции формообразования) (1999);
  • Башканова Е. «Хит-парад» XVI века: виланелла, канцонетта, балетто в музыке Возрождения (1999);
  • Зубова О. Итальянская монодическая лауда (2004);
  • Старостин И. Традиции и новаторство в обучении гармонии: И. В. Способин — Ю. Н. Холопов (2009);
  • Вовчук А. «Освобождение звука» Эдгара Вареза: к проблеме звуковых масс (2010);
  • Рымко Г. К проблеме тексто-музыкальной формы (2010);
  • Косарева К. Традиции русского квартета в ХХ веке: Н. Я. Мясковский, Б. А. Чайковский (2013);
  • Иглицкий М. Александр Чугаев в науке и искусстве (2015, научное консультирование).

Кандидатские диссертации

  • Цыбко Е. Ария: от барокко к классицизму (защищена в 2005);
  • Бедуш Е. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто (защищена в 2007);
  • Дубов М. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки (соруководители Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова; защищена в 2008);
  • Громадин В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории (защищена в 2010);
  • Зубова О. Итальянская лауда: жанр и форма (защищена в 2012);
  • Старостин И. Московская школа преподавания гармонии. Проблемы истории и методики (защищена в 2013);
  • Рымко Г. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы (защищена в 2014).

Научные труды. Издания. Публикации:

Книги

  • Форма в музыке XVII–XX веков. —М., 1998, 2003;
  • Песни средневековой Европы (совместно с Ю. В. Столяровой). — М., 2007;
  • Ренессансные песни (совместно с Е. А. Бедуш). — М., 2007;
  • Гармония для начинающих. Практическое руководство для иностранных студентов. В 2-х частях. — М., 2011.

Участие в коллективных проектах

  • Теория современной композиции. — М., 2005 (главы 3, 7.2–3, 9, 12, 20);
  • Музыкально-теоретические системы. — М., 2006 (темы VI.2, VI.3, IХ.5 и др.).

Статьи в справочных изданиях

  • Музыкальная энциклопедия: Павана. Ричеркар. Сарсуэла (Т. 4. — М., 1978) Сицилиана. Сортсико. Соппа. Стилизация. Тамбурин. Танец. Танцевальная музыка. Тарантелла. Тедеска. Te Deum. Тенор. Тирана. Тирольен. Тракт. Трецца. Тридентский кодекс. Тьенто. Фантазия. Фарандола. Фобурдон. Фолия. Форлана (Т. 5. — М., 1981) Хорал. Хоральная обработка. Энсзем. Эстампида. Юбиляция (Т. 6. — М., 1982);
  • Музыкальный энциклопедический словарь (— М., 1990): Вариационная форма. Вариации. Вступление. Da capo. Запев. Кода. Концертная форма. Кульминация. Куплет. Куплетная форма. Многоголосие. Одноголосие. Остинато. Период. Предъикт. Припев. Построение. Простые формы. Разработка. Реприза. Рефрен. Рондо. Рондо-соната. Старинная двухчастная форма. Склад музыкальный. Сложные формы. Сонатная форма. Стилизация. Тема. Ткань музыкальная. Фактура. Фраза. Хорал. Хоральная обработка. Цезура. Эпизод. Экспозиция;
  • The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 2001: Bobrovsky V. P., Cherednichenko T. V., Grigor’yeva G. V., Kholopov Y. N., Kholopova V. N., Medushevsky V. V., Nazaykinsky Y. V., Saponov M. A., Yavorsky B. L., Zeyfas N. M.;
  • Большая российская энциклопедия: Вариационная форма (Т. 4. — М., 2006); Кода (Т. 14. — М., 2009). Энциклопедия «Московская Консерватория. 1866–2016» (М., 2017): Анализ музыкальных произведений, Музыкально-теоретические системы, Теория современной композиции, Форма музыкальная.

Статьи в научных изданиях

  • Новые свойства экспозиционного изложения в советской музыке 60–70-х годов // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. — М., 1980;
  • Проблемы современного тематизма и формы в теоретической литературе // Музыка. Научный реферативный сборник. Вып. 1. — М., 1982;
  • Новые формы изложения в музыке советских композиторов 60–70-х годов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки. — М., 1985;
  • Нетиповые формы в советской музыке 50–70-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. М., 1989;
  • Неомодальность и музыкальная форма // Музыкальное искусство ХХ века. Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. — М., 1992;
  • О теоретической концепции Ю. Н. Холопова // Laudamus. — М., 1992;
  • О. Мессиан. «Дева Мария и дитя» из девяти медитаций для органа «Рождество Господне» (к проблеме неомодальной формы) // Laudamus. — М., 1992;
  • Наука о музыкальной форме в дореволюционной России // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. — М., 1993
  • К систематизации форм в музыке ХХ века // Музыка ХХ века. Московский форум / Материалы международной научной конференций. — М., 1999;
  • Рондо: культурные круги тысячелетия // Культурные коды двух тысячелетий. Материалы международной научной конференции. — Петрозаводск, 2000;
  • Северные обертоны русского духа // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера. Материалы юбилейной научной конференции. — Петрозаводск, 2002
  • «Первовестник светозвука» // Музыкальная академия. 2002. № 2;
  • Cantus perpetuus А. Шнитке — «метафизическая песнь» продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. — М., 2003;
  • Музыка античных форм // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. — М., 2003;
  • Парадоксы холоповского учения о музыкальной форме // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. — М., 2008;
  • Певец русской гармонии // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова. — М.: Издательство ПСТГУ, 2009;
  • Еще раз о прокофьевском рондо… // Александр Наумович Должанский (1908–1966): Сборник статей к 100-летию со дня рождения. — СПб., 2008;
  • Почему нам так недостает Валерии Ценовой? // Валерия Ценова. Жизнь на взлете. — М., 2010;
  • АСМ-2 в музыкальной науке (к 20-летию композиторского объединения) // Музыкальная академия 2011 № 1
  • «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» в аспекте музыкального формообразования у Мессиана // Век Мессиана. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
  • «Он умел слушать время и не боялся слышать в нём новое…» (к 80-летию Ю. Н. Холопова) // Музыкальная академия. 2012 № 3. Обновленная версия: Путь в науке // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей. — М., 2016;
  • Рыцарь чистоты // Дмитрий Блюм. Портрет с вариациями. К 100-летию со дня рождения. — М., 2012;
  • «Музыкальная форма» в Московской консерватории // Журнал Общества теории музыки. Выпуск 2. 2013/2;
  • И. В. Способин: развитие педагогической традиции Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2016 № 1 (совместно с И. Старостиным);
  • Сколько частей в песенной форме? // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей. — М., 2016;
  • Гомофония и полифония лицом к лицу: смешанные формы // В пространстве смыслов: текст и интертекст. Сборник статей. — Петрозаводск, 2016;
  • «Он умел слушать время и не боялся слышать в нём новое…» (к 80-летию Ю.Н.Холопова) // Музыкальная академия. 2012 № 3. Обновленная версия: Путь в науке //  Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей. — М., 2016.

Переводы

  • Э. Кшенек. Упражнения в контрапункте, основанном на двенадцатитоновой технике // Музыкальное искусство ХХ века. Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. — М., 1992;
  • В. Апель. Григорианский хорал (в кратком изложении Т. Кюрегян) // Григорианский хорал. — М., 1997; — М., 2008.

Научное редактирование, составление, вступительные статьи

  • Григорианский хорал (совместно с Ю. В. Москвой). — М., 1997; — М., 2008;
  • А. Шёнберг. Основы музыкальной композиции. Перевод с английского Е. Доленко. — М., 2000;
  • Теория современной композиции (совместно с В. C. Ценовой). — М., 2003;
  • Музыкально-теоретические системы (совместно с В. С. Ценовой). — М., 2006;
  • Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму (совместно с В. С. Ценовой). — М., 2006; — М., 2008;
  • Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. — М., 2008;
  • Композиторы о современной композиции. Хрестоматия (совместно с В. С. Ценовой). — М., 2009;
  • Валерия Ценова. Жизнь на взлете (совместно с М. В. Воиновой). — М., 2010;
  • Век Мессиана (совместно с К. В. Зенкиным).  — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
  • Холопов Ю. Ритмические формы у Мессиана (по материалам лекций) // Век Мессиана. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
  • Холопов Ю.Н. Задачи по гармонии (совместно с И. Старостиным) // М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
  • Холопов Ю.Н. Музыкальные формы классической традиции. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория»,  2012;
  • Чередниченко Т. Избранное. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория»,  2012;
  • Холопов Ю.Н. О принципах композиции старинной музыки. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015.

Контактный e-mail: tatyana-kyuregyan@yandex.ru

Кандидат искусствоведения
И.о. доцента

Кандидат искусствоведения
Преподаватель

Кандидат искусствоведения
Преподаватель