Должников
Игорь Николаевич

  • Заслуженный работник культуры РФ
  • Профессор
Должников<br /> Игорь Николаевич

Родился в г. Подольске Московской области. После окончания Подольской музыкальной школы в 1970 г. поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории.

С 1974 по 1979 г. учился в Московской консерватории (скрипка — класс профессора Б. В. Беленького, камерный ансамбль — класс профессора М. В. Мильмана, квартет — класс профессора А. Г. Григоряна). В 1983 г. окончил аспирантуру по классу квартета (профессор Д. В. Шебалин).

Педагогическая деятельность:

С 1999 по 2004 г. — старший преподаватель в Государственной классической академии академии им. Маймонида (класс барочной скрипки и альта). С 2001 г. ведёт класс барочной скрипки, барочного альта, камерного ансамбля и барочного оркестра в Московской консерватории. В 2008 г. получил должность доцента.

Под руководством И. Н. Должникова его учениками впервые был исполнен цикл сонат «15 таинств из жизни Девы Марии» И. Бибера. Барочный оркестр ФИСИИ впервые в России исполнил произведения Маре, Локка, Фишера, Муффата.

За время преподавания в Московской консерватории И. Н. Должников сделал более 60 переложений для барочного альта, реконструировал труды Жан-Клод  Велана, Франческо Джеминиани, Георга Муффата. Разработал методические пособия для барочной скрипки и барочного альта,  является автором первой отечественной школы игры на барочной скрипке и альте.

Среди учеников И. Н. Должникова есть лауреаты международных конкурсов и  фестивалей. Некоторые продолжают свою деятельность в области барочной музыки в таких известных музыкальных центрах, как Карлсруэ, Зальцбург, Базель, Вена и др.

Выпускники класса И. Н. Должникова работают в ведущих музыкальных коллективах, как специализирующихся в аутентичном исполнительстве («Академия старинной музыки», «Pratum Integrum», «Мадригал», «Ладъ», «BaRockers», «Moscow Baroque» и др.), так и академических (Государственный академический симфонический оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Государственная академическая симфоническая капелла, Московский государственный академический симфонический оркестр п/у Павла Когана, Геликон-опера, «Musica Viva» и т. д.).

Концертная деятельность:

Углубленно начал заниматься старинной музыкой с 1986 г. в ансамбле «Академия старинной музыки» под управлением Татьяны Гринденко и Алексея Любимова, совместно с которым концертировал на крупнейших музыкальных фестивалях (Шопрон, Бостон, Локенхауз, Утрехт, Грац, Братислава, Шлезвиг-Гольштейн, Кухмо и т. д.).

В разное время участвовал в концертных программах, возглавляемых такими замечательными музыкантами, как Гидон Кремер, Ирэна Графенауер, Николаус Арнонкур, Дэвид Джеймс, Рене Клеменчич, Андреас Штайер и др.

С 1992 г. в качестве первого скрипача сотрудничал с ансамблями «Мадригал» и «Лад». В 1994 г. стал лауреатом конкурса Van Wassenaer в Амстердаме.

В 1994 г. совместно с замечательными музыкантами Еленой Ломакиной (барочная скрипка и альт) и Марком Вайнротом (виола да гамба, барочная виолончель) создал ансамбль «Moscow Baroque», в котором играет и по сей день в качестве первого скрипача. В 1997 г. ансамбль «Moscow Baroque» стал обладателем Гран-при V Международного фестиваля старинной музыки в Риге.

Ансамбль «Moscow Baroque» является создателем и исполнителем многочисленных концертных программ. Вот некоторые из них: «Генри Пёрселл — британский Орфей», «Музыка старого Амстердама», «Гениальный Йоханн Руман», «Придворная музыка Франции: Франсуа Куперен, Жан-Фери Ребель, Жан-Мари Леклер», «Музыкальные прогулки по Версалю».

Цикл абонементных концертов в Международном Доме музыки, посвящённых музыке эпохи Барокко: «Характеры танцев», «Музыка при дворе Короля-Солнце», «Любовь Небесная и Любовь Земная», «Искусство Добра» — цикл лекций для детей о французской музыке Барокко с Артёмом Варгафтиком.

Впервые в России осуществлены постановки:
Г. Ф. Телеман, комическое интермеццо «Пимпинон»;
Дж. Б. Перголези, интермеццо «Служанка-госпожа».

И. Н. Должников постоянный участник многочисленных музыкальных фестивалей, в том числе: 
 «Шереметевские сезоны», «Музыка еврейского барокко», «Антонио Вивальди и его время», «Венецианские кружева», «Дни Екатерины Дашковой в Москве», «Музыкальные полотна Германии от Барокко до классицизма», «Музыкальные собрания в доме Третьяковых» и др.

Музыкант постоянно ведёт просветительскую деятельность в рамках лекций-концертов «Музыка эпохи Барокко» в таких центрах культуры, как: Музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Государственный литературный музей Л. Н. Толстого на Пречистенке, Международный Центр-Музей Н. К. Рериха, Палаты Старого английского двора, Музей-усадьба «Архангельское».

Концертная деятельность охватывает произведения всех школ и направлений европейского Барокко (от ранней Италии до раннего классицизма). Ансамбль «Moscow Baroque» постоянный участник радиостанции «Орфей», телеканал «Культура» посвятил искусству ансамбля специальный часовой фильм в 2-х частях, а РИА-радио организовало полуторачасовой эфир из лучших работ ансамбля — передача получила наивысший рейтинг года среди передач в рубрике «Культура».

Из отзывов:
«Полифоническая ясность фактуры, пластичность фразировки, тончайщая нюансировка контура, насыщенность тембрового разнообразия – вот те аргументы, которые создают неизгладимое впечатление абсолютной консортности ансамбля «Moscow Baroque». От взрывающей пространство интенсивной окраски Легренци к тончайшим оттенкам серебристой гаммы Пёрселла. От настойчивой напористости Телемана к полиритмической полифонии Райнкена. От изысканной галантности французской школы (Куперен, Ребель) к отвлечённо-строгой изысканности английского рисунка – уже этот перечень изобразительных эффектов, которые дарят слушателю музыканты «Moscow Baroque», позволяет составить представление о неисчерпаемом диапазоне возможностей ансамбля. Достижения музыкантов сделали их несомненными лидерами в направлении аутентичного исполнительского искусства в России, поставив их в один ряд с лучшими представителями голландской, английской и немецкой школ исполнительского искусства музыки эпохи Барокко.»

Сергей Розенштейн.