Композитор, пианист, педагог.

Родился 4 октября (16 октября по н. с.) 1857 г. в имении Лазы Седлецкой губернии Царства Польского.Родился в дворянской семье. Отец – Альберт Игнатьевич Пахульский – был землемером («геометром»), лесничим, помощником начальника Либаво-Роменской железной дороги, корой владел К. Ф. фон Мекк. Брат Пахульского – Владислав – скрипач, ученик И. В. Гржимали, выпускник Московской консерватории.

В 1876 г. окончил Варшавский музыкальный институт с дипломом I разряда (диплом виртуоза). Ученик Р. Штробля (фортепиано), С. Монюшко, Л. Желеньского (гармония и контрапункт). В 1876-1879 гг. выступал как пианист (Варшава, Псков, Вильно), занимался педагогической деятельностью. Услышав в Варшаве игру Н. Г. Рубинштейна (1879), решил продолжить обучение у него. Летом того же года приехал в Россию и остановился в доме Н. Ф. фон Мекк, у которой в то время служили его отец (управляющий имением Плещеево Московской губернии) и брат (секретарь).

Вместе с братом принимал участие в домашних концертах семьи фон Мекк.В январе 1880 г. поступил в Московскую конcерваторию как вольнослушатель в класс Н. Г. Рубинштейна, где прозанимался 2 семестра. Потрясенный смертью Рубинштейна, оставил занятия в конcерватории и стал домашним учителем музыки в семье фон Мекк. С этой семьей совершил поездку в Вену, Мюнхен, Париж.По возвращении в Москву с января 1882 г. возобновил занятия в конcерватории у П. А. Пабста. Курс гармонии проходил сначала у Э. Л. Лангера, затем у А. С. Аренского (у него же изучал специальный курс контрапункта).

Окончил конcерваторию в 1885 г. с большой серебряной медалью и дипломом свободного художника.Наиболее значительные стороны деятельности Пахульского – композиторское творчество и исполнительство. Оставил воспоминания о Московской консерватории.Умер 2 марта 1921 г. в г. Москве.

Источник: Пахульский Г.А. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 403, 404.

Профессор (1916).
Награжден орденами Св. Станислава III и II степени, Св. Анны III и II степеней, Св. Александра Невского (в память царствования Императора Александра III), серебряной медалью «В память Коронования Императора Николая II».


Педагогическая деятельность:

С 1886 г. преподавал в Московской консерватории, куда был принят по рекомендации П. И. Чайковского в качестве ординарного (штатного) преподавателя обязательного фортепиано.

Класс Пахульского состоял главным образом из вокалистов и струнников. С 1900/01 учебного года вел класс только специального фортепиано на младшем отделении. С 1916 г. преподавал в старших классах консерватории. С 1916 г. – профессор.

Через класс Пахульского в целом прошло свыше 100 учеников по общему и свыше 200 учеников по специальному фортепиано. В их числе – Р. М. Глиэр (в те годы скрипач), пианисты и композиторы Р. Гилль, В. Задерацкий, А. Зубанов, Л. Кутателадзе, В. Терновский, Г. Шароев и другие.

В 1893-1916 гг. работал в Московском сиротском институте императора Николая I.

Преподавал также в Усачевско-Чернявском женском музыкальном училище (1886-1889) и Женском французском училище Св. Екатерины при французской католической церкви Св. Людовика (1905-1906), в Московской народной консерватории (1908).

Концертная деятельность:

Несмотря на то, что в концертный репертуар Пахульского в 1880-1890-е гг. входили крупные произведения композиторов-романтиков, по своей природе он был пианистом преимущественно камерного плана.

В течение сезона, как правило, давал сольный клавирабенд, участвовал в одном из квартетных собраний, в сборных концертах. С конца 1890-х гг. все чаще включал в программы собственные сочинения и таким образом постепенно перешел к исполнению исключительно своих произведений.

К авторским концертам Пахульского проявляли интерес А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев.

В годы обучения в консерватории Пахульский выступал преимущественно в квартетных собраниях и в Экстренных симфонических вечерах Императорского Русского Музыкального Общества (как солист).

Будучи преподавателем Московской консерватории, он участвовал в квартетных вечерах Императорского Русского Музыкального Общества, а также в сборных концертах. Концерты проходили в  зале Городского кредитного общества, Малом зале консерватории, зале Синодального училища, Малом зале Благородного собрания, а также в залах различных общественных и благотворительных организаций.

Концертировал в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и других городах.

Среди партнеров по камерному ансамблю – И. В. Гржимали, Н. Н. Соколовский, А. Э. фон Глен. В концертах Варшавского отделения Императорского Русского Музыкального Общества неоднократно выступал с немецким скрипачом Г. Фриманом.

Сочинения:

Пахульский – талантливый автор переложений. Восторженные отзывы о них оставил П. И. Чайковский, неоднократно употреблявший оценки: «отлично», «превосходно», «мастерски», «безукоризненно», «образцово-великолепно» (Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Т. ХУ-а. С. 169; ХУ-б. С. 299; ХУ1-6. С. 163).

Перу Пахульского принадлежат клавиры Четвертой, Пятой, Шестой симфоний П. И. Чайковского, его «Итальянского каприччио», Вальса из «Серенады для струнного оркестра», увертюры-фантазии «Гамлет», струнного секстета «Воспоминание о Флоренции», романса «Ночь» и фортепианного «Романса» (в 4 руки).

Как композитор испытал на себе влияние Р. Шумана и польских романтиков – Ф. Шопена, С. Монюшко, Л. Желеньского, одновременно восприняв и продолжив традиции московской композиторской школы – П. И. Чайковского, А. С. Аренского и С. И. Танеева (последний давал Пахульскому практические советы по совершенствованию композиторской техники, считал его очень способным к сочинению. См.: Чайковский П. И. ЛПСС. Т. XIV. С. 113-114).

Большинство произведений Пахульского написаны в жанре фортепианной миниатюры: этюды, прелюдии, экспромты, вальсы, мазурки, «Фантастические сказки», «Листки из альбома» и другие. Среди сочинений крупной формы: сонаты для фортепиано, Фантазия для фортепиано с оркестром, для оркестра – Сюита в 4 частях, «Торжественный марш», «Размышление»; камерно-инструментальные сочинения, романсы для голоса и фортепиано на слова А. К. Толстого и другие.

Среди исполнителей – пианисты П. А. Пабст, Е. А. Бекман-Щербина, а также ученики К. А. Киппа, А. А. Ярошевского, Н. Е. Шишкина, К. И. Игумнова, С. В. Рахманинова; дирижеры В. И. Главач, М. М. Ипполитов-Иванов, Э. Млынарский, З. Носковский, В. И. Сафонов и другие.

Научные труды. Издания. Публикации

Автор инструктивных сочинений: «Альбом для юношества», «Этюды в форме канонов», «Специальные упражнения для подготовки к этюдам-арпеджио». Редактор изданных этюдов А. Гензельта, Э. Зауэра, Токкаты С-dur К. Черни, Маленьких прелюдий и фуг и Английских сюит И. С. Баха, Жиги С-dur В. А. Моцарта.

Автор-редактор польского раздела в капитальном труде – справочнике «Биографии композиторов с IV-ХХ век, с портретами» (М., 1904; в издании помещено краткое описание жизни и творчества самого Пахульского). Сочинение: «Кое-что из моих воспоминаний о Московской консерватории» // Русская музыкальная газета. 1916. № 36-37

Страница Г. А. Пахульского составлена при участии Н. Б. Пушиной.

Публикации об этом педагоге:

  • Отчеты Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества за 1900-1901 гг. М., 1901
  • Кашкин И. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк. М., 1891
  • Первый музыкальный вечер общества русских композиторов // Московский вестник. 1898. 28 марта
  • Концерт Пахульского // Московский вестник. 1898. 2 декабря
  • Г. А. Пахульский (к 25-летию его музыкальной деятельности) // Русская музыкальная газета. 1912. № 2  
  • Чайковский П. И. ЛПСС. Т. VII, VIII, IX, XIII, XIV, ХУ-а, ХУ-б, Х1У-6. М., 1962-1979
  • Боровский А. Воспоминания (1915-1920) // Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966
  • Келдыш Ю. 100 лет Московской консерватории. М., 1966
  • Алексеев А. Русская фортепианная музыка (конец XIX – начало XX в.). М., 1969
  • Vogel B. Pachulski H. // Polski slownik biograficzny. Z. 24. Wroclaw – Warszawa – Krakòw-Gdansk, 1979
  • Skabrowski J. Sylwetki pianistòw polskich. T. I. Od Wincentego Lessla do Henrika Pachulckiego. Rzeszòw, 1996
  • Пушина Н. Б. О целесообразности использования фортепианных произведений Г. А. Пахульского в концертной и педагогической практике // Волгоград – фортепиано – 2000. Сб. статей и материалов по истории и теории фортепианного искусства. Волгоград, 2000
  • Пушина Н. Б. Вклад Г. А. Пахульского в фортепианную педагогику // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин / Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2. М., 2001
  • Пушина Н. Б. Фортепианное творчество Г. А. Пахульского // Культура – искусство – образование. Сб. науч. трудов. М., 2003
  • Пушина Н. Б. «Редкая музыкальная натура». О жизни и творчестве Г. А. Пахульского. М., 2004
  • Пушина Н. Б. Творчество Г. А. Пахульского в фортепианной культуре конца XIX – начала XX вв. // Культура – Образование – Педагогика искусства. Сб. науч. трудов. М., 2004
  • Пушина Н. Б. Прелюдии соч. 8 Г. А. Пахульского в пианистическом репертуаре // Культура – Образование &ndsah; Педагогика искусства. Сб. науч. трудов. М., 2004
  • Пушина Н. Б. Г. А. Пахульский – композитор, пианист, педагог. Дисс. (2005)
  • Пушина Н. Б. Танеев и Г. А. Пахульский в зеркале дневников и писем // Новое о Танееве. К 150-летию со дня рождения. М., 2007
  • Пушина Н. Б. Творчество Г. А. Пахульского в свете традиций Московской консерватории // Творчество. Концепции. Школы. Cб. статей. М., 2008
  • Пушина Н. Б. Г. А. Пахульский в истории отечественного фортепианного искусства // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 4. М., 2008.