Ворошило
Александр Степанович

  • Народный артист России
  • Профессор
Ворошило<br /> Александр Степанович

Лауреат премии Ленинского комсомола (1978)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1981)


Родился в 1944 г. в г. Днепропетровске (Украина).

В 1967 г. поступил на дирижерско-хоровое отделение в Днепропетровское музыкальное училище. В 1969 г. — в Одесскую государственную консерваторию имени А. В. Неждановой (класс Ф. И. Дубиненко, затем — О. Н. Благовидовой), которую закончил в 1974 г.

В 1973 г. стал лауреатом IV Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (2-я премия). 

В 1973 г. зачислен солистом в Одесский государственный академический театр оперы и балета, где исполнял партии Ротного в «Евгении Онегине», Елецкого в «Пиковой даме» П. Чайковского, Эскамильо и Моралеса в «Кармен» Ж. Бизе, Шарплеса в «Чио-Чио-Сан», репетировал партии Сильвио в «Паяцах» Р. Леонкавалло и Евгения Онегина.

В 1975 г. получил 3-ю премию на Международном конкурсе вокалистов имени Марии Канальс (Барселона, Испания).

Педагогическая деятельность

С 2003 г. ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории (профессор).

Концертная деятельность

27 мая 1975 г. дебютировал на сцене Большого театра в партии Роберта в опере «Иоланта» П. Чайковского.

С 1975 г. — солист оперной труппы Большого театра, с которым связана почти вся творческая биография певца. Работал с выдающимися дирижерами — А. Лазаревым, Е. Светлановым, Ю. Темиркановым, Г. Рождественским. Почти все спектакли, в которых он пел, были поставлены Борисом Александровичем Покровским.

В репертуар певца вошли ведущие лирические, а затем и драматические баритональные партии классической и современной русской и западноевропейской оперы. Среди них — Елецкий и Томский в «Пиковой даме», Онегин в «Евгении Онегине» и Роберт в «Иоланте» П. Чайковского, Веденецкий гость в «Садко» Н. Римского-Корсакова, Щелкалов в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Ди Поза в «Доне Карлосе», Ренато в «Бале-маскараде» и Яго в «Отелло» Дж. Верди, Сильвио и Пролог в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе, Скарпиа в «Тоске» Дж. Пуччини, Наполеон в «Войне и мире» и Фердинанд в «Обручении в монастыре» С. Прокофьева, Чичиков в «Мертвых душах» Р. Щедрина, Алексей в «Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева. 

Сенсационный успех принесло певцу исполнение партии Чичикова в мировой премьере оперы Р. Щедрина «Мертвые души» в 1977 г. Эта партия стала выдающимся достижением артиста, критики назвали ее «новым словом в оперном искусстве».  

Важная составляющая творчества — обширная концертная деятельность, включавшая множество сольных программ — в Зале имени П. И. Чайковского, в Большом зале Консерватории, концертном зале «Россия» (всего более 10 сольных концертных программ, сотни концертных выступлений). 

Много и успешно гастролировал за рубежом как в составе оперы, так и с концертами. Выступал с труппой Большого театра в Берлине, Франкфурте, на сцене Мюнхенской оперы, в Италии (Болонья, Неаполь, Катания), Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Люксембурге и других странах Европы, в Японии, Африке, Австралии.  

В 1979 г. стал одним из первых российских оперных певцов, который выступал на сцене сиднейского «Опера-хаус» (Австралия) в год открытия этого зала, исполнив сцены из «Дона Карлоса» и «Евгения Онегина», партии Роберта («Иоланта») и Мазепы («Мазепа»). 

В 1992 г. оставил сцену и начал заниматься предпринимательской деятельностью.  

Снимался в кинофильмах В. Меньшова «Ширли-мырли» и «Зависть богов». 

С 2000 по 2002 гг. — исполнительный директор Государственного академического Большого театра России.  

С 2002 по 2003 гг. — генеральный директор строящегося Московского международного дома музыки на Красных Холмах.

С 2004 г. возглавлял строительство многофункционального концертного зала в подмосковной Барвихе. В настоящее время — директор данного концертного зала.

Дискография

В коллекции Гостелерадиофонда хранятся свыше 50 записей А. С. Ворошило. Среди них: арии из опер Дж. Верди, Ш. Гуно, Р. Леонкавалло, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна; романсы А. Даргомыжского, П. Чайковского; песни А. Пахмутовой, Т. Хренникова, А. Новикова, С. Туликова, М. Фрадкина, Э. Колмановского и др.

Среди записей А. С. Ворошило: оперы «Кармен» Ж. Бизе (Моралес. Дирижер Ю. Симонов, 1977), «Мертвые души» Р. Щедрина (Чичиков. Дирижер Ю. Темирканов, 1982), «Пиковая дама» П. Чайковского (Томский. Дирижер А. Жюрайтис, 1984), «Борис Годунов» М. Мусоргского (Щелкалов. Дирижер М. Эрмлер, 1985). 

Использованы материалы сайта www.biograph.ru