Дмитриева
Екатерина Олеговна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Дмитриева<br /> Екатерина Олеговна

Член Международного общества друзей органа («Gesellschaft der Orgelfreunde», GdO)
Член Всероссийского Общества теории музыки
Обладатель приза зрительских симпатий Всероссийских дней нидерландского языка и культуры (2002)
Лауреат премии Федерального агентства по культуре и кинематографии «Молодым учёным за научные исследования в области культуры и искусства» (2004)
Дипломант конкурса профессионального мастерства «Лучший преподаватель детской школы искусств» (2005)
Дипломант IV Открытого фестиваля имени А. Ф. Гедике (2007)


Образование

Родилась в Москве. В 1994 году закончила теоретическое отделение музыкального училища им. Октябрьской революции (в настоящее время — МГИМ имени А. Шнитке), где обучалась у И. Д. Злобинской (музыкально-теоретические дисциплины), И. В. Егорова (композиция), П. А. Хазанова (фортепиано).

С отличием окончила Московскую консерваторию, в 1999 году как музыковед (класс проф. Ю. Н. Холопова), в 2000 как органистка (класс проф. А. А. Паршина). В 2002 году закончила аспирантуру Московской консерватории (научный руководитель проф. Ю. Н. Холопов, тема диссертации «Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции»).

Обучалась у преподавателей кафедры теории музыки проф. Н. А. Симаковой, В. С. Ценовой, Е. И. Чигарёвой, кафедры истории зарубежной музыки проф. Л. В. Кириллиной, Е. М. Царёвой, доц. Р. А. Насонова. Занималась композицией в классе проф. А. С. Лемана.

В 2001–2004 годы проходила стажировку на кафедре органа и клавесина Московской консерватории в классе органа доцента А. С. Семёнова.

Как музыковед повышала квалификацию у профессора факультета музыковедения Утрехтского университета в Нидерландах Р. Раса.

Стажировалась у ведущих европейских мастеров по органной интерпретации, бассо континуо, игре на клавикорде и основам органной импровизации (в Германии, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Швеции и т. д.). Принимала участие во многих зарубежных органных академиях и мастер-классах («Schleswig-Holstein Musikfestival», «Alkmaar Organ Festival», «Haarlem Organ Festival», «Stader Orgelforum», «NDR Orgelfestival», «GoArt Organ Academy», «Smarano Organ Academy» и др.). Среди педагогов, у которых она обучалась, — М. Бёкер, Э.-М. Беллотти, Ф. ван Вейк, Л. Гьелми, Х. Давидсон, П. ван Дейк, Ф. Делор, П. Дирксен, Л. ван Дуселар, Т. Йеллема, Т. Копман, Дж. Д. Кристи, Л. Ломанн, Кр. Олесен, Ж. ван Ортмерсен, В. Портер, Я. Рас, Л. Рогг, Ж. Спеерстра, Х. Фагиус, Х. Фогель, М. Хазельбёк, В. Церер и др.

Обучается игре на клавесине у проф. О. В. Мартыновой.

Научно-исследовательская деятельность

Основной круг научных интересов — история музыкальной теории Ренессанса и барокко, история исполнительской практики на старинных клавирных инструментах, вопросы теории композиции в музыкальных трактатах, вопросы методики анализа старинной музыки.

Большое внимание в своих исследованиях Е. О. Дмитриева уделяет изучению старинных европейских клавирных школ XIV–XVIII веков, клавирной и ансамблевой музыке Ренессанса и барокко, вопросам отражения исполнительской практики Ренессанса и барокко в музыкальной теории, документах, рукописях и других источниках XIV–XVIII веков, адаптируя полученные знания к современному исторически информированному исполнительству.

Выступает с научными докладами и лекциями на всероссийских и международных научных конференциях и симпозиумах. Автор ряда научных публикаций, посвящённых истории, теории и исполнительской практике старинной музыки, органному искусству (см. раздел «Публикации»). Составитель авторских учебных программ по предметам «История органной исполнительской практики» (совместно с М. В. Распутиной), «История старинной клавирной музыки», «Основы интерпретации клавирной музыки барокко».

Исполнительская деятельность

Е. О. Дмитриева владеет обширным репертуаром, охватывающим весь период сохранившейся органной музыки (с XIV века до наших дней). При этом основной приоритет она отдаёт сольной органной и ансамблевой музыке Средневековья, Ренессанса и барокко, а также современной музыке отечественных и зарубежных авторов.

Первый исполнитель ряда московских, российских и мировых премьер сольных, оркестровых и камерных современных сочинений с участием органа.

Значительное внимание органистка уделяет введению в концертный обиход малоисполняемых и неизвестных отечественному слушателю шедевров старинной музыки. В частности, ею был исполнен ряд сольных и ансамблевых тематических программ, посвящённых нидерландской музыке «Золотого века» (второй половины XVI–XVII веков), ранних поколений северонемецкой органной школы (XVI – первой половины XVII веков), Я. П. Свелинку и его школе. Е. О. Дмитриева — автор идеи, лектор и исполнитель (совместно с клавесинисткой М. Успенской) концертной программы «Великие клавирные мастера барокко: к 400-летию со дня рождения Матиаса Векмана (1616–1674)». В качестве лектора и исполнителя редко звучащей музыки И. Я. Фробергера принимала активное участие в международном фестивале «Froberger-Fest».

Концертирует в России и странах западной Европы. Неоднократно участвовала в концертах международных фестивалей: в международном органном форуме Штаде (ФРГ), международных органных фестивалях «Голландия» (Нидерланды), «Органная академия GoArt» (Швеция), «Органная академия Смарано» (Италия), «Froberger-Fest», «Московская осень», «Душа Японии», «Из прошлого в будущее», «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова», ежегодных Московских международных органных фестивалях, Ежегодном Международном Рождественском фестивале «Adeste fideles» в Санкт-Петербурге, и др.

Сотрудничает с лауреатами международных конкурсов А. Антоновой (клавесин), Д. Борковской (клавесин), О. Гречко (сопрано), Е. Дрязжиной (барочная флейта), Г. Кротенко (контрабас), Т. Матиняном (тенор), А. Семёновым (орган), М. Успенской (клавесин), О. Филипповой (клавесин), солистом оркестра Большого театра Э. Шахназаряном (флейта), и др.

В качестве солистки сотрудничала с юношеским оркестром «Премьера» (художественный руководитель — И. Дронов), Камерным оркестром Союза московских композиторов «Амадеус» (художественный руководитель — Ф. Кадена). Принимала участие в концертах в составе ансамбля «ЛАДЪ» (художественный руководитель — А. Семёнов).

Репортажи о сольных концертах Екатерины Дмитриевой транслировались по ТВ-каналу «Культура».

Педагогическая деятельность

В 2000–2003 годах преподавала историю западноевропейской музыки на факультете музыкально-исполнительского искусства в Государственной академии Славянской культуры.

В 2000–2011 годах вела класс органа и камерного ансамбля с органом в Детской школе искусств им. А. С. Даргомыжского (среди её учеников — лауреаты международных, всероссийских и региональных конкурсов, многие из которых стали профессиональными музыкантами), финалист и дипломант конкурса «Лучший преподаватель Детской школы искусств в 2005 году».

С 2003 года преподаёт в Московской консерватории. Ведёт полифонию, сольфеджио, гармонию, музыкальную теорию. С 2007 года читает авторский факультативный курс для органистов «История органной исполнительской практики», разработанный в соавторстве с М. В. Распутиной. С 2016 года ведёт авторский курс «Основы интерпретации клавирной музыки барокко» для пианистов, клавесинистов и органистов.

Руководит выпускными квалификационными работами ассистентов-стажёров, главным образом по органной тематике, о музыке, начиная с XVI века и вплоть до наших дней.

В 2013–2016 годах преподавала в МССМШ им. Гнесиных, где читала авторский лекционно-практический курс «История старинной клавирной музыки» для 1 курса пианистов.

Музыкально-просветительская деятельность

Е. Дмитриева ведёт активную просветительскую деятельность, выступая в качестве художественного руководителя, организатора, исполнителя, лектора, педагога по подготовке концертных проектов.

Автор идеи, художественный руководитель и главный координатор международного научно-творческого проекта «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка».

Была одним из координаторов II международного фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова». Член оргкомитета международного фестиваля «На пересечении прошлого и будущего: к 80-летию со дня рождения А. Г. Шнитке».

Организатор, исполнитель и ведущая ряда тематических концертных программ и абонементов (в том числе абонемента «Семь веков органной музыки» в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Св. Апостолов Петра и Павла на историческом органе «Sauer»).

Е. О. Дмитриева неоднократно организовывала в России мастер-классы ведущих зарубежных исполнителей и педагогов по органу, клавесину, клавикорду, органной импровизации, ренессансному вокально-ансамблевому репертуару. В разные годы приглашала в Россию таких выдающихся музыкантов, как Д. Голдобин (лютня, клавесин), П. Дирксен (клавесин, орган), Т. Йеллема (орган), Я. Рас (клавикорд, орган, органная импровизация), П. Филипс (ренессансный вокальный ансамбль) и др.

По приглашению Е. О. Дмитриевой с лекциями и докладами на международных научных конференциях в России выступали выдающиеся учёные П. Дирксен (Нидерланды), Р. Рас (Нидерланды), А. Эдлер (Германия).

Контактный e-mail: edmitrieva@mosconsv.ru

Основные публикации в научных и периодических изданиях

1. Попова Е. Ян Свелинк — композитор, органист, теоретик. Очерки музыкальной культуры Нидерландов эпохи «Золотого века» // Из дипломных исследований 1999 года. МГК, 2002. — С. 5–42.
2. Попова Е. Искусство Я. П. Свелинка: музыкальная теория и практика на границе эпох // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция: Материалы научно-практической конференции. — М., 1999. — С. 99–111.
3. Попова Е. Смех Гоголя в музыке Альфреда Шнитке: «Ревизская сказка» // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний Шнитке-центра. Вып. 2. Сборник статей. — М., 2001. — С. 110–141.
4. Попова Е. На заре Нового времени: трактат Яна Свелинка о композиции // Мир музыки. 2002. № 3–4/13. — Баку, 2002. — С. 140–150.
5. Попова Е. Семьдесят лет сотворения: музыкальная вселенная Юрия Николаевича Холопова // Музыка и время. 2002. № 11. — С. 35–38.
6. Попова Е. Загадка гамбургских рукописей. К исследованию теории композиции в северной Германии XVII века // SATOR HOLOPOV TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (К 70-летию со дня рождения): сборник статей. — М., 2003. —  С. 135–142.
7. Попова Е. У истоков науки о гармонии Нового времени: контрапункт и гармония в трактате Я. П. Свелинка «Правила композиции» // Гармония: проблемы науки и методики. Сборник статей. Вып. 2. — Ростов-на-Дону, 2005. — С. 67–102.
8. Попова Е. Музыка в протестантской церкви Нидерландов и Германии: от Свелинка до Баха // Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха: Сборник статей. — М., МГК, 2006. — С. 39–160.
9. Попова Е. «Голоса» эпохи: золотой век голландского органа // Оркестр. Инструменты. Партитура: сборник статей. Вып. 2. — М., МГК, 2007. — С. 128–166.
10. Дмитриева Е. Нидерланды. Северные Нидерланды // Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков. Учебное пособие. — М., 2007. — С. 31–42; — М., 2009. — С. 205–243.
11. Дмитриева Е. Человек Возрождения. К юбилею профессора Наталии Александровны Симаковой // «Российский музыкант» № 9 (1265), декабрь 2008
12. Дмитриева Е. К юбилею Н. А. Симаковой // Музыка и время. 2009. № 1. — С. 9–10.
13. Попова Е. Музыкальная летопись Голландии: собрание Адриана Валериуса «Нидерландский памятник в звуке» (1626) // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию со дня рождения Евгении Ивановны Чигарёвой. Сборник статей. Москва: Издатель Доленко, 2010. — С. 8–43.
14. Дмитриева Е. О. Учебная программа по предмету «История старинной клавирной музыки». — М., 2013.
15. Дмитриева Е. Настоящий музыкант. К юбилею профессора Наталии Александровны Симаковой // «Российский музыкант» № 2 (1313), февраль 2014
16. Распутина М. В., Дмитриева Е. О. Учебная программа по предмету «История органной исполнительской практики» для музыкальных ВУЗов. — М., 2016.
17. Лыжов Г., Дмитриева Е. Виды контрапункта в «Мусикийской грамматике» Николая Дилецкого // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследований: сборник статей. — М., 2016. — С. 217–232.
18. Дмитриева Е. О. Учебная программа по предмету «Основы интерпретации старинной клавирной музыки» для музыкальных ВУЗов. — М., 2016.
19. Дмитриева Е. О. Генерал-бас, контрапункт и гармония в трактате Я.П.Свелинка «Правила композиции» // Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка. Сборник статей на двух языках / редактор-составитель Е. О. Дмитриева. Материал находится в печати.
20. Дмитриева Е. Дух дышит, где хочет. Необычный музыкальный фестиваль в Подмоклово // Музыкальная жизнь, № 7—8, С. 58—60
21. «Люди очень любят старинную музыку!..» Рубрика «Профессиональный разговор». Беседа с профессором ФИСИИ О. В. Мартыновой. К юбилею клавесинистки и педагога // «Российский музыкант» № 8 (1355), ноябрь 2018.
22. Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка // Сборник статей на двух языках по материалам международной научной конференции / редактор-составитель Е. О. Дмитриева. Материал находится в печати.

Концерты


18
МАР
2023

VI Международный форум испанского искусства «Música Ibérica»

26
ОКТ
2022

III Фестиваль «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова»

6
МАР
2022

Música Antigua

18
МАР
2021

«Música Barroca»

3
МАР
2020

Música antigua. Концерт испанской старинной музыки

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Алексей Семёнов

Заслуженный артист России

Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

все записи »