Ширинский
Сергей Петрович

  • Годы работы: 1931 - 1974
  • Профессор

Виолончелист, педагог
Народный артист РСФСР (1965)
Профессор (1945)
Награжден Золотой медалью Московской консерватории (1923)
Лауреат Сталинской премии (1946)


Родился 5 июля 1903 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). 

Брат В.П.Ширинского. Первым музыкальным наставником Ширинского была его мать, пианистка. Она же создала «семейное» фортепианное трио (партию скрипки исполнял В. Ширинский), которое сыграло большую роль в развитии юного музыканта. В 1913 году семья переехала в Москву, где Ширинский начал посещать частные музыкальные курсы (игру на виолончели преподавал М. Е. Букиник, воспитанник А. А. Брандукова). Достигнутые успехи позволили Ширинскому играть соло в небольших концертных аудиториях. В 1914 году он был зачислен практикантом в оркестр кинотеатра «Художественный». Через год в должности «ответственного виолончелиста» играл в аналогичном коллективе кинотеатра «Унион» (за тем же пультом играл Г. П. Пятигорский, тогда студент Московской консерватории по классу А. Э. фон Глена). В период революционных потрясений и Гражданской войны (1917–1923) Ширинский неоднократно выезжал на фронт в составе военных оркестров.

Выдержав экзамены в Московскую консерваторию, занимался сначала под руководством Глена, после отъезда его из России — у Брандукова. С триумфом выдержал выпускной экзамен (1923), в 1929 окончил аспирантуру при консерватории.

Концертная деятельность

В 1922–1932 годах участник Персимфанса. В 1923 году был приглашен на должность концертмейстера группы виолончелей в оркестр Большого театра. Тогда же состоялись первые выступления Квартета, созданного по инициативе выпускников консерватории Д. М. Цыганова, В. В. Борисовского и братьев Ширинских (впоследствии — имени Бетховена). Отмечая выдающееся мастерство всех участников квартета, критики восхищались особой поэтичностью инструментальной речи Ширинского. В 1973 году ему посвятил свой Четырнадцатый струнный квартет Д. Д. Шостакович. С неизменным успехом проходили сольные концерты Ширинского, его выступления с крупнейшими отечественными оркестрами и дирижерами во многих республиках и городах страны. Пресса особо отмечала одухотворенность и благородство фразировки, выразительный могучий тон, виртуозность его игры. Помимо сочинений, составляющих «золотой фонд» виолончельной литературы, одним из первых исполнил малоизвестную тогда «Балладу» С. С. Прокофьева, Первую виолончельную сонату Н. Я. Мясковского, «Поэму» А. А. Крейна, Концерт-рапсодию А. И. Хачатуряна, «Экспромт» В. П. Ширинского и др., сонаты для виолончели соло П. Хиндемита, А. Онеггера, З. Кодая, рапсодию «Шеломо» Э. Блоха. Выдающийся интерпретатор Сонаты для виолончели и фортепиано Шостаковича (сер. 1930-х гг.). Еще в конце 1920-х гг. проявил особый интерес к музыке И. С. Баха, в частности к его Сюитам для виолончели соло и проблемам их интерпретации. Высокую оценку получила осуществленная им позднее редакция сюит. Осуществил ряд переложений и обработок пьес К. Сен-Санса, Н. А. Римского-Корсакова, Н. Паганини, П. Сарасате. Выступал в ансамбле с А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым, М. В. Юдиной, Э. Г. Гилельсом. На протяжении десятков лет возглавлял группы виолончелей наиболее авторитетных оркестров страны. С 1920 года играл в оркестре Большого театра, в разные годы — концертмейстер оркестра Московской филармонии, ГСО СССР, БСО. Его высоко ценили Н. С. Голованов, С. А. Самосуд, А. В. Гаук, А. Ш. Мелик-Пашаев, Л. П. Штейнберг, О. Фрид, О. Клемперер, Л. Стоковский, Г. Абендрот, Ш. Мюнш.

Педагогическая деятельность

Неординарны заслуги Ширинского в области педагогики. В разные годы преподавал в музыкальных училищах при Московской консерватории и им. М. М. Ипполитова-Иванова. Основываясь на методике обучения Глена, Брандукова и С. М. Козолупова, не последовал ни одной из них (по отдельным высказываниям можно предположить, что наиболее близки Ширинскому были художественные взгляды Брандукова, связанные с романтической свободой интерпретаторского искуства). В методике Ширинского доминировала устремленность к постоянному поиску нового, более совершенного, нетрадиционного. Это касалось не только трактовки того или иного сочинения, но и давно устоявшихся технических приемов игры (штрихов, аппликатуры, вибрации и т. п.). Важным для него было воспитание вкуса, проникновения в характер, стиль, особенности образного содержания играемой музыки. Известно, что Ширинский настойчиво рекомендовал ученикам играть в ансамбле, посещать квартетные и оркестровые классы.

Умер 18 октября 1974 года в Москве.

Ученики

Среди учеников: М. Анастасьев, В. Бриль, А. Губкин, И. Дмитриев, Л. Зимина, Т. Иванишко, Е. Мищенко, С. Множин, А. Моисеев, Г. Мэр, А. Штейн, В. Баушев (Болгария), Буйза Тыонг (КНР), Р. Яблонский (ПНР).

Литература о данном педагоге

  • Музыкальная энциклопедия / Гл. редактор Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982
  • Московская консерватория. 1866–1966 / Ред. коллегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина (Рукавишникова). М., 1966
  • Богуславский С. Виолончелист Ширинский // Музыкальное обозрение. 1924. 8 апр.
  • Шульман М. Три виолончелиста. Св. Кнушевицкий, Г. Пеккер, С. Ширинский // Музыка. 1937. 16 апр.
  • Гаук А. Виртуозы оркестра // «Советское искусство». 1946. 1 марта
  • Цыганов Д. Виднейший виолончелист нашего времени // Советская культура. 1974. 25 окт.
  • Альтман А. Маэстро виолончели // «Советская музыка». 1974
  • Павлуцкая Н. Юбилейный вечер С. Ширинского // «Музыкальная жизнь». 1974
  • Давидян Р. Квартетное искусство. М., 1994.

Источник: Т. А. Гайдамович