Эрденко
Михаил Гаврилович

  • Годы работы: 1935 - 1940
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР, Заслуженный артист Республики
  • Профессор
Эрденко<br /> Михаил Гаврилович

Родился 22 ноября 1885 г., с. Бараново Курской губернии, умер 21 января 1940 г., Москва.

Скрипач, педагог, композитор.

Обучался игре на скрипке под руководством отца. В 5-летнем возрасте выступил в публичном концерте в Харькове. Окончил Московскую консерваторию в 1904 по классу И. В. Гржимали с малой золотой медалью.

В 1904–05 преподавал в Музыкальном училище в Самаре. В 1905 вернулся в Москву, участвовал в революционных событиях, за что был выслан в Вологду, затем в Архангельск. С 1910 — преподаватель Музыкального училища Киевского отделения ИРМО (в 1913 преобразовано в консерваторию), где одновременно возглавлял квартет. Выступал как солист и дирижер в Киеве и других городах. Летом 1911 совершенствовался в Бельгии у Э. Изаи. После 1917 совместно с Р. М. Глиэром и К. Н. Михайловым участвовал в реорганизации Киевской консерватории. С 1922 жил в Москве. Один из первых советских музыкантов, гастролировавших за рубежом (с женой, пианисткой Е. О. Эрденко): в Польше (1926), Китае и Японии (1927–28), в начале 1930-х гг. — вторично в Польше, в Эстонии, Латвии, Литве, Германии (участвовал в антифашистских концертах). Был в числе первых советских музыкантов, получивших звание заслуженного артиста Республики. Игре Эрденко свойственны необыкновенная красота и певучесть звука, яркая виртуозность (влияние искусства «чешского Паганини» – Ф. Ондржичека, с которым Эрденко встречался в доме Ф. Лауба, а также Я. Кубелика), стихийность, раскрепощенность (характерные glissando, подчеркнутое акцентирование, использование некоторых приемов игры народных скрипачей). В репертуар наряду с произведениями русской и зарубежной классики входили собственные сочинения и транскрипции. Считался мастером миниатюры, однако с большим успехом исполнял также концерты Л. ван Бетховена, И. Брамса, П. И. Чайковского, Чакону И.С. Баха, «Крейцерову сонату» Бетховена. Автор «Сонаты в старинном стиле», пьес для скр. и фп., романсов для голоса с фп., а также каденций к скр. концертам Н. Паганини и Брамса, сонате «Трель дьявола» Дж. Тартини, транскрипций произведений Ф. Шопена, Брамса, Д. Поппера, Г. Венявского, А.А. Алябьева, Чайковского, С.В. Рахманинова.

С 1935 преподавал в Московской консерватории (одновременно в ЦМШ и Музыкальном училище при Московской консерватории). На его педагогический стиль повлияли методические установки Гржимали и творчество Изаи. Лауреат Московского конкурса скрипачей в ознаменование 40-летия музыкально-педагогической деятельности Гржимали (Москва, 1910, 2-я премия).