Мураталиева (Фахрутдинова)
Суфия Гафутдиновна

  • Кандидат искусствоведения
  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации
  • Доцент
Мураталиева (Фахрутдинова)<br /> Суфия Гафутдиновна

Родилась в городе Москве. В 1968 году с отличием окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по специальности «теория музыки». В 1973 году с отличием окончила Московскую консерваторию по специальности «история музыки».

С декабря 1974 по 1980 год — инструктор Отдела культуры Центрального Комитета Коммунистической партии Киргизии. В 1980-1992 годах работала в Министерстве культуры СССР в Управлении учебных заведений, с 1992 г.ода — в Министерстве культуры России. 

Завершила свою работу в Министерстве в 2003 году в должности заместителя начальника Управления науки и образования (Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2001 г. № 762 присвоен квалификационный разряд государственного советника 1 класса). В 2003–2005 годах — проректор по учебной работе Московской консерватории. В настоящее время доцент кафедры истории зарубежной музыки, учёный секретарь учёного совета, заместитель декана  ИТФ.

Педагогическая деятельность:

В 1973-1980 годах преподаватель кафедры теории музыки и композиции (спецкурсы истории зарубежной музыки и анализа музыкальных произведений для теоретиков, анализа также у исполнителей, руководство дипломными и курсовыми работами) Киргизского государственного института искусств.

По совместительству — преподаватель в Киргизском музыкальном училище (курс русской музыкальной литературы у исполнителей). В 1990-е годы по совместительству заведовала кафедрой музыкальных дисциплин Академии эвритмического искусства (вела курсы истории и теории музыки, сольфеджио). С сентября 2005 года доцент — кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.

Научный руководитель следующих курсовых работы по истории зарубежной музыки:

  • Данилова Екатерина. Магнификат Карла Филиппа Эмануэля Баха: слово и музыка. М., 2007.
  • Станишевский Ярослав. Клавирное творчество К. Ф. Э. Баха на примере его шести «Собраний (сонат, свободных фантазий и рондо) для профессионалов и любителей). М. 2010.
  • Шардакова Екатерина. Мелодрама Иржи Антонина Бенды «Медея»: к истории жанра. М., 2014.

Научный руководитель следующих выпускных квалификационных работ по творческо-исполнительским специальностям и рефератов ассистентов-стажёров:

  • Гулин Александр. Становление виолончельного исполнительского искусства в творчестве Луиджи Боккерини. М., 2008
  • Борковская Дарья. Клавирные концерты К. Ф. Э. Баха. М., 2008.
  • Чабаева Альбина. Фортепианные дуэты Ф. Шуберта в контексте жанра и исполнительства. М., 2012.
  • Чабаева Марьяна. Клавир в камерных ансамблях И. С. Баха. М., 2012.
  • Макеев Дмитрий. Камерные ансамбли Франсуа Куперена. М., 2014.
  • Котляревская Юлия. Жанр нетактированной прелюдии во французской клавесинной школе: традиции и проблемы исполнительства. М., 2015.
  • Емельянова Татьяна. Барочная музыка в арфовом репертуаре. М., 2018. 

Имея опыт организационно-практической работы в области образования, также читает специальный курс для аспирантов и ассистентов-стажеров «Организационные основы системы образования».

Научные труды. Издания. Публикации:

Ряд публикаций и выступлений связан с темой диссертации. Другая область интересов — вопросы художественного образования. По заданию Министерства культуры России подготовлено два аналитических обзора по образованию в сфере культуры и искусства (2002, 2003). Была членом советов Министерства образования России — по государственным образовательным стандартам, по гуманитарному и социально-экономическому образованию и другим.

Список научных публикаций за последние 5 лет:

  • «Великий Бах»: Статья // «Музыковедение». 2011. № 9. С. 10-15.
  • Й. Гайдн – размышления к юбилею: Статья // «Театр. Живопись. Кино. Музыка». 2011. № 2. С. 151-164.
  • Зингшпиль Иржи Антонина Бенды – первая опера на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира: Статья // «Театр. Живопись. Кино. Музыка». 2014. № 2. С. 135 146.
  • К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка: Статья // «Старинная музыка». 2014 № 2 (64). С. 1 5.
  • Послания из XVIII века: Карл Филипп Эмануэль Бах как автор писем. Статья // Буклет к  музыкальному фестивалю к 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха «Для знатоков и любителей». 18 21 марта 2014 года. МГК. С. 11 13.
  • Для знатоков и любителей. Приношение Карлу Филиппу Эмануэлю Баху: Статья // «Российский музыкант». 2014. № 4 (1315).  С. 1.
  • Гамбургский Бах и его оратория «Воскресение и вознесение Иисуса»: Статья // «Музыковедение». 2015. № 1. С. 32 41.
  • Иржи Антонин Бенда и немецкий музыкальный театр последней трети XVIII века: Статья // «Музыкальная академия». 2015. № 3. С. 108–112.
  • «Медея» Бенды в Рахманиновском: Статья // Российский музыкант. № 7 (1336), октябрь 2016.
  •  Новый проект Московской консерватории: Возрождение русской оперной классики XVIII века: Статья // Российский музыкант. № 8 (1337), ноябрь 2016.
  • Музыка Моцарта – театр: Статья // Музыка – Театр: Сборник статей. М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2016. 190 с. С. 33-44.
  • Карл Филипп Эмануэль Бах как автор писем: Статья // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788): К 300-летию со дня рождения: Сборник статей / ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. 272 с. С. 13-20.
  •  Вокально–инструментальное творчество К. Ф. Э. Баха: Статья. // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788): К 300-летию со дня рождения: Сборник статей / ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. 272 с. С. 156-192.
  •  Загадка библиотеки Танеева. К истории появления трактата К. Ф. Э. Баха: Статья // С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и ученик : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции навстречу 150-летию Московской консерватории / Ред. кол.: И. А. Скворцова, Н. Д. Свиридовская, Е. В. Потяркина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. 288 с. С. 195-204.

Список учебно-методических изданий:

  • Музыкальное воспитание. Практический курс музыкальной грамоты. Программа. М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2011. 11 с.
  •  История музыки (зарубежной): Примерная учебная программа для направления подготовки (специальности) 073200 «Искусство концертного исполнительства» (к третьему поколению Федеральных государственных образовательных стандартов). Утверждено УМО по музыкальному образованию МГК им. П. И. Чайковского 24.10.2011.  М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. 32 с.
  • Практический курс музыкальной грамоты. Ч. 1: Учебное пособие для студентов театральных вузов. М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2012. 29 с.

Составитель рабочих учебных программ по дисциплинам:

  • «История зарубежной музыки», «Вокальное искусство романтизма», «Современная музыка» для специальности 53.05.04 «Музыкально-театральное искусство» Специализация 01 — Искусство оперного пения:
  • «Организацонные основы системы образования» для направления подготовки: 50.06.01 Искусствоведение; специальностей 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам), 53.09.02 Искусство вокального исполнительства (по видам), 53.09.03 Искусство композиции, 53.09.04 Мастерство музыкальной звукорежиссуры, 53.09.05 Искусство дирижирования (по видам).

Выступления на конференциях:

  • 2009 год: Научная конференция к 200-летию смерти Й. Гайдна и 200-летию рождения Ф. Мендельсона  (2009) – тема выступления  «Клавирная соната в творчестве Йозефа Гайдна».
  • 2012 год: Международная конференция «Старинная немецкая музыка и современная исполнительская практика» (11 13 декабря 2012 года)   тема выступления «Гамбургский Бах и его оратория «Воскресение и Вознесение Иисуса» (Wq.240)» (12 декабря)
  • 2013 год: Международная научная конференция «Оперный театр: история и современность» (27–30 ноября 2013 года)   тема выступления «Ромео и Джульетта» Иржи Антонина Бенды — первая опера на сюжет шекспировской трагедии (29 ноября).
  • 2014 год: Международная научная конференция «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка» (19 21 марта 2014 года) – выступления  на темы «Карл Филипп Эмануэль Бах в России» (19 марта) и «К.  Ф. Э. Бах и его духовные оды» (20 марта).
  • 2015 год: Научно-практическая конференция «Исполнительское искусство Бориса Тевлина в контексте развития отечественной хоровой культуры 2-й половины ХХ – начала XXI вв.» (8 апреля 2015 года) – тема выступления «Хоровая музыка К. Ф. Э. Баха».
  • Международная научно-практическая конференция «Навстречу 150-летию Московской консерватории. С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик» (25–27 ноября 2015года)    тема выступления  «Загадка библиотеки С. И. Танеева. К истории появления трактата К. Ф. Э. Баха» (26 ноября).
  • 2016 год: Научная конференция «Моцарт и его время» (10–11 ноября 2016 года)   тема выступления «”Серьезный” зингшпиль как явление в истории немецкой оперы. “Альцеста” А. Швейцера и “Ромео и Джульетта” И. А. Бенды» (11 ноября 2016).

Контактный e-mail: Sufiya@yandex.ru