Хачатурян
Карэн Суренович

  • Годы работы: 1952 - 2011
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР
  • Профессор
Хачатурян<br /> Карэн Суренович

Награжден орденами Дружбы (1995), «Знак Почета» (2000), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007)
Лауреат Государственной премии СССР (1976), Премии Мэрии г. Москвы (1999), Государственной премии РФ (2002)

Лауреат Конкурса молодых композиторов в Праге (1947, I премия)
Член Союза композиторов СССР (РФ)
Секретарь Союза композиторов России
Член Международного общества Д. Д. Шостаковича


Родился в г. Москве. Племянник А. И. Хачатуряна. С восьми лет начал обучаться музыке: по фортепиано у О. Ф. Гнесиной, по композиции у Е. О. Месснера. В 1941 г. поступил на композиторский факультет Московской консерватории, однако в связи с началом войны был призван в действующую армию.

Служил в ансамбле НКВД. Затем вновь (с декабря 1942 г.) занимался в Московской консерватории у В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича и Н. Я. Мясковского.

В 1947 г. на Всемирном фестивале демократической молодежи в Праге его Соната для скрипки и фортепиано получила I премию. В 1949 г. окончил Московскую консерваторию. В аспирантуре совершенствовался по специальности «композитор-педагог» под руководством Н. Я. Мясковского.

C 1957 г. был членом Правления Союза композиторов СССР. Автор Государственного гимна Сомали (1972). Занимался исполнительской, композиторской и педагогической деятельностью. Осуществил общую редакцию книги У. Пистона «Оркестровка» (1990).

Умер 19 июля 2011 г.

Педагогическая деятельность:

С 1952 г. по 2011 гг. преподавал на кафедре инструментовки и сочинения Московской консерватории. В 1980–1997 гг. был заведующим кафедрой инструментовки. С 1981 г. – профессор.

Ученики:

Среди учеников: А. Шнитке, С. Губайдулина, А. Виеру, А. Балтин, А. Чайковский.

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри конкурса скрипачей (Белград, 1976), пианистов (Монреаль, 1985), Международного конкурса балета (1997).

Председатель жюри I и II Детcких конкурсов пианистов им. Д. Д. Шостаковича (1995, 1999), председатель жюри по специальности «виолончель» Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1998).

Публикации об этом педагоге:

  • Долинская Е. Карэн Хачатурян. М., 1975

Сочинения:

Балеты:

  • «Чиполлино» (1973)
  • «Белоснежка» (1994–1995) 

Оперетта:

  • «Простая девушка» (1959)

Оратория:

  • «Миг истории» для чтеца, хора и симфонического оркестра (1971)

Для голоса и хора с оркестром:

  • Кантата «Цвети и здравствуй молодость» (1948)
  • Кантата «У вербы одинокой» (1950)

Для оркестра:

  • Симфония № 1 (1955)
  • Симфония № 2 (1968)
  • Симфония № 3 (1982)
  • «Эпитафия» симфония № 4 для струнного оркестра и ударных (1985)
  • Симфониетта (1949)
  • Увертюра (1949)
  • Сюита № 1 (1949)
  • Молодежная увертюра (1951)
  • 5 сюит для оркестра (1951–1955)
  • Дифирамб в честь С. С. Прокофьева для оркестра (1996)

Для инструментов с оркестром:

  • Концерт для виолончели с оркестром (1983)

Для инструментальных ансамблей:

  • Соната для скрипки и фортепиано (1947)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1966)
  • Квартет № 1 (1969)
  • Квартет № 2 (1999)
  • Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1981)
  • Трио для скрипки, альта и виолончели (1984)

Музыка более чем к 40 кинофильмам (в том числе: «Желтый аист», «Непослушный котенок», «Необыкновенный матч», «Ждите писем», «Чиполлино», «Семь нянек», «Подвиг во льдах»), более чем к 20 спектаклям (в том числе: «Отверженные» В. Гюго, «Два веронца», «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Никто» Эдуарде де Филиппе, «Сотворившая чудо» У. Гибсона, «Четвертый позвонок» М. Ларни, «Внук короля» Л. Шейнина), песни, пьесы для духового оркестра и другие сочинения.

Отзывы прессы:

«Соната для скрипки и фортепиано К. Хачатуряна является ярким, талантливым произведением. Привлекает внимание слушателя драматической взволнованностью, естественностью развития и движения. Соната неоднократно мной исполнялась в концертах в разных городах Советского Союза и за рубежом, и неизменно вызывала интерес у публики...» Давид Ойстрах, «Москва»

«Музыка I симфонии оставляет сильное, яркое впечатление, она захватывает красотой своих мелодических образов, динамикой их развития. Это – зрелое, глубоко выношенное, продуманное, тщательно отделанное в деталях произведение...» Р. Щедрин, «Правда»
«...С большим успехом прозвучала I симфония Карэна Хачатуряна. Она отличается зрелостью мастерства, совершенством формы, богатством фантазии и свободным владением оркестра...» «Звук»

«Карэн Хачатурян впервые выступает в жанре оперетты. Эмоциональность и мелодичность его музыки, проникнутой юмором, дают основание предполагать, что театр нашел еще одного "своего" композитора. В оперетте "Простая девушка" много хороших, разнообразных по характеру и колориту музыкальных номеров, которые легко запоминаются...» «Вечерняя Москва»

«...соната для виолончели и фортепиано – большая удача композитора. Глубина мысли, виртуозная разработка музыкального материала, красиво льющаяся мелодия – все это захватывает слушателя, производит очень сильное впечатление...» Д. Шостакович, «Правда»
«...кульминационным и самым живым моментом концерта было исполнение сонаты для виолончели и фортепиано Карэна Хачатуряна – музыканта с резко выраженной творческой индивидуальностью и не подчиняющегося рутинному мышлению...» «Унита»

«Настоящее чувство жанра, изобретательность оркестровки, неистощимый юмор обнаружил он в своей музыке к мультипликационным фильмам "Желтый аист", "Лесные путешественники", "Когда зажигаются елки" и др. Эти фильмы были премированы на международных кинофестивалях...» «Советская музыка»

«Русская мультипликация "Непослушный котенок" сопровождается приятной музыкой К. Хачатуряна и сделана в хорошем цвете. Она очаровательна, в духе довоенных фильмов Диснея...» «Ноталь Дейли Ньюс»
«Его сюита "В цирке" покорила присутствующих своим изяществом и блеском, поэтичностью и красотой...» «Ставропольская правда»

«Ваш квартет произвел на меня очень сильное впечатление своей глубиной, серьезностью, яркой тематикой, удивительным звучанием...» Из письма Д. Шостаковича к К. Хачатуряну
«Вторая симфония привлекла внимание своей содержательностью, мастерством изложения. Здесь композитор подчас обращается к новым для себя средствам, но делает это органично, естественно для своей индивидуальности...» «Музыкальная жизнь»

«Вторая симфония Карэна Хачатуряна – одно из самых значительных произведений композитора. Она состоит из двух частей и привлекает внимание слушателей своим драматизмом, необычным замыслом и совершенствам воплощения...» «Болгарская музыка»
«Трудно переоценить то значение, которое имела в 50—60 годы легкая оркестровая музыка Карэна Хачатуряна: его марши, вальсы, польки, галопы, написанные для равных кинофильмов, сходя с экранов, звучали постоянно по радио, исполнялись эстрадно-симфоническими оркестрами и становились широко популярными...» Ю. Левитин «Музыкальная жизнь»

«Премьера оратории стала значительным событием в жизни нашего искусства: ...написанная "документально-публицистическим пером", музыка Карэна Хачатуряна свидетельствует о зрелом мастерстве композитора, вписавшего новую, интересную страницу в музыкальную Лениниану...» «Советская музыка»