Мартиросян (Тернова)
Наталья Тихоновна

  • Кандидат искусствоведения
  • Профессор
Мартиросян (Тернова)<br /> Наталья Тихоновна

Родилась в г. Ереване (Армения). В 1976 г. с золотой медалью окончила Специальную музыкальную школу десятилетку им. П. И. Чайковского при Ереванской консерватории (класс фортепиано профессора А. А. Амбакумян — воспитанницы К. Н. Игумнова). В 1981 г. с отличием окончила фортепианный факультет Московской консерватории (класс профессора Л. Н. Наумова).

В 1985 г. — аспирантуру Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительского искусства» (научный руководитель — профессор М. А. Смирнов). В 1988 г. стажировалась в Музыкальной академии им. Ф. Листа в Будапеште.


Педагогическая деятельность:

В 1985–1993 гг. — преподаватель Ереванской консерватории (специальное фортепиано, педагогическая практика, курс лекций «Актуальные проблемы современного исполнительского искусства»); с 1991 г. — в должности доцента.  С 1997 г. и по настоящее время работает на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории. С 2004 г. — доцент (учёное звание — 2007 г.). С января 2016 года работает в должности профессора.

В фортепианном классе Н. Т. Мартиросян проходят подготовку студенты оркестрового, историко-теоретического, вокального, дирижёрского и композиторского факультетов. Они активно участвуют в тематических концертах  кафедры  в залах Московской консерватории и других, классных вечерах, различных конкурсах и фестивалях, показывая высокий уровень профессионального владения  фортепиано и раскрытия музыкального содержания исполняемых сочинений.

За последние 5 лет было подготовлено 7 лауреатов всероссийских конкурсов, из них 4 лауреата I премии: Азамат Аппаков (дирижёрско-хоровой факультет), Пётр Фролов-Багреев (дирижёрско-хоровой факультет), Дарья Попрас (оркестровый факультет), Ростислав Кузьмин (вокальный факультет), 2 лауреата II премии Диана Мартиросян (вокальный факультет), Татьяна Любомирская (историко-теоретический факультет), 1 лауреат III премии Ольга Савельева (историко-теоретический факультет).

Среди многочисленных  выпускников её фортепианного класса прошлых лет замечательные и известные музыканты виолончелисты Сергей Антонов, Александр Рамм, скрипачи Юлия Игонина, Тимур Пирвердиев, Татьяна Поршнева, Александр Кузавов, Ксения Анохина, Полина Борисова,  флейтисты Максим Рубцов, Николай Хазанов, Сергей Игрунов, Мария Акинфина, Екатерина Пителина, кларнетисты  Артур Назиулин, Антон Мойсеенко,сопрано Анна Самуил, ударник и композитор Андрей Дойников, работающие солистами филармоний и в ведущих симфонических оркестрах России, солистами театров, педагогами; выпускники историко-теоретического и дирижёрского факультетов Марина Переверзева, Елена Мусаэлян, Туяна Будаева, Александр Гордон,  Эльдар Мусин и многие другие, успешно проявляют себя в в различных областях музыкальной  деятельности.

Учебные курсы, мастер-классы:

В 1988 г. проводила мастер-классы в Музыкальной академии им. Ф. Листа в Будапеште.

Контактный e-mail:  

nat-martis@yandex.ru

Концертная деятельность:

Выступает как солистка и концертмейстер. В 1998 г. в качестве концертмейстера у вокалистов участвовала в Международном конкурсе им. П. И. Чайковского и начала плодотворное сотрудничество с лауреатом международных конкурсов, солистом ГАБТа и Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Оганесом Георгияном (тенор).

Их совместные выступления регулярно проходят в городах России, Украины и Италии. С 2003 г. ими ведется цикл концертов по теме «Итальянская музыка XVII–XX веков» в концертных залах Москвы (Рахманиновский зал Московской консерватории, Зал Дома Ученых, Арбат-опере, Центральном доме работников искусств). В 2006 г. начат цикл концертов в Центральном доме работников искусств «Играет и рассказывает пианистка, кандидат искусствоведения Наталья Мартиросян» с участием солистов-вокалистов и инструменталистов, лауреатов международных конкурсов. Были проведены концерты, посвященные творчеству Фридерика Шопена, Сергея Прокофьева, Клода Дебюсси, Джузеппе Верди,  Михаила Глинки, Вольфганга Амадея Моцарта. Петра Ильича Чайковского и др. Они проводились в концертных залах ЦДРИ, Музее-квартире Марины Цветаевой, Концертном зале им. Н. Я. Мясковского Московской консерватории.

Участвует в ежегодных тематических концертах («Музыка ХХ века», «Из Пушкинского времени», «В кругу друзей», «Музыкальный салон» и др.) педагогов межфакультетской кафедры фортепиано в Рахманиновском зале Московской консерватории.

Дискография:

Имеет фондовые записи на Ереванском и Будапештском радио сочинений А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, а также композиторов Армении (А. Хачатуряна, Э. Мирзояна, А. Бабаджаняна, А. Арутюняна, Г. Чеботарян, Г. Читчян) и Венгрии  (Дж. Куртага, Л. Боршоди). В 2004  . выпущен CD-диск совместно с Оганесом Георгияном (тенор) сочинений для голоса и фортепиано итальянских композиторов XVII–XX веков.

Научные труды. Издания. Публикации:

Кандидатская диссертация «Национальное своеобразие фортепианного стиля Арно Бабаджаняна». Московская консерватория, 1986.

В 2018 году (февраль — март) прошла курс повышения квалификации профессора В. П. Чинаева «Из истории исполнительских стилей».

Основной круг научных и научно-методических интересов — фортепианное творчество композиторов Армении, Венгрии в связи с вопросами исполнительства и педагогики, а также совершенствование учебных программ, введение в процесс обучения студентов форм, развивающих творческие способности. Автор свыше 30 опубликованных научных и научно-методических работ. Среди них:

  • Метро-ритм в фортепианных сочинениях А. Бабаджаняна // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. М.: МГДОЛК им. П. И. Чайковского, 1985
  • О национальном своеобразии интонирования армянской народной музыки // Традиции и современность. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987
  • О современной «серьёзной» музыке и её путях к слушателю. Ереван: Советакан арвест, 1988, № 4 
  • Гагик Овунц (творческий портрет). Ереван: Советакан арвест, 1988, № 6 
  • Путь познания. Творчество Арутюна Делаляна. Ереван: Арвест, 1990, № 3 
  • Некоторые тенденции фортепианной музыки Венгрии 70–80-х годов ХХ века. Ереван; 1990, ЕГК им. Комитаса
  • «Игры» Джорджа Куртага в педагогическом репертуаре. Ереван: ЕГК им. Комитаса, 1992
  • Выйдем из стресса. Ереван: Арвест, 1992, № 4–5–6
  • Искусство высокого вдохновения и мастерства (о пианистке Анне Амбакумян). Ереван: Арвест, 1992, № 7–8
  • «Шесть картин» Арно Бабаджаняна. Вопросы интерпретации. М., Музыковедение, № 5, Изд-во «Научтехлитиздат», 2006
  • Фортепианные сочинения композиторов Армении второй половины ХХ века в педагогическом репертуаре. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 13. Часть 2. М.: МПГУ, 2006
  • Об особенностях работы над «Героической балладой» Арно Бабаджаняна. Методические рекомендации. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007
  • О работе над фортепианными сочинениями композиторов Армении 60-х годов ХХ века. Учебно-методическое пособие. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008
  • Лев Наумов: «Не терплю равнодушия в исполнительстве». Журнал «Фортепиано» №1–2, 2016

Дискография

Имеет фондовые записи на Ереванском и Будапештском радио сочинений А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, а также композиторов Армении (А. Хачатуряна, Э. Мирзояна, А. Бабаджаняна, А. Арутюняна, Г. Чеботарян, Г. Читчян) и Венгрии (Дж. Куртага, Л. Боршоди). В 2004 г. выпущен CD-диск совместно с Оганесом Георгияном (тенор) сочинений для голоса и фортепиано итальянских композиторов XVII-XX веков.

Контактный e-mail:   nat-martis@yandex.ru