6
ДЕКАБРЯ
2022
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

С. Рахманинов — опера «Скупой рыцарь»

Поиск

цена билета 500 - 1200

Кафедра истории русской музыки

Проект «Возрождение русской оперной классики»

С. В. Рахманинов. Навстречу 150-летию со дня рождения композитора

Анджей Белецкий (баритон) — барон

Всеволод Гривнов (тенор) — Альбер

Станислав Ли (баритон) — герцог

Максим Пастер (тенор) — жид

Михаил Головушкин (бас) — слуга

Камерный оркестр Московской консерватории

Дирижёр-постановщик, художественный руководитель Камерного оркестра МГК — Народный артист РФ, доцент Феликс Коробов

Автор идеи и художественный руководитель проекта — декан научно-композиторского факультета, заведующая кафедрой истории русской музыки, доктор искусствоведения, профессор Ирина Скворцова


6 декабря в Рахманиновском зале в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики», посвященного возобновлению на сцене ряда русских опер, многие годы незаслуженно предававшихся забвению, состоится исполнение оперы С.В. Рахманинова «Скупой рыцарь» — замечательного камерного сочинения, отличающегося единством настроения и драматургии. Постановка приурочена к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, которое будет отмечаться в 2023 году по всему миру. Шедевр композитора представят Камерный оркестр Московской консерватории под управлением народного артиста РФ Феликса Коробова, а также приглашенные солисты.

Опера «Скупой рыцарь» была написана в 1905 году на собственное либретто Рахманинова по трагедии Пушкина. Премьера оперы состоялась 11 января 1906 года в Москве в Большом театре под управлением композитора, отвечавшего в то время за отечественный репертуар театра. Рахманинов надеялся, что в спектакле примет участие его друг Федор Шаляпин, но тот отказался, откровенно сомневаясь в том, что по своим художественным достоинствам опера достойна «маленькой трагедии» Пушкина. Поступок певца ранил Рахманинова, а отсутствие среди исполнителей Шаляпина, по всей вероятности, сказалось и на уровне постановки. В первый сезон опера была дана всего четыре раза и затем по настоянию самого композитора снята с репертуара. Вплоть до наших дней она — редкий гость театральных сцен и концертных залов.

«Скупой рыцарь» Рахманинова словно переворачивает все общепринятые оперные формы и клише. Если в «Алеко» — своем дипломном сочинении — композитор прекрасно продемонстрировал широкий арсенал традиционных выразительных средств, преломленных в его индивидуальном авторском ключе, то в «Скупом рыцаре» музыкант экспериментирует гораздо смелее, стремясь точно выразить психологическое состояние героев оперы. Вместо столь привычных слушателю в музыке Рахманинова широких певучих мелодий, в этом сочинении на первый план выходят лаконичные декламационные интонации. Минимальное вмешательство в литературный первоисточник, сквозная драматургия, отсутствие законченных оперных арий и ансамблей роднит это произведение со многими сценическими сочинениями его предшественников — А.C. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи.

Открытие проекта «Возрождение русской оперной классики» состоялось в год 150-летнего юбилея Московской консерватории имени П.И. Чайковского благодаря инициативе декана научно-композиторского факультета, заведующей кафедрой истории русской музыки, доктора искусствоведения, профессора Ирины Арнольдовны Скворцовой.

Идея воссоздания незаслуженно забытых произведений первоначально была связана с музыкальным наследием XVIII века. Первым произведением, представленным публике 7 октября 2016 года в Рахманиновском зале силами творческих коллективов Московской консерватории, стала мелодрама Евстигнея Ипатьевича Фомина «Орфей».

В следующем, 2017 году совместно с Московским академическим музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко была показана опера Дмитрия Степановича Бортнянского «Сын-соперник», возрождение которой было приурочено к 230-летию ее премьеры.

После постановки двух сочинений XVIII века хронологические рамки проекта расширились. В 2019 году на сцене Рахманиновского зала обрела новую жизнь опера выдающегося русского композитора рубежа XIX—XX веков Антона Степановича Аренского «Рафаэль», возрождение которой снова было приурочено к юбилею ее премьеры — 125-летию со дня первой постановки.

В 2021 году приношением к 155-летию Московской консерватории стала комическая опера-водевиль «Карантин», принадлежащая перу выдающегося композитора начала XIX века Алексея Николаевича Верстовского. Постановка была осуществлена с участием артистов Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина и очень тепло принята публикой: сюжет двухсотлетней давности в период пандемии COVID-19 зазвучал остро и современно.


Ссылки


Ссылки


Феликс Коробов

Народный артист Российской Федерации

Ирина Скворцова

Заслуженный работник культуры РФ


Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы