22
НОЯБРЯ
2020
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Яков Кацнельсон (фортепиано)

Поиск

цена билета 300 - 1200

Абонемент № 24. Пианистическое искусство. Цикл I


В программе:

И. С. Бах — Ф. Лист
Органная прелюдия и фуга си минор

Л. ван Бетховен 
Рондо соль мажор
Соната № 5 до-минор

П. Хиндемит
«Ludus tonalis»

22 ноября в Малом зале консерватории состоится концерт любимого московскими меломанами пианиста-интеллектуала Якова Кацнельсона. В программе концерта прозвучат монументальные полотна выдающихся мастеров XVIII—XX веков: органная прелюдия и фуга Баха в транскрипции Листа, рондо и соната главного музыкального юбиляра этого года — Бетховена, а также один из самых оригинальных полифонических циклов Хиндемита «Ludus tonalis».

Органная прелюдия и фуга си минор Баха была создана композитором в педагогических целях — для обучения его девятилетнего сына Вильгельма Фридемана. Позднее в переработанном и усложнённом виде он включил прелюдию из этого цикла в первый том «Хорошо темперированного клавира», а спустя почти двести лет Ференц Лист сделал свободную обработку этого сочинения.

Рондо соль мажор Бетховена больше известно слушателю под названием «Ярость по поводу потерянного гроша»; некоторые исследователи приписывают это название ближайшему другу композитора, Антону Шиндлеру, который, услышав веселую пьесу, сразу записал свои ассоциации на титульном листе произведения. Роберт Шуман так отзывался об этой пьесе: «Едва ли существует нечто более забавное, чем эта шутка. Я сразу же начал хохотать, недавно впервые сыграв её». Также в концерте прозвучит Пятая соната Бетховена, занимающая особое место среди ранних сонат композитора и выделяющаяся среди них предельной экспрессией и драматизмом.

Немецкий композитор, блестящий мастер контрапункта Пауль Хиндемит написал свой полифонический цикл «Ludus tonalis» («Игра тональностей») в честь 200-летия со дня завершения Бахом второго тома «Хорошо темперированного клавира». Двенадцать фуг цикла, предваряемых прелюдией, перемежающихся интерлюдиями и завершающихся постлюдией, представляющей собой «прелюдию наоборот», были задуманы, по словам автора, как «контрапунктические, тональные и пианистические упражнения». Особый музыкальный язык сочинения призван служить не только развитию пианистического мастерства исполнителя, но и развитию особых слуховых навыков.

Яков Кацнельсон закончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру в классе проф. Э. К. Вирсаладзе, а также аспирантуру по классу камерного ансамбля у проф. Т. А. Гайдамович и А. З. Бондурянского.

Выступал с сольными концертами во многих городах СНГ, а также в Австралии, Азербайджане, Англии, Бельгии, Боснии, Венгрии и других странах. Регулярно участвует в музыкальных фестивалях (фестиваль Святослава Рихтера в Тарусе, фестиваль Олега Кагана в Кройте, фестиваль камерной музыки в Утрехте, фестиваль «Сараевская зима», фестиваль «Возвращение» и т. д.).

С 1998 года пианист преподаёт в МССМШ им. Гнесиных, а с 2001 — в Московской консерватории качестве ассистента профессора Э. К. Вирсаладзе.

Музыкант сотрудничал с такими дирижёрами, как В. Ашкенази, В. Понькин, А. Левин, М. Сустро, К. Кларк, Э. Клас, А. Дмитриев, В. Вербицкий, В. Жордания и др., и с такими оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Светланова, БСО им. П. И. Чайковского, Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и др.

Я. Кацнельсон ведёт активную ансамблевую концертную деятельность. Выступал с Б. Бровцыным (скрипка), Ж. Янсен (скрипка), М. Рысановым (альт), Б. Андриановым (виолончель), К. Блаумане (виолончель), М. Майским (виолончель), Л. Белобрагиной (сопрано), М. Шалитаевой (фортепиано), В. Соколовым (кларнет), Е. Петровым (кларнет), М. Фростом (кларнет) и др.


Ссылки



Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы