29
ОКТЯБРЯ
2024
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

«Возрождение русской оперной классики»

Поиск

цена билета 300 - 2000

М. И. Глинка. К 220-летию со дня рождения

«Князь Холмский». «Прощание с Петербургом»

Солисты МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко:

Наталья Петрожицкая (сопрано)

Наталья Зимина (меццо-сопрано)

Студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского —

Давид Саникидзе (тенор)

Камерный оркестр Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер — Народный артист РФ

Феликс Коробов

Камерный хор Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер — Заслуженный артист Республики Абхазия, профессор

Александр Соловьев

Автор идеи, художественный руководитель проекта, Заслуженный работник культуры РФ, доктор искусствоведения, профессор —

Ирина Скворцова


В программе:

М.И. Глинка
Музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский»
«Прощание с Петербургом», вокальный цикл на слова Н. Кукольника (оркестровая версия Кузьмы Бодрова)

29 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории пройдет концерт, посвященный 220-летию Михаила Глинки. В рамках творческого просветительского проекта «Возрождение русской классики» будут представлены два редко исполняемые произведения великого русского композитора, созданные на слова Николая Кукольника — музыка к трагедии «Князь Холмский» в сценическом виде и вокальный цикл «Прощание с Петербургом» в оркестровой версии Кузьмы Бодрова.

Познакомят с уникальными и фактически забытыми шедеврами глинкинской музыки Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории (дирижеры — народный артист России Феликс Коробов и заслуженный артист Республики Абхазия Александр Соловьев), а также солистки МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано), Наталья Зимина (меццо-сопрано) и студент вокального факультета Московской консерватории Давид Саникидзе (тенор).

В «Князе Холмском» музыковеды отмечают предвосхищение будущих симфонических завоеваний русских композиторов. Облик старой Руси с ее высокими церквями и деревянными постройками, городское вече, толстые стены Псковского кремля, угрозы со стороны западных завоевателей: картины «старины глубокой» угадываются в глинкинских антрактах. Симфонические решения Глинки поражают своей многогранностью: парадная триумфальность, неистовое буйство в драматических красках, очаровательные лирические темы, эпический размах, героическая бравурность — дух исторического времени укрепления Великого Княжества Московского. К сожалению, трагедия не имела успеха на сцене, выдержав только несколько представлений в Александринском театре, где 30 сентября 1841 года и состоялась премьера, и в Малом театре. Судьба театральной музыки нередко бывает связана со сценическим успехом самой пьесы на драматических подмостках. Так и случилось: музыка Глинки оказалось надолго несправедливо забыта.

Летом 1840 года Глинка написал на стихи Кукольника двенадцать романсов, позднее объединенные в сборник под названием «Прощание с Петербургом». Образовавшийся цикл романсов заканчивался торжественной «Прощальной песней», что выглядело довольно символично. Глинка действительно собирался оставить Петербург, покончив с веселыми «средами» в доме Кукольника, однако дружба между литератором и гениальным композитором продолжалась. Впервые в истории русской вокальной музыки Глинка выстроил серию романсов, объединенных единой поэтической основой, одной темой и названием. Подобно западноевропейским аналогам того времени, вокальным циклам Ф. Шуберта и Р. Шумана, в «Прощании с Петербургом» прослеживается лирический сюжет. Специально для концерта в Рахманиновском зале композитор, доцент Московской консерватории Кузьма Бодров сделал оркестровую версию вокального цикла Глинки.

Проект «Возрождение русской оперной классики» возник в Московской консерватории в 2016 году по инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки, декана научно-композиторского факультета Ирины Арнольдовны Скворцовой. Изначально проект был нацелен на особо значимый период истории русской музыки – второю половину XVIII века. Первой постановкой стала мелодрама «Орфей» (1792) Евстигнея Фомина, с крупным успехом представленная публике 7 октября 2016 года на сцене Рахманиновского зала. Через год, в 2017 году, слушателями была с воодушевлением встречена комическая опера «Сын-соперник» (1787) Дмитрия Бортнянского, поставленная к 230-летию ее первого исполнения.

В 2019 году проект расширил свои хронологические рамки и вышел на более масштабное историческое поле: в октябре в Рахманиновском зале состоялось представление музыкальных сцен из эпохи Возрождения «Рафаэль» (1894) Антона Аренского. Комическая опера-водевиль «Карантин» (1820) Алексея Верстовского продолжила проект в ноябре 2021 года: сюжет двухсотлетней давности выглядел весьма актуальным в период пандемии.

Навстречу 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова в декабре 2022 года в Рахманиновском зале была показана одноактная опера на знаменитый пушкинский сюжет– «Скупой рыцарь» (1905). В ноябре 2023 года на сцене Большого зала состоялось представление музыкально-драматического эпизода в одном действии «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» (1903) Сергея Василенко – спустя 120 лет после премьеры.


Ссылки


Ссылки


Феликс Коробов

Народный артист Российской Федерации

Ирина Скворцова

Заслуженный работник культуры РФ

Александр Соловьёв

Заслуженный артист Республики Абхазия, Заслуженный деятель искусств РФ


Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы