Даешь креатив, или детские неожиданности

20 ноября 2009 г. | Отзывы о событиях

Отзыв о встрече междисциплинарного клуба «Консерватория + Университет»

11 ноября 2009 года в Московской консерватории прошла очередная междисциплинарная встреча, которая получила название «Джем-тоник. Действие со звуком».

Междисциплинарные встречи регулярно устаивает доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Марина Валериевна Карасёва. Впервые за последние годы проведения, мероприятие приняло такой размах: размеры предоставленного на этот раз зала им. Н.Я. Мясковского казались особенно внушительными после встреч в тридцатом классе или даже (как в прошлый раз) в конференц-зале. Мест хватило всем жаждущим креатива, несмотря на то, что народу было много, и он с каждой минутой все прибывал, заполнив весь зал.

Самым главным преимуществом «междисциплинарки», как мне кажется, является знакомство и общение с людьми разных профессий. Помимо студентов, аспирантов и выпускников консерватории, на встречу пришли представители МГУ, Высшей школы экономики, Литинститута, Художественного института имени Сурикова и других вузов, а еще учащиеся из ЦМШ и спецшколы им. Гнесиных.

 Как и все мероприятия, в которых задействованы люди разных профессий, видящие друг друга в первый раз, «дисциплинарка» началась со знакомства. Опознаванию способствовал «обряд хождения по рукам» медведя, который подготовили для всех студенты факультета психологии МГУ.  Каждый человек, получивший плюшевого мишку, представлялся и делился каким-нибудь приятным событием из его жизни. Общению друг с другом помогали и желтые бумажки-бейджики (их все наклеивали себе на одежду при входе).

Вообще, вечер был полон неожиданностей и сюрпризов не только для гостей, но даже и для организаторов мероприятия. По ходу возникали «незапланированные» номера, которые при этом органично вписывались в композицию «междисциплинарки». Одним из таких сюрпризных номеров стала «Ода Марине и Катерине», исполненная Евгенией Воробьевой, Натальей Романовой и Артемом Волковым, пятикурсниками с дирижерско-хорового отделения, бывшими студентами Марины Валериевны Карасёвой и Екатерины Александровны Гриненко.

Другие же формы общения и творческой игры были посвящены синтезу музыки, слова и пластической импровизации. Так, например, предлагалось создать вокальную композицию на ряд спонтанно придуманных группами участников слов. И наоборот - по звучащей музыке (студента композиторского факультета Николая Иншакова), сходу дополненной пением студентов-вокалистов и дирижеров-хоровиков, надо было написать короткое эссе, которое потом зачитывалось (а написано было столько, что за раз оказалось трудным все прочитать).

Трижды звучала печальная «История о Горящих Птичках и Министре Захоронения» (микроповесть, сочиненная студентом-литератором Максимом Елисеевым, по совместительству, учащимся консерваторского сектора педпрактики). Текст был прочитан несколько раз, для того чтобы с каждым озвучиванием он обрастал новой фоновой музыкой, вокальной и инструментальной (среди инструментов помимо фортепиано были скрипки и даже орган, «приведенный в движение» Татьяной Кониной). Затем к тексту и музыке прибавилась пластическая и актерская импровизация добровольцев. Особенно выразительной показалась одиннадцатая рыба (в исполнении Натальи Романовой), которая никак не хотела «отдаваться» кровожадным и ненасытным чайкам. Все это «форменное безобразие» не раз заставляло улыбнуться и подарило всем участвовавшим и наблюдавшим массу креатива и позитива.

Под финал вечера все присутствовавшие стали участниками эксклюзивного медиа-проекта, который можно было бы назвать «Современным композиторам не снилось»: была создана тексто-музыкальная композиция с использованием традиционных и не очень (каримба, гусли, айфон) музыкальных инструментов, а также записей «с магнитофонной ленты», роль которых выполняли лекционные фрагменты в mp3-файлах и звуки из каналов портативного телевизора («оркестром» дирижировала Е.А. Гриненко). Кто знает, может, наш шедевр (а он, как и все остальное, записывался на видео) когда-нибудь возьмется исполнить «Студия новой музыки»! Вот только с определением авторства в этом случае могут возникнуть проблемы, потому что группировки композиторов из такого количества людей, куда входят и не музыканты, история музыки, наверное, еще не видела.

Вечер органично завершили фуршет, активный обмен впечатлениями и раздача автографов на «Ватмане обратной связи», рисование нем, похоже, стало уже традицией  консерваторских «междисциплинарок».

Ольга Завьялова
(студентка первого курса историко-теоретического факультета)


 

Несколько участников Междисциплинарного клуба поделились своими впечатлениями и эмоциями от прошедшей встречи:

 «Психологи МГУ как всегда были в восторге. Тем более что на этот раз им удалось не только просто поучаствовать в затеях организаторов из консерватории, но и провести упражнения по командообразованию, адаптированные специально под особенности собравшейся аудитории, а также показать немного из того, чем же они занимаются, в благодарность за погружение в особую атмосферу творчества, которая всегда создаётся на уже традиционных междисциплинарных встречах. И в этот раз, как всегда, всё было придумано с любовью к музыке, к искусству в целом, к людям, которым посчастливилось стать участниками этого действа. Те из нас, кто пришли в первый раз, были поражены нестандартностью происходящего и тем, насколько интересно оказалось в этой совершенно новой для них обстановке. Ну а те, кто стали постоянными посетителями этих междисциплинарных встреч, как всегда нашли тепло, дружественную атмосферу и, конечно, новые мысли, за которыми они и стремились сюда».

Мария Самсонова
(студентка пятого курса факультета психологии МГУ).


 «Сама идея межвузовских встреч отвечает, наверное, главной потребности растущего организма — потребности в общении. Студент всегда занят - и желание сунуть нос в чужой огород (вопрошая, как герой известной кинокомедии: «А чё это вы здесь делаете?») остается неудовлетворенным по ряду причин, известных каждому учащемуся.

Как и всё, что задумывается Мариной Валериевной Карасёвой, идея объединения на одной территории людей с разными специализациями, изначально звучала как: «а давайте попробуем пообщаться». О невероятных организаторских способностях нашего профессора, её таланта объединять, говорит то, за какой недолгий срок наши посиделки в маленьком классе разрослись до масштабов события, которое, я уверена, благодаря участникам встречи получило  резонанс во многих вузах.

В ожидании собрания мы, конечно же, предвкушали встречу со старыми знакомыми и представляли варианты развития событий. В это время самые ответственные составляли план и продумывали программу вечера. «Междисциплинарка» 11 ноября показала, как доселе импровизированные собрания могут обретать форму и содержание. Очень приятно, что, несмотря на заметно увеличившийся количественный состав участников, осталась и даже окрепла, если так можно сказать, атмосфера взаимного интереса, уважения и понимания. На протяжении вечера, помимо запланированных действий–экспериментов и накопившихся вопросов, между участниками спонтанно возникали интересные беседы. Описать то, что происходило очень сложно, так как само участие явилось огромным выбросом энергии, после которого в памяти остались не конкретные моменты, а огромная радость от срывания яблок в соседнем огороде».

Евгения Воробьева
(студентка пятого курса дирижерско-хорового отделения Московской консерватории).

«Консерватория + Университет», междисциплинарный клуб

«Джем-тоник. Действие со звуком»
Руководитель – доктор искусствоведения, профессор М. В. Карасева.


Ссылки


Марина Карасёва

Заслуженный деятель искусств РФ