Интервью с лауреатами XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского

13 июля 2011 г. | Главное

Лауреаты фортепиано:

Даниил Трифонов (Россия) 20 лет, I премия

- Что для Вас значит победа на конкурсе Чайковского?
- Для русского музыканта символично выступить на этом конкурсе, а уж тем более победить. Любое призовое место здесь значит очень много - выше вряд ли что-нибудь есть. Но для меня это всего лишь трамплин, который надо было преодолеть.
- Полгода назад Вы заняли третье место на конкурсе Шопена. Вы заядлый конкурсант?
- Полгода для меня - это достаточный перерыв. За это время я выучил практически полностью новую программу. Для меня это нормальный режим. Я также выиграл конкурс Рубинштейна в Израиле в мае. У меня сейчас много работы по концертному репертуару. Количество предложений постоянно растет.
- Что для Вас было самым сложным в конкурсной программе?
- Были свои сложности в каждом туре. Очень трудно было играть первый - до этого я две недели гастролировал по Израилю и был сильно утомлен физически. На втором туре было уже легче.
- Когда Вы закончили исполнение последнего произведения на конкурсе Чайковского, что почувствовали?
- Облегчение и, наверное, типичное для музыкантов чувство, что можно было сыграть иначе. Все дни конкурса надо было держать программу не только в руках, но и в сердце. Конкурс для меня был как фестиваль, серия концертов в потрясающем зале, где можно было играть перед замечательной публикой.
- Волновались при мысли, что в жюри сидят такие великие музыканты?
- Состав жюри действительно был невероятным. Но я не воспринимал жюри как судейскую коллегию на экзамене. Оно для меня было частью публики.
- Планируете устроить каникулы после конкурса?
- Мечтаю об этом. Но мне к середине июля надо срочно выучить Второй концерт Шопена для гастролей. Отдохнуть получится только месяца через два.
- Говорят, что победа на престижных соревнованиях в юности может плохо сказаться на будущем музыканта. Не боитесь?
- Самое страшное, когда юные музыканты после победы на конкурсах начинают слишком активно гастролировать. Большое количество концертов противопоказано и в моем возрасте. Потому что не будет возможности расти и учить новый репертуар. Я точно знаю, что сейчас мне нужно иметь как минимум три месяца в году для работы над музыкой.
- Вы еще не завершили учебу в Кливленде. Как планируете совмещать концертные туры и образование?
- Из-за конкурса Шопена мне уже пришлось отказаться от полноценной учебы. Я учился на бакалавриате с общеобразовательными предметами, но потом был месяц  концертных туров, и мне пришлось перейти на другую систему образования. Мой педагог по специальности Сергей Бабаян - тоже концертирующий пианист. У него не всегда есть время заниматься со мной. Иногда мы встречаемся в других странах, иногда занимаемся через Интернет. Сейчас я отправлял ему записи с репетиций, сделанные на видеодиктофон.
- Вы уроженец Нижнего Новгорода. Когда были там последний раз?
- Я уехал из Нижнего в девять лет, а последний раз приезжал лет в одиннадцать. У меня там осталась крестная. Ностальгия есть. Но вообще я космополит, мне всегда интересны новые места.
- Чем занимаетесь в свободное время, если таковое имеется?
- Я люблю смотреть фильмы - как новые, так и ставшие классикой. Особенно люблю Феллини, Тарковского и Антониони. Спортом не занимаюсь, но за развитием событий в футболе активно слежу.
- Болеете за сборную России?
- Только в тех случаях, когда они выкладываются на игре, как мы на конкурсе.

(ранее опубликовано в "Известиях")


Йол Юм Сон (Корея) 25 лет, II премия

- Чем победа на конкурсе Чайковского отличается от лауреатства на других конкурсах?
- Для меня не было самым важным победить на конкурсе. Мне было важно чтобы слушатели получали удовольствие. Главное – делиться красотой музыки с публикой.
- Когда Вы отыграли последний тур, что чувствовали?
- Я была очень рада, что все закончилось. Но потом я поняла, что конкурс подошел к концу, и я буду по нему скучать.
- Планируете отдохнуть после конкурса?
- Да, я вернусь домой в Корею и хорошо проведу время с друзьями и семьей. Я, конечно, продолжу заниматься, потому что у меня будет несколько концертов в июле.
- Каково быть единственной девушкой в финале конкурса Чайковского?
- Пол, по-моему, в данном случае не играет решающей роли. Я вполне комфортно чувствовала себя среди мужчин пианистов.
- Раньше Вы были знакомы со вторым участником из Кореи Сенг Чжин Чо?
- Мы подружились еще до конкурса, и сейчас, конечно, общались. Я очень рада, что он тоже прошел в финал. Он очень талантливый музыкант. Я надеюсь, что в будущем Сенг Чжин Чо станет великим артистом.
- Вы сильно волновались, зная, что в зале сидит жюри?
- На меня их присутствие никак не влияло, я играю для себя, для аудитории, но никак не для судейской коллегии. Но я, конечно, рада, что мою игру услышали такие замечательные музыканты.
- Вы в Москве в первый раз. Что больше всего впечатлило в этом городе?
- Особенно сильное впечатление произвел на меня Большой зал консерватории. Я видела его много раз на фотографиях. Мне очень понравилось играть там. Я также была на Красной площади, видела известные московские достопримечательности. Также мне нравятся русские люди. Я считаю, что между русскими и корейцами есть нечто общее. Я сейчас живу в Германии, и там люди совершенно другие.
Часто ли Вы сейчас бываете в Корее?
- Я приезжаю туда чтобы выступать на концертах. Это происходит раз в три месяца.
- Вы - почетный посол родного города Вонджу. Вы выполняете дипломатические обязанности?
- Никакой официальной должности я не занимаю. Я иногда встречаюсь с какими-то людьми, но это не значит ничего серьезного
- Кто поддерживал Вас в Москве?
- Ко мне в артистическую, уже после первого тура, приходили незнакомые люди, они дарили мне цветы, поздравляли и говорил теплые слова. На финале были представители корейского посольства. Если люди не реагируют, то игра была бессмысленной. А когда есть внимание, для меня это много значит.
- Вы готовы приехать на конкурс через четыре года?
- Да, я была бы рада еще раз повторить эту историю.


Александр Романовский (Украина) 26 лет, IV премия

- Вы раньше становились лауреатом престижных конкурсов. Чем отличается победа на конкурсе Чайковского?
- Конкурс Чайковского всегда звучит как что-то легендарное и необыкновенное. Несмотря на трудности 90-х, его уровень никогда не падал. Все победители – знаменитые люди, которые сейчас выступают во всем мире. После победы я смогу давать много концертов, которые были бы рады играть многие маститые музыканты. Также осуществилась моя детская мечта, которая, наверное, есть у каждого ребенка, который играет на фортепиано.
- Какие были эмоции после того как Вы отыграли последний тур конкурса Чайковского?
- Большой камень упал с плеч (смеется). Приятно оценивать всю свою работу после длительной подготовки.
- Почему решили  участвовать в конкурсе Чайковского?
- До этой поездки я вообще не думал, что мне когда-нибудь придется играть на конкурсах. Я десять лет не участвовал в них. Мне повезло выиграть в 2001 году конкурс в Бользано в совсем юном возрасте – мне было 17 лет. Он дал мне достаточный толчок, чтобы начать заниматься концертной деятельностью. А выступать на конкурсах не было необходимости. В августе прошлого года я посетил фестиваль в Бользано. Я ходил по памятным местам и вспоминал тот конкурс. Тогда мне и пришла в голову идея поехать в Москву.
- В этом году именитый состав жюри. Перед кем было особенно волнительно играть?
- Я очень уважаю всех членов жюри, потому что они не музыканты теоретически, а по сей день играют на самых престижных мировых аренах. Когда я вышел на первый тур, то почувствовал очень большую доброжелательность с их стороны. Мне было очень приятно. Вообще, конкурс предоставил уникальную возможность: никогда в жизни ни на одном моем концерте в зале не будет сидеть такое количество великих музыкантов. И если ты хороший исполнитель, то почему ты должен бояться показать себя такой публике?
- И Вы не боялись?
- Я чувствовал большую ответственность перед близкими мне людьми: пятью педагогами, которые за меня очень переживали, родителями и слушателями, которые уже бывали на моих концертах.
- Конкурс – это всегда большие эмоциональные и физические затраты. Вы планируете устроить себе каникулы?
- После окончания конкурса у меня уже запланированы очень хорошие и интересные концерты – во Франции, США. На каникулы времени нет. Но отдыхать можно и в перерывах между перелетами (смеется).
- Что было самым сложным для Вас на конкурсе?
- Все, что происходило во время подготовки. Она всегда очень сложна психологически и физически, необходимо сделать все, чтобы быть готовым к бою. А когда начались прослушивания, я радовался, что, наконец, наступил этот долгожданный момент.
- Психологически чувствовалась атмосфера конкуренции?
- На конкурсе нет соперничества. Мы приехали играть не друг против друга. Каждый старается выложиться и выступить лучшим образом. Но если кто-то сыграет лучше тебя, то за него можно только радоваться. Очень жаль было, когда ребята не проходили в следующий тур, потому что ты не встречал за завтраком привычные и знакомые лица. Все участники – люди с невероятно сильным характером. Пройти фактически пять туров – это очень трудно. Всем им я желаю удачи. Они достойные люди, которые себя самоотверженно посвящают любимому делу. А это значит, что когда-нибудь им обязательно повезет.
- Кто болел за Вас в Москве?
- У меня была небольшая, но очень сильная группа поддержки. Приехала моя семья – мама, папа и сестра, которая также является моим менеджером. Я рад, что смогли приехать два моих дорогих друга из Италии. Одному из них 84 года. Он застал мою победу в Бользано в 2001 году. Меня здесь очень сильно поддерживали и новые знакомые – оркестранты, слушатели. Благодаря общению с ними возникало важное ощущение, что ты не один.
- Вам 26 лет. Не подумываете о создании семьи?
- Многие думают, что карьера музыканта и семья плохо совместимы. По-моему, одно другому не мешает. Музыканты абсолютно нормальные люди. Главное найти человека, который понимал бы и принимал такой образ жизни. Я ради любви готов на многое, но и моя спутница жизни тоже должна быть готова жертвовать чем-то. Пока я не встретил подходящую для создания семьи девушку. Но, думаю, что это довольно скоро произойдет.
 

С пианистами беседовала Ольга Завьялова

Лауреаты виолончель.

Эдгар Моро (Франция) 17 лет, II премия

- Что Вы будете делать с денежной составляющей премии?
- Я оставлю их на будущее, пусть лежат, пока я точно не придумаю. Ведь пока я еще очень молод.
- Назовите три составляющие победы?
- Техника, музыкальность и яркая индивидуальность.
- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать победитель конкурса Чайковского?

- Главное быть особенным, и играть не так, как другие. И, конечно, обладать всеми тремя составляющими.
- Есть ли у Вас какие-нибудь секреты, которые помогают удачно выступать?
- Немного подготовиться, чтобы руки нормально работали. Больше слушать музыку больше ничего. День, в который выступаешь такой же, как и обычные дни. Поэтому я не предпринимаю ничего особенного и стараюсь не думать об этом.
- Чего больше всего хочется сейчас?
- Уехать на каникулы, отдыхать, встретиться с родителями и друзьями в Париже, достойно подготовиться к новому учебному году в академии.
- Есть ли у Вас какая-нибудь большая музыкальная мечта?
- Какой-то особенной нет. Все просто: я хочу участвовать в концертах, зарабатывать музыкой деньги, и, в конце концов, стать профессором в Академии. Каждый концерт для меня особенный, и каждый приносит что-то особенное, свой опыт.
- Какой тур конкурса показался самым сложным?
- Первый и финал, конечно. Первый потому что нужно понравиться жюри, привыкнуть к сцене, к публике, к новой обстановке.Финал потому что в его программе обязательными были очень большие произведения Вариации на тему рококо, концерт. Все это необходимо держать в памяти. И, к тому же, накапливается усталость от предыдущих туров.
- Сегодня Вы весь день гуляли по Москве. Нравится ли Вам в столице?
- Очень нравится. Сегодня я побывал в Третьяковской галерее, посмотрел метро, Красную площадь.
- И как метро?
- Очень красивое! Каждая станция целая история. Парижское метро просто ничто, по сравнению с московским. Я впечатлен.
- Какие планы на ближайшее будущее?
- Продолжать работать. Еще лучше играть на концертах, выходить на сцену. Только вот конкурсов хочется поменьше.
- А как насчет конкурса Чайковского через 4 года? По возрасту сам Бог велел.
- Посмотрим. Почему бы нет?


Иван Каризна (Беларусь) 18 лет, III премия

- Первая премия это не только обещанные ангажементы, но и денежная сумма 20 000 евро. Как Вы намереваетесь их потратить?
- Это очень интересный вопрос. Это вообще переломный момент, потому что у меня никогда не было много денег. Поэтому мне сейчас сложно ответить на этот вопрос.
- Можете выделить три составляющие победы?
- Прежде всего - работа. И как у всех Удача и Вера. Бог помогает и все получается.
- Что нужно уметь и знать, чтобы быть победителем конкурса Чайковского?
- Как это ни странно, я не чувствую себя победителем. Хотя конкурс Чайковского это же всего лишь конкурс? На мой взгляд для победы нужно уметь показать себя, быть уверенным в своих силах, попасть в точку, быть собранным, искренним, выстоять, быть бойцом.
- Насколько сильно меняет жизнь конкурс Чайковского?
- Победа, я думаю, сильно меняет жизнь. Я еще не знаю как, но уверен, что вскоре пойму.
- Есть ли какие-нибудь секреты, собственные ритуалы, которые помогают выступать?
- Нет, совершенно честно. Есть только музыка и всё. И какая-то подача себя, подача сцене, публике. Главный ритуал искренность и музыка. Других ритуалов у меня никогда не было и я всегда смеюсь, когда вижу черную кошку.
- Какой тур самый сложный?
- Последний, финал. Потому что конец марафона, почти нет сил. Поэтому очень тяжело. По музыке, по программе самый сложный был второй. Решающий. Его первый этап.
- Было предчувствие, что станете победителем?
- У меня здесь все время позитивный настрой. Ни разу не было такого чувства, что я плохо сыграл, я завтра уезжаю.
- Какие сейчас ощущения и что хочется больше всего?
- Уже чувствую ностальгию по прошедшему конкурсу. Чувствую усталость, ведь конкурс был очень долгий. Хочется отдохнуть и продолжать работать.
- Много людей поддерживали Вас?
- Я сам из Белоруссии, уже 2 года учусь в Париже, и много людей знали, что я участвую в конкурсе, поэтому поддержка была большая.


Норберт Ангер (Германия) 24 года, IV премия

- Что Вы сейчас чувствуете?
- Я счастлив! Потому что чувствую удовлетворение от того, что сделал. Что кончился конкурс. И я наслаждаюсь погодой, Москвой. Вчера я побывал в Новодевичьем монастыре, Пушкинском музее, на Красной площади... И сегодня мой свободный день, так что я чувствую себя как на каникулах.
- Что больше всего понравилось?
- Большое впечатление на меня произвел Новодевичий монастырь. Я побывал на могиле Ростроповича... Я никогда с ним не встречался, но это великий человек, музыкант. Очень интересно было в Пушкинском музее. Больше всего я люблю Ван Гога, Матисса, Пикассо... В Пушкинском я побывал в галерее старинных мастеров Боттичелли и др. Очень здорово.
- Первая премия это еще и денежная награда. Что Вы будете делать с этой суммой?
- Хороший вопрос. Я не думал об этом. Я немного отдам моему концертмейстеру около 10 процентов. У нас было что-то вроде договора. Часть я потрачу на что-нибудь важное, например смычок.
- Какая у Вас мечта?
- Я не знаю... Наверное, всегда оставаться здоровым, как говорила моя мама. Ведь здоровье это самое главное. Без здоровья ты беден, а если ты здоров, то и все другие мечты могут осуществиться. Конечно, мне еще хочется посмотреть Москву и уже, честно говоря, хочется вернуться в Германию, домой, чтобы встретиться с друзьями, семьей. Каких-то особенных мечт у меня нет. Что произойдет то произойдет.
- Есть ли у Вас какие-нибудь особенные ритуалы, секреты, которые способствуют удачному выступлению?
- Да. У меня есть небольшой ритуал. Перед выступлением я всегда играю на виолончели одну из песен группы «Битлз». Например, «Hey, jude!» или «Yellow submarine». Я всегда делаю это непосредственно перед выходом на сцену. Но это не совсем ритуал…
- И помогает?
- Как сказать... Я не знаю, в чем фокус, но я, кажется, настраиваюсь на игру.
- Назовите три составляющие победы?
- Концентрация, вдохновение и удача.
- Какой тур конкурса был самым трудным?
- Первый. Он всегда очень трудный, потому что нужно произвести впечатление на большое количество людей. Здесь удача совсем не лишняя. Я никогда не играл для жюри, только для публики и для себя.
- Вы чувствовали, что станете победителем?
- Не могу ответить. Я думаю, главное, что это должно чувствовать жюри.
- Кто Ваш любимый композитор?
- Я очень люблю русскую музыку: Прокофьева, Шостаковича. Очень нравится Штраус, Вагнер удивительная музыка. Но я не могу сказать, кого люблю больше. Все зависит от ситуации.
- Чего Вам хочется сейчас больше всего?
- Сложно ответить. Главное, что я больше пока не хочу участвовать в конкурсах. На данном этапе я сделал все, что хотел. Этим и счастлив. И сейчас просто хочу хорошо провести время в Москве.


Умберто Клеричи (Италия) 30 лет, V премия

- Первый вопрос очень банальный: что Вы чувствуете сейчас?
- Я чувствую сложную смесь. Это был мой последний конкурс. Потому что мне уже тридцать лет и это много. Теперь время для более молодых людей. Я сделал свою работу, я вышел в финал это уже хорошо! Самые мучительные моменты были перед ожиданием результатов это ужасно, ведь ты уже не можешь ничего изменить, как на протяжении конкурса. Тогда же оставалось только ждать.
- Какой тур был самым сложным в конкурсе?
- Для меня их было два: первый и финал. Первый всегда очень тяжелый, потому что многие люди готовятся хорошо только к первому туру, и, конечно, если тебе хочется дойти до конца конкурса, то нужно готовить программу всех туров. Финал же труден потому, что когда ты до него добираешься чувствуется сильная усталость. Еще одной сложностью для меня было исполнение Вариаций на тему рококо Чайковского потому что я не люблю такие сочинения в конкурсах. Здесь есть 2 способа исполнения такого произведения: один в вирутозном ключе. В нем необходимо показать как хорошо ты  умеешь играть. Второй способ уделять больше внимания стилю. Ведь рококо это орнамент мечты, в каком-то смысле. Я больше склоняюсь ко второму варианту, однако для конкурсов это невозможно ты просто будешь слишком много нервничать. А для удачного выступления перед жюри необходимо быть спокойным. Концерт Шумана гораздо сложнее объективно, но гораздо более музыкален.
- Что Вы будете делать с деньгами?
- Я буду честным. Деньги для меня не важны. У меня есть работа, у меня есть свои концерты и концерты в составе оркестра, я преподаю в Академии. Поэтому эти деньги для меня не имеют значения. Два миллиона евро это да. А на эти ну разве что устроить каникулы. Мне не нужны деньги. Первая премия это концерты! Вот это действительно интересно. В России, США, Европе, в знаменитых концертных залах. Я честно могу сказать: я забираю только концерты, а все деньги вы можете оставить себе.
- Сильно ли меняет жизнь конкурс Чайковского?
- Мне пока трудно об этом сказать. Безусловно, это был очень приятный опыт. Здорово было играть перед замечательным жюри, в прекрасных залах, к тому же 5 раз. Иногда на конкурсах бывает так, что ты отличаешься от других участников очень заметно, здесь же такого нет. Ты думаешь почему я нервничаю, переживаю, когда такие же люди, как я нет? Поэтому может быть не изменится ничего, а может быть, очень многое.
- Действительно ничего?
- Может быть. У меня за плечами достаточно призовых мест, однако не многие из них что-либо координально меняли в моей жизни.
- Как Вы находите Москву?
- Я очень люблю Москву и уже 4-й раз здесь. Однако в этот раз я практически не погулял надо было экономить силы. В апреле я был в Санкт-Петербурге тоже очень красивый город, но Москва мне нравится гораздо больше. Санкт-Петербург более европезированный, кто-то может сказать более красивый. Но я из страны, где ценится история и для меня он не очень выразителен. В апреле там постоянно шел дождь, все в темных тонах. Москва более сумасшедшая: все эти стили зданий, Красная Площадь, церкви. Это именно то, что я ожидал увидеть в России.
- Какие Ваши любимые места в Москве?
- Мне очень нравится Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Кремль.
- О чем Вы мечаете?
- О каникулах. Но не могу позволить их себе еще месяц, ведь к конкурсу я готовился все свободное от работы время на гастролях в перерывах, после основной работы. В моем возрасте тяжело готовиться к конкурсам. Моя мечта быть еще более честным и выразительным в музыке. Это важно для меня. Хочу быть более свободным на сцене, и моя мечта продвигаться по этой дороге свободы.
- Что нужно уметь, чтобы победить?
- У каждого члена жюри свое мнение. Как правило, побеждают те, кто постоянно держат хороший уровень игры. Однако есть еще одно ощущение - ощущение момента. Важно быть особенным на протяжении 10 минут, творить волшебство, свет. Для меня это главное. Надо иметь очень хорошую подготовку, потому что все равно придется переживать. Тем не менее на конкурсах всегда действует правило выбора: либо жюри голосует за музыкантов, либо за тех, кто хорошо играет.
- Есть ли у Вас какие-нибудь секреты, ритуалы, которые помогают успешно выступать?
- Не в этот раз. Хотя говорят, что кто играет первым не пройдет, кто играет последним победитель. Всем нам необходимо во что-нибудь верить, кто-то верит в богов, кто-то в случай. Все эти вещи помогают нам чувствовать себя более уверенными в себе. Моя философия стараться не делать привычных вещей. Я стараюсь не повторяться в упражнениях, в занятиях, я постоянно стараюсь делать что-то новое. И если выбирать между постоянством и свободой, я выберу свободу. Я ничего не планирую, ведь это не честно. Должна быть спонтанность. И если что-то не получится... я просто попробую еще раз.

С виолончелистами беседовала Виктория Иванова

Лауреаты XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского

30 июня в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялась торжественная церемония награждения лауреатов XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.