Наталья Власова. Необходимый ансамбль

2 декабря 2013 г. | Отзывы о событиях

Необходимый ансамбль
«Студия новой музыки» Московской консерватории отмечает в этом сезоне свое 20-летие

Наталья Власова

Юбилей в цифровом выражении вроде бы не очень значительный, но для истории освоения современной музыки в нашей стране – целая эпоха. В 1993 году, когда композитор Владимир Тарнопольский и дирижер Игорь Дронов при поддержке тогдашнего проректора по научной работе Московской консерватории Александра Соколова создали на ее базе этот коллектив, опыта сколько-нибудь систематического исполнения новейшей музыки в России практически не существовало, как не существовало и слушательской аудитории для нее. Да, конечно, были отдельные энтузиасты, вроде Алексея Любимова, Татьяны Гринденко или Марка Пекарского, время от времени случались громкие премьеры, реализовывались смелые проекты – но все это были единичные, разрозненные инициативы.

С основанием «Студии» новая музыка у нас впервые обрела устойчивый «плацдарм» для своего распространения. Перестав быть чем-то экстраординарным, сегодня она превратилась в постоянный фактор российской музыкальной культуры. В результате расширились перспективы, стали иными представления о том, кто, что и как сейчас сочиняет, изменился постепенно сам музыкальный «ландшафт». Можно сказать, упал наконец «железный занавес», который продолжал разделять Россию и Запад в области современного музыкального творчества.

То что ансамбль был создан на базе Московской консерватории, послужило на пользу обеим сторонам. С одной стороны, ансамбль все время подпитывается свежими студенческими силами и имеет постоянную репетиционную и концертную базу, с другой – консерватория получила отличную «школу мастерства» в области современного исполнительства и композиторского творчества. Ведь чтобы играть и петь современные партитуры, музыкантам часто приходится начинать учиться с начала: новая нотация, новые приемы игры, новые задачи, незнакомый язык… Одновременно наличие ансамбля, готового на самые смелые эксперименты, стимулирует воображение и изобретательность молодых композиторов, чьи сочинения он постоянно играет.

«Студия» стала ядром Центра современной музыки, который образовался вокруг нее в Московской консерватории и объединяет музыкантов разных специальностей. Здесь естественно дополняют и обогащают друг друга исполнительские, композиторские, исследовательские, просветительские инициативы. Широкое, разноплановое просветительство в сфере актуального музыкального творчества – вот главная задача, которую решают Центр и ансамбль. Трудно перечислить всех композиторов-современников – от признанных мэтров до начинающих авторов, – с которыми они познакомили московских слушателей в форме творческих встреч, мастер-классов, концертов-портретов. На консерваторские программы «Студии», которые проводятся в Рахманиновском зале, вход свободный, и они уже далеко не всегда могут вместить всех желающих.

Будучи по происхождению консерваторским, учебным коллективом, «Студия новой музыки» быстро переросла рамки внутривузовского начинания. Ансамбль востребован на российской и международной концертной сцене, достойно представляя нашу страну на Дармштадтских летних курсах новой музыки, на Венецианской бьеннале, в лучших концертных залах Берлина, Парижа, Вены, активно включаясь в интернациональные культурные проекты… Ныне это коллектив вполне европейский по исполнительским стандартам и стратегии своей деятельности. Новая программа каждую неделю, около тысячи российских и мировых премьер, заказы сочинений композиторам из разных стран, тематические концерты с тщательно придуманными программами, представляющими весь спектр современного музыкального творчества, встречи, мастер-классы – таков образ жизни нынешней «Студии». Среди самых запомнившихся ее проектов – концерты, посвященные русскому музыкальному авангарду 1920-х годов, российская премьера «Реквиема» Х.В. Хенце (совместно с «Ensemble Modern»), трехгодичный цикл «Антология музыки ХХ века в российских регионах», «Сто лет новой музыки», «диалогические» концертные серии: Россия и Германия (Австрия, Нидерланды), Моцарт и современность, музыка и живопись, звук и свет… Ну и, конечно же, фестиваль современной музыки «Московский форум», который проводится силами «Студии» уже много лет.

Во всем этом бездна фантазии, знаний, мастерства, любви к своей работе. Ансамбль объединил единомышленников, для которых продвижение новой музыки стало делом всей жизни. Среди тех, кто в нем работает, нет равнодушных людей.

На юбилейный концерт ансамбля, прошедший в октябре Большом зале консерватории, «студийцев» пришли поздравить коллеги по музыкантскому цеху, постоянные слушатели, поклонники новой музыки – та самая публика, которую во многом сформировал за два десятилетия этот коллектив. Атмосфера была приподнятая. Двадцатилетие – это время, когда силы в самом расцвете и вместе с тем за плечами уже большой исполнительский и организационный опыт, заслуженная высокая репутация.

Юбилейный концерт был организован по географическому принципу. Пять исполненных сочинений представляли важные для истории «Студии» страны, где ансамбль неоднократно выступал и, с другой стороны, чью музыку широко исполнял дома: Францию («L’Esprit des dunes» Т. Мюрая), Италию (фрагмент видеооперы «Индекс металлов» Ф. Ромителли), Австрию («Nuun» Б. Фуррера), США («You are» С. Райха) и Россию («Маятник Фуко» В. Тарнопольского). Все пять опусов были написаны за последние 20 лет, в годы существования «Студии». В программе отразились новые интересы коллектива – расширение репертуара в сторону мультимедийных проектов с привлечением видеоряда, электроники, перформанса, с выходом в сферу музыкального театра. (Проект «Новый музыкальный театр» – еще одна интереснейшая инициатива ансамбля, благодаря которой состоялось уже несколько знаковых российских премьер, из них самая последняя – опера итальянца Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей».)

Коллектив «Студии» на юбилейном концерте дополнили Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва и Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, которые участвовали в исполнении сочинения Райха. Оно вызвало такой энтузиазм, что даже бисировалось – случай для подобных программ редчайший. Музыканты священнодействовали на сцене вдохновенно, с полной самоотдачей и сознанием важности происходящего, абсолютно уверенно и точно исполняя партитуры, чей сложнейший язык, очевидно, стал для них родным.

Владимир Тарнопольский в своем традиционном вступительном слове перед концертом сказал, что первоначальной задачей «Студии» было создать аудиторию для исполнений новой музыки в камерном зале – несколько сотен человек. После двадцати лет упорной работы эту задачу можно считать выполненной. Впереди – новые рубежи и, если судить по юбилейному концерту в БЗК, не за горами уже те дни, когда Лахенмана и Шельси, Бертуистла и Вустина, Булеза и Леденёва можно будет смело исполнять и на больших концертных сценах.

Статья опубликована в журнале «Музыкальная жизнь» № 11, 2013 ©