Балет в современном театре

14 марта 2022 г. - 27 марта 2022 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Груцынова А. П.

Аннотация
Тема балета в современном театре (или — точнее — в современной театральной реальности) многообразная и многосторонняя. В её проблематику входит не только собственно танец (и прочие составляющие единого пластического спектакля — музыка, сценография, в меньшей степени сюжет), но и сам и процесс бытования искусства, существование «здесь и сейчас» хореографического спектакля в целом.
В силу многогранности рассматриваемого явления, курс последовательно обращается к разным его составляющим: существующему и создаваемому репертуару, музыке спектакля и его визуальной стороне — пластике, костюмам и сценографии. Вместе с тем, поднимаемые проблемы, благодаря особенностям искусства, базирующегося на неизбежном сохранении эстетики прошлого даже в современном репертуаре, глубоко связаны с традициями, что тоже получает освещение в лекциях (хореографический театр (даже основанный на эстетике современного танца), так или иначе, обладает историческим базисом сохраняет его).

В курсе рассматриваются проблемы:

  • места балета в современном музыкальном театре,
  • репертуара современного балетного театра и его расширения,
  • судьбы классических постановок в современной практике и проблемы бытования их музыкальных партитур,
  • сотрудничества хореографа и композитора в современном музыкальном театре,
  • соотношение классического танца и contemporary dance,
  • особенности постановок.

Тематический план занятий

Лекция 1. Место балета в современном музыкальном театре (к началу XXI века)

1.1. Особенности развития отечественного балетного театра в XX веке
1.2. Особенности развития западноевропейского балетного театра в XX веке в его сопоставлении с отечественной традицией
1.3. Итоги

Лекция 2. Проблема репертуара современного балетного театра. Пути его расширения и изменения. Отечественная и зарубежная традиции

2.1. Способы сохранения и расширения классического репертуара в современном театре
2.2. Проблема возникновения и обогащения современного репертуара
2.3. Итоги

Лекция 3. Проблема сохранения классических спектаклей

3.1. Проблема фиксации классического спектакля и история записи танца
3.2. Проблема сохранения спектаклей прошлых эпох
3.2.1. Сохранение спектакля без изменения
3.2.2. Создание новых авторских редакций
3.2.2.1. Авторские редакции, находящиеся в русле первоначальной постановки
3.2.2.2. Авторские редакции с «новым взглядом» на классический спектакль
3.2.3. Реконструкция спектакля ушедшей эпохи
3.3. Итоги

Лекция 4. Проблема бытования авторской балетной партитуры в современном театре

4.1. Проблема бытования авторской балетной партитуры до XX века
4.2. Авторская балетная партитура: бесконечное развитие во времени
4.2.1. «Корсар»
4.2.2. «Лебединое озеро»
4.2.3. «Спартак»
4.3. Итоги

Лекция 5. Не-балетная музыка современных танцевальных спектаклей. Продолжение классической традиции и радикальное новаторство

5.1. Проблема выбора музыки для нового спектакля: возможные пути
5.2. Музыка для нового спектакля: конкретная музыка
5.3. Использование для постановки не-балетной музыки (до XX века)
5.4. Использование для постановки не-балетной музыки (XX век)
5.4.1. Использование для постановки не-балетной музыки одного композитора
5.4.2. Использование для постановки не-балетной музыки нескольких композиторов
5.5. Итоги

Лекция 6. Создание современного балета на специально созданную музыку

6.1. Проблема самостоятельной музыки балета: от возникновения жанра до первой трети XIX века
6.2. XIX век: проблема композитора — автора балетной партитуры
6.3. Композитор — автор балета: проблемы и практика (XX–XXI век)
6.4. Итоги

Лекция 7. Классический танец и contemporary dance: взаимоисключение или обогащающее сосуществование?

7.1. Продолжение классической традиции
7.1.1. Сохранение классического танца в неприкосновенности
7.1.2. Сочетание классического и современного танца
7.2. Традиция contemporary dance
7.3. Итоги

Лекция 8. Проблема аксессуаров и сценографии в современном балетном театре

8.1. Костюм в балетном театре
8.1.1. Балетный костюм до XX века
8.1.2. Балетный костюм в XX–XXI веках
8.1.2.1. Балетный костюм в XX–XXI веках в спектаклях классической традиции
8.1.2.2. Балетный костюм в XX–XXI веках в постановках с современной пластикой
8.2. Аксессуары в балетном театре
8.2.1. Аксессуары как часть сценической характеристики отдельного персонажа
8.2.2. Аксессуары, применяющиеся для создания визуального рисунка танца
8.2.3. Аксессуар как отдельный «персонаж» спектакля
8.2.4. Аксессуары и проблема освоения сценического пространства в постановках современного театра
8.2.4.1. Аксессуары в постановках, продолжающих классические традиции
8.2.4.2. Аксессуары и сценическое пространство в постановках contemporary dance
8.3. Итоги

Авторские курсы повышения квалификации 2021-2022

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.


Ссылки