V Всероссийские семинары новой музыки «Психогеография: исследование о движении»

10 июня 2025 г. - 13 июня 2025 г. | Конференции

V Всероссийские семинары новой музыки «Психогеография: исследование о движении» 

Центр современной музыки

Студия новой музыки

Ансамбль солистов «Студия новой музыки» и Центр современной музыки Московской консерватории уже в пятый раз проводят Всероссийские семинары новой музыки. В этом году они проходят под общей темой «Психогеография: исследование о движении» и организованы как лаборатория по созданию и реализации музыкальных перформансов в сотрудничестве с режиссерско-актерской группой — выпускниками МИР-7. В проекте примут участие композиторы, исполнители и перформеры до 35 лет. Куратором семинаров выступит композитор, доцент МГК Ольга Бочихина.


Публичная программа

Вторник, 10 июня
106 класс Московской консерватории

14:00
Дарья Луценко
Искусство музыкального перформанса: тело и звук

Исполнительское искусство XXI века включает в себя множество различных практик, когда музыкант «выходит» за рамки текста произведения и его воспроизведения. Концептуальность современных партитур требует многозадачности, в частности это обусловлено синтезом разных жанров и видов искусств. В исполнении задействуется множество параметров, связанных с непосредственным отражением концептуальной составляющей. Инструментальный театр, импровизация и перформанс уже являются привычными практиками для нашего времени. Что же является объединяющим фактором для этих явлений в музыке? Рассмотрим, как могут быть реализованы различные концепции относительно музыкального перформанса на примерах произведений для театра, камерных выступлений и электронных лайв сетах.

Регистрация по ссылке 

16:00
Ольга Бочихина
Звуковой поворот и современные звуковые практики

Что значит разработать звуковую ситуацию, исследовать звуковую тему, создать звуковой скрипт? Как связать воедино слуховой опыт, действие, сочинение, каналы восприятия, образ и историю? Что значит создать и смоделировать звучащую и действующую среду — самопорождающуюся и саморазвивающуюся, с внутренними звуковыми законами и игровыми стратегиями? Как открыть мир звукового? Я поделюсь своими размышлениями, инспирированными последними художественными проектами с моим участием: «Кафка в Афинах», «Звучащий дом Софии» и моим авторским учебным курсом «Опыт звука» для актеров, реализующимся как совместная программа ГИТИСа и Электротеатра Станиславский.

Регистрация по ссылке

Среда, 11 июня
Конференц-зал Московской консерватории

11:00
Дмитрий Мазуров
Творчество на стыке академической и популярной музыки

Как совмещать далекие формы музыки и существовать в творческом двоемирии? Это вопрос не только стиля, но часто и взаимоисключающих аудиторий. Оставаясь аутентичным одной культуре, автор невольно становится «вульгарен» в другой. Возможно ли это совмещать в ситуации, когда по-другому и не могло быть? О своем творческом пути и методе работы расскажет композитор Дмитрий Мазуров.

Регистрация по ссылке

13:00
Федор Софронов
История музыкального перформанса

От практик футуристов и дадаистов к американским экспериментам 60-х — так можно обвести границы, в которых мы можем говорить о зарождении музыкального перформанса. Поговорить об истории и о том, как менялся перформанс в исторической перспективе — задача лекции, которую прочитает Федор Софронов

Регистрация по ссылке


Пятница, 12 июня
Конференц-зал Московской консерватории

13:00
Евгения Изотова
Новая музыка в поисках новой нотации

Музыкальная нотация всегда развивается в ответ на запросы композиторской практики, адаптируясь к новым стилям и техникам. ХХ век, с его радикальными экспериментами, потребовал значительного расширения и обновления нотного письма. И, к нашему удивлению, многие "новые" символы, термины и явления оказываются отголосками прошлого. На лекции мы увидим, как композиторы разных эпох приходили к схожим решениям, какая параллель между графической музыкой Эрла Брауна и партитурами Позднего Средневековья, и что общего между нотацией новых исполнительских техник для духовых и старинной лютневой табулатурой.

Регистрация по ссылке


Пятница, 13июня
Конференц-зал Московской консерватории

11:00
Игнат Красиков
Не нотами едиными: перформанс

Перформанс предлагает переосмысление традиционного взгляда на академическую музыку как на статичный текст партитуры. Исполнение – это сложный и многогранный процесс, в котором музыка становится событием, обусловленным телесностью исполнителя, пространственной и коммуникативной динамикой, а также контекстом восприятия. Мы рассмотрим ключевые концепции перформанса в академической музыке, проанализируем влияние интерпретации и невербальных элементов на смысл произведения и проследим, как новаторские практики XX и XXI веков трансформируют отношение к границам между композитором, исполнителем и слушателем.

Регистрация по ссылке

13:00
Татьяна Яковлева
Мульти-, интер-, и трансмедиальность в музыке

Музыка всё чаще включает в качестве медиумов не только звуки, но жесты, видео, свет и самые разные девайсы — специально созданные объекты и музыкальные инструменты. Композиторы разрабатывают разные способы связей между ним, объединяя технологичное и акустическое, человеческое и машинное. На лекции разберем их основные свойства, на примере мультимедиальных, интермедиальных и трансмедиальных сочинений из творчества композиторов конца XX-начала XXI века.

Регистрация по ссылке

Дискуссия «Пересочинение реального»


Ссылки