Структура
Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества

Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества (ЦИМТ) Московской консерватории ведёт своё существование с 2012 года, объединив композиторов, музыковедов, физиков, математиков, генетиков, специалистов в области информатики, чьи интересы связаны с углубленным познанием и применением явлений и механизмов физиологического воздействия и восприятия музыки, включая музыкальную терапию. При этом используются новейшие достижения академической науки в области биологической и компьютерной информатики, математического моделирования, изучения структурных связей молекулярно-генетической системы с отношениями музыкальной гармонии, включая гармонию микрохроматических строев. Инициатором создания Центра, получившего единогласную поддержку Учёного совета Консерватории, а затем его руководителем стал декан композиторского факультета профессор А. А. Кобляков. 

Деятельность центра развивается по следующим направлениям: 1) представление музыкального творчества в рациональных моделях, перевод их на общесистемный язык логики; 2) музыка и психология; музыкальное восприятие и высшая нервная деятельность; 3) музыка и эмпирическая эстетика — исследование музыкальных произведений точными методами математического естествознания, теории сетей, информатики и алгебры логики; 3) музыка и генетика; теория систем резонансов и спектральной логики как основы биоинформатики и генетической биомеханики; создание на её основе новых «генетических» строев Фибоначчи-ступенного типа для «генетической» музыки в этих строях; музыка и нейрокомпьютеры; музыкальная терапия; программно-инструментальное обеспечение названной генетической музыки; функциональная организация нового музыкального пространства; музыкальное творчество в новых строях и т. д. Сегодня Центр является местом притяжения интересов многих отечественных и зарубежных музыкантов и учёных, активно участвующих в развитие его тематических исследований. С 2013 им систематически проводятся в консерватории международные конференции «Музыка. Математика. Естествознание», собирающие большое количество участников. Организуются ежемесячные семинары с аналогичным названием. Сотрудники Центра являются докладчиками зарубежных конференций и фестивалей в Австрии, Венгрии, Голландии, где под председательством проректора по науке Московской консерватории профессора К. В. Зенкина проводятся музыкальные секции. Центр ведёт плановое сотрудничество с Российской Академией Наук и российскими ВУЗами (Институт высшей нервной деятельности РАН, НИИ гиперкомплексных систем в геометрии и физике, Центр когнитивных исследований при Курчатовском институте, МГУ, МФТИ, ИМАШ), а также с музыкальными и научными организациями Австрии, Англии, Венгрии и других стран (Университет музыки и исполнительского искусства, Вена, Австрия; Университет Плимута, Англия; Университет в г. Левен, Бельгия; Институт «Симметрион», Будапешт, Венгрия; и др.). Полезную роль играет его сотрудничество с Международной ассоциацией симметрии (Венгрия), которая объединяет представителей свыше 50 стран мира и председателем международного учёного совета которой является сотрудник Центра профессор С. В. Петухов. Члены Центра приняли участие в десятках научных конференций и семинаров, на которых ими ведётся активная пропаганда достижений Московской консерватории и российской науки. Ими также опубликовано множество тематических статей. Центр организует образовательные лекции и разрабатывает новые учебные курсы. По результатам своих разработок и по приглашению зарубежных коллег Центр организовал в 2015 и 2016 годах в Вене успешные концерты генетической музыки как нового направления музыкальной культуры, основы которого заложены в Московской консерватории. Эти концерты, включающие, в частности, произведения генетической цветомузыки, прошли при поддержке Российского центра науки и культуры в Вене и при участии зарубежных исполнителей, принявших деятельное участие в развитии этого направления. Центром также организован «Фестиваль генетической музыки» на базе Детской музыкальной школы им. Б. А. Чайковского. В числе научных тем, развиваемых сотрудниками Центра, можно отметить следующие. Профессором А. А. Кобляковым предложена модель креативного синтеза в музыке с использованием идей многомерных музыкальных пространств и математического моделирования. Данная модель и связанный с ней новый тип отношений («трансмерность») зафиксированы на общесистемном языке логики, названной «логикой творчества» (совмещение классической и неклассической логик в одном представлении). Это делает возможным дать однотипное описание не только разных видов художественного (в том числе музыкального) или научного творчества, но и физических, химических, биологических процессов синтеза (что в будущем приведёт к созданию единого языка эволюции).

Лауреатом Государственной премии СССР профессором С. В. Петуховым была выявлена структурная связь параметрической организации молекулярно-генетической системы с отношениями музыкальной гармонии пифагорейского музыкального строя и родственной ему иерархии математических Фибоначчи-ступенных строев, названных генетическими. Проведённые в Центре исследования показали богатые гармонические особенности этих генетических строев и возможности написания на их основе произведений генетической музыки. Первые произведения генетической музыки созданы сотрудником Центра композитором и биофизиком И. С. Сошинским. Они были исполнены на концертах генетической музыки в Австрии, а также в Москве на фестивале «Московская осень-2015», Московском доме композиторов и др. И. С. Сошинским разработана компьютерная программа соединения компьютера с обычным музыкальным синтезатором, использование которой позволяет композиторам и исполнителям сочинять и исполнять генетическую музыку на обычных синтезаторах за счёт компьютерного перекодирования звучания его клавиш. Это облегчает освоение генетической музыки музыкантами, поскольку позволяет им играть генетическую музыку, пользуясь привычными навыками движения рук, а также записывать произведения генетической музыки в обычной партитуре. Сотрудником Центра д. б. н. И. В. Степаняном разработан ряд специализированных клавишных синтезаторов «Пентаграмон», а также специализированная гитара для исполнения генетической музыки. Им развиваются нейрокомпьютерные подходы в музыковедении. Д. ф. н. И. А. Евин разрабатывает приложения теории сетей к анализу музыкальных произведений и изучает проблемы иллюзий восприятия. Основные научные результаты Евина связаны с разработкой математической модели эстетической реакции (закон Вундта), модели неоднозначного визуального и смыслового восприятия  произведений искусства, модели музыкального лада. Он показал, что для анализа искусства эффективен математический аппарат, применяющийся для изучения критических явлений в физике (теория катастроф, теория фракталов, теория сложных многослойных сетей и т. д.). Ю. Дарваш развивает математические подходы к анализу биологических симметрий и симметрий в музыкальных произведениях. Сотрудники Центра М. М. Пучков и В. И. Свирин активно участвуют в развитии генетической музыки и математического моделирования в музыковедении. Для изучения музыкального творчества применены новые для музыковедения математические методы спектральной логики, связанные с теорией спектрально-логической генетики. Центр проводит обучение основам генетической музыки для российских и иностранных музыкантов, в том числе на основе продолжительных стажировок. Первым иностранным стажером по данной теме на срок в один месяц стал посол Австралии в России по вопросам культуры австралийский музыкант Бенджамин Скеппер (Benjamin Skepper), участник концерта генетической музыки в Вене.

Сотрудничество Центра с Российской Академией наук позволило развить концепцию о системо-резонансной организации живых тел. С формальной точки зрения живой организм представляет собой согласованную колебательную систему с большим числом степеней свободы, обладающую соответствующим множеством резонансов, которые участвуют в гармонизации и упорядочении этих колебательных процессов. Тем самым можно  рассматривать и  музыку как искусство резонанса, к которому человек удивительно предрасположен, точными методами изучая биоматематические основы музыкального искусства как «исчисления души, которая вычисляет, сама того не сознавая»  (Г. Лейбниц).


Места нахождения:

1. Здание Московской консерватории, 1895–1901 гг., архитектор В. П. Загорский (по охранному обязательству). Здание Московской консерватории, ставшей одним из центров музыкального образования в нашей стране. Здесь жил и работал композитор А. Ф. Гедике (по паспорту культурного наследия). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, ул. Б. Никитская, д. 13/6, стр. 1. Нежилое здание

2. Административное здание 3-го учебного корпуса (по выписке из РФИ). Жилой дом, конец XVIII — начало XIX вв. (по охранному обязательству). Усадьба городская XVIII–XIX вв. (Колычевых) (по паспорту культурного наследия). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, ул. Б. Никитская, д. 11/4, стр. 1. Нежилое здание

3. Административное здание (по выписке из РФИ). Доходный дом с погребами, первая треть XIX в. (по охранному обязательству). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, Ср. Кисловский пер., д. 3, стр. 1. Нежилое здание