Нейгауз
Генрих Густавович

  • Годы работы: 1922 - 1964
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист РСФСР
  • Профессор
Нейгауз<br /> Генрих Густавович

Нейгауз Генрих Густавович (1888, Елисавет­град, ныне Кировоград — 1964, Москва) — пианист, педагог, теоретик пианизма. Директор Московской консерватории (1935 – 37).

Родился в семье музыкантов, содержавших в Елиса­ветграде музыкальную школу. Отец – Густав Вильгельмович Нейгауз (1853–1937) – учился в Германии у известного музыканта Ф. Хиллера. Помимо педагогической деятельности, занимался воп­росами музыкальной нотации и техническими изобретениями по усо­вершенствованию фортепиано; автор романсов на стихи немецких по­этов. Мать – Ольга Михайловна (урожд. Блуменфельд, 1859–1937) – сестра Ф.М. Блуменфельда. Отношение к му­зыке (обучался игре на фортепиано с 6 лет) было «удивительно двойственное»: «страшный восторг, слезы, детские по­трясения» и одновременно «взгляд на музыку как на нечто в высшей степени прозаическое» (Г.Нейгауз. Воспомина­ния… 1992. С. 323–324). Последнее во многом культивирова­лось отцом, который неодобрительно относился к художественным по­искам сына (Там же. C. 326). С 8 лет начал импровизиро­вать, затем записывать сочиняемую музыку. Сильнейшее впечатление на Нейгауза производила игра Блуменфельда, а также редкие гастрольные выступления И. Гофмана и О. Габриловича. Выступать начал с 10 лет. В 1904 с успе­хом гастролировал в ряде городов Германии с оркестром (Кон­церт №2 f moll Ф. Шопена, «Бурлеска» Р. Штрауса) и сольными программами, получив благожелательные отзывы в прессе. По настоятельной рекомендации Блуменфельда в 1906–07 совершенствовался у Л. Годовского в Берлине. В 1910 прошел полный курс композиции в Берлинской музыкальной академии у профессора П. Юона. Игрой на фортепиано занимался у профессора К. Барта. Тогда же отказался от места дири­жера Штутгартской оперы (по настоянию отца), а так­же от композиторской деятельности, считая, что не смо­жет стать «большим» композитором (Нейгауз Г.Г. Раз­мышления… С. 28). В 1912 по приглашению Годовского поступил в Школу мастерства при Венской музыкальной акаде­мии и в январе 1914 окончил ее, получив высшую награду.

После концертных поездок по Австрии и Германии вернулся в Елисаветград. В 1915 сдал экстерном экзаме­ны за курс Петроградскую консерваторию Д.А.Рабинович вспоминал, что после экзаменационного выступления Нейгауза у него «на всю жизнь осталось ощущение бурной пламенности его исполнения и такой же бурной реакции, которую эта игра вызывала у слушателей… запомнились слова одного ... серьезного музыканта: “Какое поразительное и умное вдохновение!”» (Нейгауз Г.Г. Воспоминания… С. 37). Эк­заменами в Петроградскую консерваторию музыкальное образование Нейгауза формаль­но закончилось. В зрелые годы он признавался: «Я все­гда страшно сожалел, что мы [с сестрой Н.Г. Нейгауз. – Е.Р.] не воспитывались в хорошей русской консервато­рии…» (Там же. С. 327). «Надо было послать меня в Мос­ковскую консерваторию, а меня послали к Годовскому» (Там же. С. 326). Этими недостатками в образовании он объяснял и свои проблемы в области техники. Не было сис­тематическим и общее образование (НЕЙГАУЗ не учился в гим­назии или какой-либо иной школе, хотя ежегодно сдавал экзамены за гимназический курс), и только природная ода­ренность, а также зарубежные поездки и впечатления (Герма­ния, Австрия, Швейцария, Италия) позволили ему стать подлинным эрудитом. Владел немецким, французским, итальянским, английским, польским и украинским языками, прекрасно знал художественную литературу и изоб­разительное искусство, увлекался философией и историей, инте­ресовался естественными науками. Среди близких друзей Нейгауза – поэт Б.Л. Пастернак, философ В.Ф. Асмус, историк и литературовед Н.Н. Вильмонт, искусствовед и перевод­чик А.Г. Габричевский, художники Р.Р.Фальк, Е.Д. Ахв­ледиани, В.И. Шухаев, многие выдающиеся музыканты.

В октябре 1916 принял приглашение преподавать в Тиф­лисском музыкальном училище ИРМО; выступал в концертах. В 1918 вместе с К. Шимановским (двоюродный брат и ближай­ший друг Нейгауза) «и другими музыкантами стал работать в Елисаветградском наробразе, был председателем музы­кального комитета» (Там же. С. 331). С осени 1919 препо­давал в Киевской консерваторию, много концертировал.

В 1922 вместе с Блуменфельдом получил приглаше­ние в Московскую консерваторию (в 1922–41 и с 1944 профессор класса специального фортепиано; в 1936–41 и с 1946 заведующий кафедрой специального фортепиано). В Москве быстро стал одним из авторитетнейших профессоров и завое­вал признание как пианист-исполнитель. Историческими со­бытиями в музыкальной жизни города стало исполнение Нейгауза всех сонат А.Н.Скрябина (сезон 1922/23), произв. И.С. Баха, Л. ван Бетховена, Шопена, Р.Шумана, Ф. Листа, И. Брам­са, К.Дебюсси, Шимановского, С.С.Прокофьева, выступ­ления в симфоническим концертах и в ансамбле с М.Б. Полякиным, А.А. Брандуковым и др.

Нейгауз один из бесспорных лидеров советского исполнительского искусства, основатель фортепианной школы, получивший мировое признание. Конец 1930-х гг. отмечен блистательными победами уче­ников Нейгауза – Э.Г.Гилельса и Я.И.Зака на международных конкур­сах. В 1937 в его класс поступил С.Т. Рихтер, который писал впоследствии: «Счастливая случайность сделала меня его учеником. Так судьба подарила мне второго отца» (Там же. С. 181). Однако и Нейгауз до конца своих дней испытывал «непрерывную влюбленность в Рихтера» (Н.Л. Дорлиак; там же. С. 83).

4 ноября 1941 был арестован по сфабрикованному НКВД обвинению: на основании отказа от эвакуации из Москвы решили, что ждал немцев. Содержался под след­ствием на Лубянке до 19 июля 1942, был отправлен на 5 лет в ссылку в Свердловск (после хлопот и ходатайств почитателей). Работал профессором Уральской консерваторию (за несколько лет до этого торжественно открывал эту консерваторию). Занятия Нейгауза со студентами проходили на необычайном подъеме, чему способствовала интенсивная музыкальная жизнь города. В октябре 1944 вернулся в Москву. На концерте в БЗК публи­ка встречала его стоя, овации не умолкали более 10 ми­нут: «Как хорош был Генрих Густавович! Небольшой рост мгновенно забывался, и глаз нельзя было оторвать от его торчащей жестковатой гривы волос, которую он по­правлял раскрытой ладонью... Небольшой, очень краси­вой формы нос с чуть вздернутым кончиком, щеточка усов и улыбка, а глаза, глаза! Из них лучилась сама жизнь!» (из воспоминаний О. Северцовой. Там же. С. 31).

Пер­вые послевоенные годы отмечены активной концертной деятельностью Нейгауза, записями на грампластинки, победа­ми его учеников на различных международных конкурсах. Одна­ко все сильнее сказывались осложнения перенесенного в 1933 полиневрита в виде «парезного состояния правой руки» (Нейгауз Г.Г. Размышления… С. 36), лечение прак­тически не помогало. В сер. 1950-х гг. состоялось послед­нее публичное выступление Нейгауза  в БЗК в день празднова­ния его 70-летия.

С 1933 регулярно выступал в печати со статьями о му­зыкантах-исполнителях, в частности, о Годовском, Й. Си­гети, О. Клемперере, Э. Петри, Полякине, В.В. Софрониц­ком, Е.А. Мравинском, М.И. Гринберг, Гилельсе, Г. Гуль­де, Рихтере, а также о композиторах – Бахе, Шопене, П.И.Чайковском, Скрябине, Я.Мясковском, Прокофьеве, Д.Д. Шостаковиче. В 1958 вышла в свет книга Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры» (к 2000 выдержала 6 изд. на рус. яз. и переведена на иностр. яз.). В 1960 начал работать над книгой «Размышления, воспоминания, дневни­ки». Рассматривал писательскую деятельность как опре­деленную компенсацию за прекращение исполнительской (Там же. С. 13). Однако наиболее значительная часть книги – «Автоби­ографические записки» – осталась незавершенной.

В историю русской музыкальной культуры Нейгауз вошел как выда­ющийся пианист, педагог и музыкальный писатель. Среди важней­ших исполнительских принципов: каждое исполняемое произведение должно быть рассмотрено и понято в широком музыкальном, эс­тетическом, культурном, философском, историческом. контексте; испол­нитель должен пребывать «на службе у композитора», в определенном смысле подчиняя ему свою индивидуальность; необходим продуманный, осмысленный подход к произ­ведению как целому; исполнению должна быть присуща импровизационность (Нейгауз Г.Г. Воспоминания… С. 332). Отсюда тезис: «Талант есть страсть плюс интел­лект» (Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. С. 31). Все эти принципы дополнялись требованием про­стоты и естественности выражения.

Педагогические установки Нейгауза теснейшим образом связаны с его исполнительской практикой: «достигнуть успехов в работе над “художественным образом” можно, лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артис­тически, а следовательно, и пианистически» (Там же. С. 27), «источник красоты искусства – душевная красота человека, которую надо воспитать» (Там же. С. 293). От­сюда необходимость ориентации на развитие индивиду­альности ученика, для чего педагогу необходим особый талант понимания его духовного мира. При этом глав­ную задачу педагога Нейгауз видел в том, чтобы стать ненуж­ным ученику. Большое значение придавал тому, чтобы «не приспосабливать произведение к ученику, а ... при­способить ученика к произведению», чего бы ему, да и самому педагогу, это ни стоило (Там же. С. 25). Огром­ное внимание уделял работе над звуком: «...только требуя от фортепиано невозможного, достигнешь на нем всего возможного» (Там же. С. 156).

Его сын – С.Г. Нейгауз.

Публикации:

  • Об искусстве фортепианной игры. М., 1958, 6-е изд. 1999;
  • Размышления, воспоминания, дневники. Из­бранные статьи. Письма к родителям. М., 1975;
  • Воспо­минания. Письма. Материалы. М., 1992; и др.

Публикации о педагоге:

  • Дельсон В. Генрих Нейгауз. М., 1966;
  • Рабинович Д. Портреты пианистов. М., 1962, 2-е изд. 1970;
  •  Горностаева В.В. О моем учителе (памяти Нейгауза) // СМ. 1966. №1;
  • Нейгауз М. История ареста Генриха Густавовича Нейгауза. М., 2000;
  • Генрих Нейгауз. Воспоминания, письма, материалы. М., 2002;
  • Нейгаузы. Густав, Генрих, Станислав. Сб. ст. / Сост. Б.Б. Бороди Нейгауз М., 2007.

Заслуженный артист РСФСР (1959). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972).
Профессор

Кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор

Заслуженный артист РСФСР
Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Заслуженный артист России
Профессор

Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка России
Профессор

Народная артистка России
Профессор

Заслуженная артистка России
Профессор

Заслуженная артистка России
Профессор

Заслуженная артистка РФ
Профессор

Народный артист России, Лауреат Государственной премии СССР
Профессор

Народный артист РФ
Профессор