Гнесин
Михаил Фабианович

  • Годы работы: 1925 - 1935
  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • Профессор
Гнесин<br /> Михаил Фабианович

Композитор, педагог, музыкально–общественный деятель.

Родился 21 января 1883 года в Ростове–на–Дону. В1901–09 годах учился в Петербургской консерватории, до 1908 года — в классе Н. А. Римского–Корсакова. В 1905 году за участие в студенческих волнениях был исключён из консерватории (восстановлен в 1906); окончил её по классу А. К. Лядова с занесением на доску почёта. С 1908 года вёл большую музыкально–просветительскую и педагогическую работу, руководил музыкальными рабочими кружками в Петербурге. С 1909 года начал печатать статьи в различных журналах. В 1908–09 и 1912–14 годах занимался в Студии Вс. Э. Мейерхольда «музыкальным чтением в драме», вместе с режиссёром осуществлял эксперимент, поиски на занятиях с артистами, создавал специальные музыкальные композиции. В 1911–12 годах работал в Музыкальном училище ИРМО Екатеринодара, руководил рабочими кружками, организовывал музыкальные мероприятия. В 1912–21 годах преподавал в Музыкальном училище ИРМО Ростова–на–Дону, организовал в городе обществово «Музыкальная библиотека им. H. A. Римского–Корсакова», проводил фестивали «Музыкальные празднества в честь Римского–Корсакова» и др., открыл 3 музыкальных школы (одна носит его имя). В 1920–21 годах — заведующий МУЗО Донского отдела народного образования, директор Ростовской консерватории РМО. Одновременно — профессор Донского археологического института. В 1913 году посетил Грецию, в 1914 и 1921 годах — Палестину и Египет, где проводил фольклорные изыскания. В 1921–23 находился, в основном, в Берлине.

В 1923 году приехал в Москву, став педагогом и заведующим творческим отделом Музыкального техникума им. Гнесиных. В 1925–36 годах — профессор кафедры композиции. С 1925 года — декан педагогического факультета Московской консерватории. В этот период (особенно в 1929–31) вёл непримиримую борьбу с РАПМ. Сотрудничал с ОРКиМД. С 1927 года — один из руководителей Общества еврейской музыки. В 1935 году переехал в Ленинград, приняв приглашение своего близкого друга М.О. Штейнберга работать на кафедре композиции Ленинградской консерватории. В 1941–42 находился в эвакуации в Йошкар–Оле, работая заведующим музыкальной частью драматического театра, с 1942 года был в Ташкенте (с Ленинградской консерваторией), где перенёс тяжелые лишения, смерть сына Фабия. В 1944 году вернулся в Москву, заняв должность заведующего кафедрой композиции открытого в том же году ГМПИ им. Гнесиных. В 1951 году связи с политической кампанией по борьбе с формализмом и космополитизмом был вынужден уйти из института.

Музыкальные сочинения:см. МЭ 1.

Литературные сочинения: см. КПМ 1.

Умер 5 мая 1957 года в Москве.
 

Педагог–просветитель с широчайшим кругом интересов и возможностей. Помимо класса композиции читал лекции по истории музыки, истории искусств, литературы, фольклору, акустике и т. д. Просветительские выездные лекции продолжал до конца жизни. Среди учеников: композиторы и музыковеды Е. Акулов, В. Волков, В. Герчик, Е. Голубев, С. Кац, Б. Клюзнер, А. Леман, Е.Месснер, С.Мусселиус, Г.Мушель, С.Разоренов, И.Рыжкин, В.Салманов, С.Скребков, О.Скребкова, Ю.Слонов, А.Степанян, Г.Тихомиров, А. Хачатурян, Т. Хренников, Ю. Шишаков, А. Эшпай, А. Фаттах, Ю. Яцевич. Автор работы «Начальный курс практической композиции» (М., 1941, 2-е издание 1962), а также многих статей и трудов, посвящённых творчеству Римского–Корсакова, исследованию фольклора.

Как композитор известен, прежде всего, созданием оригинальных вокальных сочинений на слова поэтов–символистов — К. Д. Бальмонта, Вяч. И. Иванова, A. A. Блока, Ф. К. Сологуба. Работа Гнесина с Мейерхольдом над «музыкальным чтением в драме» привела к созданию им оригинальной музыкальной системы, возникшей хронологически параллельно со «Sprechstimme» А. Шёнберга (текстовым материалом служили античные драмы). Среди симфонических сочинений наиболее значительна поэма «Из Шелли» ор. 4 и «Симфонический монумент», написанный к 10-летию Октябрьской революции. В 1918–26 годах главным объектом интересов Гнесина стала еврейская тема (наиболее удачный из вокальных циклов — музыка к «Повести о рыжем Мотеле» И. П. Уткина). Автор музыки к спектаклю «Ревизор» в постановке Мейерхольда (1926). В сочинениях 1930–40-х годов широко представлены фольклорные материалы разных регионов СССР. Среди инструментальных сочинений Гнесина наиболее известны Фортепианное трио ор. 63, Соната–фантазия (фортепианный квартет) ор. 64, Соната–баллада для фортепиано и виолончели ор. 7 (впервые исполнена П. Казальсом и А. И. Зилоти в 1910), Реквием для фортепианного квинтета ор. 11. Со временем творчество Гнесина находило всё меньше исполнителей. Многие его произведения не были изданы при жизни, и ни одно не опубликовано посмертно. В 1997 году Гнесину были посвящены «Гнесинские чтения» , в 2003 — Науч. чтения к 120-летию со дня рождения. Член СК СССР, член Президиума и Правления СК. 2 Глинкинские премии (1912, за цикл «Из современной поэзии» ор. 5; 1913, за симфонический дифирамб «Врубель» ор. 8). Сталинская премия (1946).

Источник: Гнесин М. Ф. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 125, 126.

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Народный артист СССР.
Профессор

Народный артист РСФСР
Профессор


Доцент


Доцент

Народный артист СССР, РСФСР и Марийской АССР