Куликов
Борис Иванович

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • Профессор
Куликов<br /> Борис Иванович

Родился в г. Москве. В 1950 г. с отличием окончил Московское хоровое училище, в 1955 г. – дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории. Учился у А. В. Свешникова, К. Б. Птицы, С. С. Благообразова, В. В. Соколова, С. В. Евсеева, И. Р. Клячко. После окончания консерватории в 1955 г. был призван на действительную службу в ряды Советской Армии. До 1958 г. был дирижером ансамбля группы Советских войск в Германии (Берлин).

В 1962 г. окончил аспирантуру (руководитель К. Б. Птица). В 1968-1975 гг. состоял в должности проректора по учебной работе Московской консерватории. В 1975-1990 гг. – ректор Московской консерватории. Годы, на протяжении которых Куликов возглавлял консерваторию, ознаменовались большими творческими и организационными достижениями ведущего музыкального вуза страны: приглашение в число профессоров консерватории выдающихся музыкантов, творческие связи с основными музыкальными центрами мира, победы коллективов и студентов консерватории на международных соревнованиях, расширение консерватории за счет здания бывшего Синодального училища, капитальная реставрация учебных и концертных помещений.

Этому подъему консерватории немало способствовали и личные творческие и дружеские контакты Куликова со многими выдающимися музыкантами современности (Е. Мравинский, Э. Гилельс, С. Рихтер, Г. Рождественский, М. Ростропович, П. Булез, Х. Риллинг и другие). По инициативе Куликова в 1970-е гг. в Московской консерватории проводились циклы «Исторических концертов» с участием ведущих артистов и исполнительских коллективов страны.

В 1982-1990 гг. состоял Президентом Европейской ассоциации консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ (ЕАК). Конгрессы ассоциации (проводились каждые 2 года) и другие международные творческие события, проходившие под эгидой ЕАК, способствовали сотрудничеству и активному обмену опытом педагогов разных стран. Конгресс, проведенный в Московской консерватории в 1988 г., стал кульминацией деятельности ассоциации.

На всех конгрессах (Женева, Варшава, Базель, Стокгольм, Вена, Москва) Куликов выступал с докладами, инициировал разного рода обращения к европейской музыкальной общественности. Деятельность Куликова отмечена публикациями в периодике, в том числе зарубежной.

Награжден орденом «Дружбы народов» и польским орденом «За заслуги перед искусством».
Член Общества им. Е. А. Мравинского и Совета по искусству Министерства обороны Российской Федерации.


Педагогическая деятельность:

В 1958-1962 гг. Куликов работал в Московском хоровом училище, где вел все специальные дисциплины. С 1959 г. преподает на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории, с 1973 г. – профессор. Неоднократно проводил мастер-классы в ряде городов России и республик бывшего СССР, в Польше, Германии, Великобритании, Китае, на Кубе.

Ученики:

Среди учеников Куликова (всего свыше 100): В. Полянский, С. Калинин, М. Бустийо, М. Дмитриев, Л. Заборовский, А. Заборонок, Л. Ерёменко, В. Контарев, О. Лапузо, Н. Ленская, М. Линник, Т. Махатова, И. Мещанкина, Ю. Молчанова, А. Невзоров, Ю. Радишкевич, Г. Смирнов, С. Тараканов, Е. Тугаринов, Н. Хашабова и многие другие.

Его ученики преподают в музыкальных училищах, детских музыкальных школах, хоровых студиях, работают на радио и телевидении, в оперных и музыкальных театрах разных городов России и за рубежом (Польша, Германия, Испания, Нидерланды, Великобритания, США, Эквадор).

Участие в жюри конкурсов:

Куликов – член жюри многочисленных международных конкурсов: дирижеров оркестра в Безансоне (Франция), симфонических дирижеров на базе Национальной Парижской консерватории (зал Гаво), хоровых дирижеров в Познани (Польша), хоров и дирижеров в Таллине, Риге. В 2005 г. Куликов возглавил жюри Первого московского конкурса хоровых дирижеров.

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1962-1965 гг. Куликов – хормейстер Государственного хора СССР под руководством А. В. Свешникова. В 1965-1967 гг. – заместитель художественного руководителя и начальника Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской армии. В 1964-1965 гг. – хормейстер детского хора Института художественного воспитания Академии педагогических наук. Работал также с рядом любительских хоровых коллективов – Академии пограничных войск, Клуба Ф. Э. Дзержинского и других.

В репертуаре Куликова практически все сочинения, исполняемые Государственным хором СССР и Краснознаменным ансамблем им. А. В. Александрова, вокально-хоровая классика XIX и XX вв. Выступал в качестве хорового и симфонического дирижера в СССР, России и за рубежом (Польша, Югославия и другие страны).

Сотрудничал со многими выдающимися хоровыми и симфоническими коллективами и солистами. Куликов осуществил постановку и исполнение фундаментальных произведений ораториального жанра: «Детство Христа» Г. Берлиоза (Польша), Реквием В. А. Моцарта (Большой зал консерватории и зал Загребской филармонии), «Рай и Пери» Р. Шумана (Большой зал консерватории и Концертный зал им. П. И. Чайковского), «Заповеди блаженства» С. Франка (Концертный зал им. П. И. Чайковского).

В мадридском «Auditorio Nazional de Musica» Куликов выступал со столичной капеллой (Литургия и все светские хоры П. Чайковского). По приглашению радиостанции BBC (Лондон) совместно с Камерным хором «BBC-Singers» Куликов исполнил большую программу из сочинений Й. Брамса. По приглашению ректората Саратовской консерватории им. Собинова осуществил подготовку и исполнение Мессы D-dur В. А. Моцарта и Кантаты «Иоанн Дамаскин» С. Танеева.

Научные труды. Издания. Публикации

Куликов является автором научно-методических трудов, в том числе «Краткого справочника по духовным кантатам Баха» и многотомной «Хрестоматии по дирижированию». В 2005 г. выпущена «Нотная папка хорового дирижера» (Куликов – автор и составитель). Ему принадлежит инициатива радикального обновления и обогащения хорового репертуара.

Активный популяризатор хорового искусства в России и за рубежом. Составитель и редактор сборников, включающих большое количество неизвестных хоровых сочинений, впоследствии вошедших в исполнительскую практику и педагогический репертуар.