Учителя

Кандидат психологических наук. Дисс.: «Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано» (1990).
Член правления Объединения педагогов фортепиано (European piano teachers association — ЭПТА России), Международного союза музыкальных деятелей, Московского музыкального общества, Учёного совета Государственного всероссийского музея А. Пушкина.
Член редакционной коллегии журнала «Фортепиано».
Член Союза писателей России.
Лауреат премии Второго славянского форума искусств «Золотой Витязь» (2011).
Член Московского отделения Лермонтовского общества.
Член Научного совета Музея А. Н. Скрябина


Родился в городе Москве. Окончил Детскую музыкальную школу № 1 им. С. С. Прокофьева (класс Т. К. Левиной), затем (с отличием) — фортепианное отделение Государственного музыкального училища им. Гнесиных (класс фортепиано А. А. Егорова, класс камерного ансамбля Л. Я. Эльперина).

В 1982 году с отличием окончил Московскую консерваторию. Педагоги: Л. Н. Наумов и С. С. Алумян (фортепиано), А. Л. Зыбцев (камерный ансамбль), С. Н. Величко (концертмейстерское мастерство). В 1986 году окончил ассистентуру-стажировку по специальности «сольное фортепиано» (руководитель С. С. Алумян).

С 1982 года по распределению работал концертмейстером факультета музыкального театра Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), подготовив к постановке оперы «Алеко» С. Рахманинова и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, а также ряд камерно-вокальных программ. Художественный руководитель международного фестиваля камерной музыки В. А. Моцарта (к 200-летию со дня кончины композитора, Москва, 1991).

В 1990–1992 годах — вице-президент Общества любителей музыки Моцарта, 33–37-го Танеевских фестивалей камерной музыки (1998–2002), цикла концертов «Из камерного наследия С. И. Танеева», мемориального фестиваля «ТАНЕЕВ – OSTINATO. ПУТЬ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ» (к 90-летию со дня кончины композитора) (2005). Соавтор и участник многочисленных художественных проектов, таких как: «Большой русский концерт» (первое в истории исполнение в масштабах одного вечера камерной трилогии С. И. Танеева — фортепианных квартета, трио и квинтета), «Пушкинская фаустиана» (Игра в бисер. Опыт телеологического изучения. К 250-летию со дня рождения И. Гёте и 200-летию со дня рождения А. Пушкина), «Русский Фауст» (к 200-летию со дня рождения В. Одоевского), музыкально-театральная постановка поэмы А. Пушкина «Анджело», концерт-паломничество «С святыней над челом и с песнью на устах» (к 130-летию со дня рождения С. Рахманинова).

В течение многих лет музыкально-исторические программы, созданные Никешичевым и его коллегами, сопровождают заседания международной конференции «Русские музыкальные архивы за границей – зарубежные музыкальные архивы в России», проводимой Научной музыкальной библиотекой им. С. И. Танеева. В рамках проекта концертного исполнения музыкальной трилогии С. Танеева «Орестея» на международном фестивале «100 лет Большому залу Московской консерватории» (2001, Российский национальный оркестр, дирижёр — М. Плетнёв) разучил и подготовил с солистами их партии. Автор выставки «Музыкальная трилогия С. Танеева "Орестея": история замысла и сценическая судьба» в фойе Большого зала Московской консерватории (2001).

Создатель и многие годы председатель Танеевского музыкального общества; собрал значительные фонды для создаваемого им в Москве мемориального музея С. И. Танеева. Является создателем сайтов «С. И. Танеев» и «Танеевское музыкальное общество» в сети Интернет.

Педагогическая деятельность:

С 1983 года — преподаватель кафедры истории и теории музыки и музыкальных инструментов Московского государственного заочного педагогического института по специальностям: «фортепиано» и «концертмейстерский класс» (с 1990 года — старший преподаватель).

С 1990 года работает на кафедре концертмейстерского мастерства (кафедра концертмейстерского искусства) Московской консерватории, с 1995 года — доцент, с 2004 года — профессор.

Проводил многочисленные мастер-классы по сольному фортепиано, концертмейстерскому искусству и камерному ансамблю. Председатель Государственных комиссий на дипломных экзаменах в Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки.

Член жюри ряда российских и международных конкурсов пианистов, концертмейстеров, молодых исполнителей.

Ученики:

Класс Никешичева окончили более 80 студентов и аспирантов. Среди выпускников и студентов класса — заслуженные артисты РФ, более 20 лауреатов международных конкурсов пианистов и камерных ансамблей, таких как конкурс им. П. И. Чайковского (В. Руденко, М. Филиппов, А. Набиулин, Лин Дон Мин), им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурс пианистов в Дублине, конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева и других; многие из них являются обладателями специальных призов за исполнение камерных и концертмейстерских программ. 

Концертная деятельность:

Выступает как солист и камерный исполнитель (со скрипачами З. Шихмурзаевой, А. Мельниковым, В. Мулловой, Т. Гринденко, А. Стрельниковым, К. Комиссаровым; вокалистами А. Эйзеном, Г. Писаренко, Н. Герасимовой, Я. Иваниловой, И. Долженко, Е. Манистиной, М. Крутиковым, М. Гужовым, Д. Степановичем, А. Бакастовой, А. Дунаевым и другими; альтисткой М. Спиридоновой; виолончелистами А. Спиридоновым, М. Тарасовой, А. Рудиным и другими, кларнетистами Е. Петровым, А. Милкиным, К. Рыбаковым).

Как солист выступал с Государственным камерным оркестром России, ансамблями «Барокко», «Академия старинной музыки», «Все утра мира», «Солисты барокко», «Орфарион». Инициатор и участник многочисленных вечеров памяти (Н. Обуховой, П. Пабста, С. Алумяна, А. Зыбцева, Т. Чернышёвой, Б. Теплова, А. Егорова, К. Югановой, А. Запорожца, А. Мелик-Пашаева, М. Смирнова и других).

В сольном репертуаре пианиста — произведения В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Скрябина, П. Чайковского, С. Прокофьева и других композиторов; в обширный камерный репертуар входят все сочинения С. Танеева с участием фортепиано.

Художественный руководитель международного музыкального фестиваля «Танеевские дни в Великобритании» (Лондон, ноябрь-декабрь 2006 г., к 150-летию С. И. Танеева), постоянный участник Шереметевских музыкальных сезонов в Останкино. Неоднократно играл на рояле П. И. Чайковского в мемориальном доме-музее композитора в Клину (дни памяти П. И. Чайковского).

Научные труды. Издания. Публикации

Автор более 500 опубликованных работ (на русском, английском, польском, армянском, литовском языках) по искусствоведению, педагогике и психологии. Среди них: «Современный словарь-справочник по искусству», ряд интервью в книге «Самвел Алумян. Жизнь и судьба музыканта», многочисленные статьи для журналов «Искусство в школе», «Фортепиано», «Вопросы психологии», многочисленные теле- и радиопередачи, учебные программы по курсу «Концертмейстерское искусство».

По результатам лонгитюдного психолого-педагогического эксперимента в 1990 году защищена кандидатская диссертация «Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано» (научные руководители: М. Е. Гамезо и А. И. Медянников) по специальности 19.00.07 (педагогическая и возрастная психология).

Совместно с А. Спиридоновым разрабатывает новое направление музыкальной науки и исполнительства «Практическая культурология». Участник многочисленных общероссийских и международных научных конференций. Никешичев неоднократно был официальным оппонентом на защитах кандидатских диссертаций по психологии.

Контактный e-mail: nikeshichev@mail.ru