Старчеус
Марина Сергеевна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доктор педагогических наук
  • Профессор
Старчеус<br /> Марина Сергеевна

Музыковед, специалист в области музыкальной психологии, педагог, исследователь в области психологии профессиональной музыкальной деятельности и творчества, музыкальной педагогики.

Кандидат искусствоведения. Диссертация: «Системы фигуро-фоновых связей в музыке (к вопросу направленности музыки на слушателя)» (1982, Вильнюс).

Доктор педагогических наук. Диссертация: «Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования» (2005, Москва).

С 1983 года работает в Проблемной научно-исследовательской лаборатории, с 1992 года — ведущий научный сотрудник. Возглавляет направление исследований Проблемной лаборатории в области музыкальной психологии, руководит дипломными и аспирантскими работами, посвященными психологическим проблемам музыкальной деятельности и обучения музыке. По данному направлению читает лекции, проводит мастер-классы на курсах повышения квалификации педагогов ДМШ, училищ и вузов в Московской консерватории, методических центрах Москвы, Новосибирска, Владивостока, Минска, Тулы, Костромы, Ярославля, Рыбинска и др. Рецензирует учебные программы, создаваемые педагогами, в том числе по новым направлениям и методикам обучения, дает по ним экспертные заключения. Консультирует исследователей в области музыкальной психологии (Россия, Белоруссия, Казахстан и др.).

Также с 1983 годы ведет курсы лекций по психологии (с 2011 года и по педагогике) для студентов, а также для аспирантов и ассистентов-стажеров. (с 2000 года профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов). В результате появляется проект книжной серии «Психология о музыкантах, для музыкантов». В настоящее время изданы две книги серии: «Слух музыканта» (2003) и «Личность музыканта» (2012), которые используются в ряде вузов РФ и СНГ как базовые учебные пособия по курсу музыкальной психологии. Составитель учебных программ по дисциплинам «Музыкальная психология» для студентов, «Психология» и «Педагогика» для ассистентов-стажеров и аспирантов.

Инициатор проекта, бессменный редактор-составитель и один из переводчиков текстов «Homo musicus» — научного альманаха музыкальной психологии, получившего известность, благодаря публикациям переводов с английского, французского, немецкого языков трудов зарубежных музыкантов и учёных, забытых работ отечественных авторов, а также оригинальных концепций музыкальной практики. Уже издано 4 выпуска (1994; 1995; 1999; 2001), готовится к изданию 5 выпуск. Выступает с докладами на вузовских и международных научных конференциях, а также в качестве научного редактора и рецензента научных трудов и изданий.

Профессор.
Ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования Московской консерватории.
Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Системы фигуро-фоновых связей в музыке (к проблеме направленности музыки на слушателя)» (Вильнюс, 1982).
Доктор педагогических наук. Дисс.: «Слух музыканта: психолого-педагогические аспекты становления и совершенствования» (Москва, 2005).


Педагогическая деятельность:

C 1976 г. преподаватель, с 1982 г. старший преподаватель кафедры теории музыки Белорусской консерватории. С 1983 г. работает в Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования Московской консерватории. Одновременно с 1983 г. ведет курс психологии на кафедре теории музыки, с 1991 г. – на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов.

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор более 40 научных и научно-методических трудов в области музыкознания, музыкальной психологии, общих проблем музыкального образования, авторизованных научных переводов, в том числе: Программа учебного курса «Психология» для музыкальных вузов. М.: 1990; Музыкальная психология: Хрестоматия. М.: 1992. Редактор-составитель издания Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. М.: 1994; М.: 1995; М.: 1999; М.: 2001.

  • Об инвариантных механизмах музыкального восприятия // Восприятие музыки. М.: 1980
  • О некоторых психологических аспектах исполнительской интерпретации фортепианной фактуры (методические рекомендации). Минск, 1980
  • Диагностический диктант на уроке сольфеджио (методические рекомендации). Минск, 1984
  • Новая жизнь жанровой традиции // Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 6. М.: 1987
  • Музыкант – Игра – Жизнь // Мир глазами музыканта: Сб. тр. ПНИЛ. М.: 1993
  • Психология и мифология художественного творчества // Процессы музыкального творчества: вып. 2 / Сб. тр. РАМ им. Гнесиных № 140. М.: 1997
  • Действовать надо по чутью (или об эффективности педагогической подготовки в музыкальном вузе) // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии / Сб. ст. РАМ им. Гнесиных. М.: 1997
  • Психологические феномены творческого процесса. Процессы музыкального творчества. Вып. 7.: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных № 165. М.: 2004
  • Монография «Слух музыканта». М.: 2003
  • Этический фактор в музыкальном творческом процессе // Процессы музыкального творчества. Выпуск десятый: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.172. – М., 2008
  • Компенсации и замены в структуре музыкальных способностей // Как учить музыке одаренных детей. Сб. ст. /Сост. Е.Ключникова. М., Классика-XXI», 2011
  • Нужна ли футурология музыкального образования? // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО МПГУ. 2015 №1 (9). С. 35–42.
    Разделы в коллективных учебных пособиях
  • «Музыкальная одаренность. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства» // Психология одаренности детей и подростков: уч. пособие / Ред. – Н. С. Лейтес. М.: 1996
  • Музыкальные способности (§1–3) // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: уч. пособие / Ред. – Г. М. Цыпин. М.: 2003