Личность музыканта


  • Автор: М. С. Старчеус
  • Издательство: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2012
  • Тираж: 1500 экз.
  • К-во страниц: 848
  • ISBN: 978-5-89598-258-7

Вторая книга серии «Психология: о музыкантах, для музы­кантов» посвящена личности музыканта во всем многообразии ее проявлений, а также особым психологическим проблемам, которые музыкантам приходится решать в процессе профессионального становления и развития. В книге обобщаются исследования психологов, данные мемуарных источников, многолетние личные наблюдения автора.

Издание адресовано студентам высших музыкальных учебных заведений, музыкантам-педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся психологией музыки и музыкального искусства.

От автора 17

Глава 1. Понятие «Личность» в психологической науке

§1. Истоки понятия 21

1.1. Многомерность личности в истории терминов 21
Становление понятия и термина. «Просопон». «Сома». «Телесно понятая личность»: взгляд из XXI века. «Гипостасис» (ипостась). Persona. Нравственное начало. Индивидуум. Личина и лик.

1.2. Личность в историческом времени 33
Версии. Средневековье: социально-гармоничная личность? Про­фессионал: Божественное и личностное. «Титаническая лич­ность» Ренессанса. Разум и просвещенность — точка отсчета? Личность многополярная и многозначная.

1.3. Культурные герои и идеалы 44
Мифичность и символичность. Тип личности. «Герои». «Пра­ведники» и «Святые». «Гении». «Знаменитость» — новый герой? «Человек массы».

§2. Личностные свойства человека 55

2.1. Сознательность и самосознание 56
«Минимум» и «максимум» личности. Уровни самосознания. Рефлексия. Креативность сознания. Консервативность созна­ния. Личностные конструкты. «Картина мира». Личностные смыслы.

2.2. Бессознательное и личность 64
Понятие бессознательного.

2.2.1. Версия З.Фрейда 65
«Оно» (Id). Сублимация. «Я» (Ego). «Сверх-Я» (Super-ego). Только часть истины.

2.2.2. Версия К. Юнга 72
Архетипы. Персона. Тень. Анима и Анимус. Эго. Самость. Инди-видуация. Архетипы и комплексы.

2.2.3. Версия А. Адлера 80
Чувство неполноценности. Чувство превосходства и стремление к совершенствованию. «Комплекс неполноценности». Чувство общности. Компенсация. Сверхкомпенсация. Стиль жизни.

2.3. Социальность 87
Понятие социальности личности. «Отраженность в других людях». «Многоликость». Подражание и обособление. Конформизм и негати­визм. Независимость. Поощрение и наказание. Опыт деятельности. Самоопределение личности. Профессиональное самоопределение.

2.4. Индивидуальность 98
Как описать? Использовать типологию? Мы обречены на непо­вторимость. Индивидуальность как личностное самоотношение. Познается в сравнении. Самобытность. Цельность. Имя собствен­ное. Деиндивидуализация.

2.5.  Активность 107
Особенные характеристики. Мобилизованность. Инициативность. Жизненная позиция. Потребность в самоактуализации.

Глава 2. Homo Musicus: личностный фактор

§1. Профессия и профессионалы 116

1.1. Профессия музыканта в социальном контексте 116
Разделение функций. Профессионалы и специалисты. Социаль­ный статус профессии и личности. По праву рождения и/или по таланту и мастерству. Статус музыки и статус музыканта. Статус внешний и внутренний. Состязание как завоевание и подтверж­дение личного статуса.

1.2. Социально-экономический фактор 125
Средства существования. «Слава и деньги». Профессиональный цинизм.

1.3. Профессия с психологической точки зрения 131
Два ракурса. Психологические требования к человеку. Профессия для личности.

1.4. О профессионализме 134
Понятие. Профессионализм в работе. Мастерство. Трудовые каче­ства. Значимость таланта. Профессионализм и призвание.

§2. Историческая генетика музыкального профессионализма и личности музыканта 139

2.1. «Бродячий музыкант» как тип профессионала 140
Фигура на все времена. Скоморохи. Всегда в поисках лучшей жизни.

2.2. «Ремесленник» и музыкальное ремесло 145
Цехи и цеховая традиция. Цехи музыкантов. Вклад в историю профессии. Профессиональная этика. Второе «Я». «Музыкальные пролетарии». Социальный портрет оркестранта.

2.3. «Придворный музыкант» 153
Должность и профессиональная роль. Статус и доход. Особенности профессионализма. Новая функция. Условность границ между типами.

2.4. Каким быть музыканту? 161
Значение профессиональной роли. Гражданин, артист, ремеслен­ник, художник.

2.5. «Настоящий музыкант» 163
«Прекрасный образец человека». Светотени общего портрета. Профессия — только путь.

Глава 3. Творческие ресурсы самопознания

§1. Я Eсмь! (О знании себя и понимании) 171

1.1. Особенности знания о себе 171
Знание и незнание. Четыре области. Пристрастность. Понимание и непонимание.

1.2. Многомерное Я 178
Регулирует, управляет, объединяет. Структура Я. Чувство Я. Я и пе-Я. Я и Ты. Я и Мое. Я и Мы. Загадка Я.

1.3. Образ Я и Я-концепция 184
Образ Я. Стремление к устойчивости, ^-концепция. Структура ^-концепции. Физическое Я. ^-реальное, ^-фантастическое, ^-идеа­льное, ^-изображаемое. Защита^. Эгоизм и эгоцентризм.

§2. Противоречивая динамика самооценки 195

2.1. Структура самооценки 195
Общая и частные самооценки. Противоречивость. Самоуважение и аутосимпатия. Уверенность в себе. Неуверенность в себе. Формула равновесия.

2.2. Содержание и функции самооценки 201
Самооценка — не «экспертиза». Приписывание. Осознанное и неосознаваемое. Контроль поведения. Отношение к личным цен­ностям. Оценка своя и чужая. Взаимные искажения. Соединить не­соединимое. Самооценки мужчин и женщин. Реакция на критику. Лесть и клевета влияют на самооценку. Зависть — «раненая» са­мооценка. Хвастовство — экспансия самооценки. Самоирония — «гигиена» самооценки.

2.3.  Профессиональная самооценка музыканта 212
Противоречивость. Показатели. Продуктивность. Профессиональ­ный потенциал. Связь с личностной самооценкой. Самооценка про­фессиональная и творческая. Перфекционизм.

2.4. Индивидуальные особенности и типы самооценки 220
Адекватная самооценка. Высокая самооценка. Низкая самооцен­ка. Неадекватные самооценки. Завышенная самооценка. Оценки и мнения. Заниженная самооценка. Ориентация на ошибку. Обесценивающее объяснение. Оценочные «ярлыки» и другие ре­акции. Любить «при условии, что...». «Почему другие могут, а ты нет!» Выученная беспомощность. Неустойчивая самооценка.

2.5. Педагогическая оценка и самооценка 229
Оценка и отметка. Виды оценок. Скрытые стороны оценки. Оценить «среднего» ученика. О форме выражения оценки.

§3. Уровень притязаний 237

3.1. О понятии и его связях 237
Трудность цели и стремление к успеху. Между «слишком трудно» и «слишком легко». Общее и конкретное. Динамичность. Точки от­счета. Притязания и концепция счастья. Локус контроля.

3.2. О психологии цели 243
Две стороны. Идеальные цели. Реальные цели. Трудная цель.

3.3. Успешность как регулятор притязаний 248
Успешность. Успех. Критерии успеха. Удачливость. Жажда успеха и страх неудачи.

3.4. Индивидуальные и типологические факторы притязаний 253
Притязания и личностные свойства. Высокие притязания. Завышен­ные притязания. Умеренные притязания. Низкие притязания. Зани­женные притязания. Тендерные различия. Ассертивность.

§4. Воля как феномен самопонимания личности 259

4.1. О понятии 260
Ценность воли. Реальность воли. «Волевые привычки». Победить самого себя? Активность Я. «Собирание души». Воля и интеллект. Воля — целеустремленность.

4.2. Качества, противоположные воле 266
Внушаемость. Упрямство. Лень. Нерешительность.

4.3. Магический треугольник воли 272
«Хочу». «Могу». «Надо».

4.4. Мотивация и мотивированность личности 274
Понятие мотива. Мотивы внешние и внутренние. Роль осознания. «Строительный материал» личности. Мотивированная личность.

4.5. Психологические события волевого процесса 278
Переход побуждения в цель. Решение принято. О хороших и плохих планах. Борьба мотивов. Волевое усилие. Неисполнение намерения.

4.6. Творческая воля 286
Ослепительная ясность цели. «Только так!»

Глава 4. Общение профессионалов — общение личностей

§1. Общение как психологический феномен 291

1.1. Противоречивая потребность 291
Общение для личности. Особое чувство «Мы». Потребность в об­щении. Потребность в уединении.

1.2. Цели и формы общения 295
Передать и получить информацию. Выразить себя и понять дру­гого. Обсудить и договориться. Фатическое общение. Эффектив­ность сочетаний. Формальное общение. Неформальное общение. Общение профессионалов.

1.3. О средствах общения 300
Речь как средство общения. Невербальные средства. Мимика. Два «языка». Язык взгляда. Язык жестов. О чем расскажет пантомимика. Пространственный фактор. Немного об интонации.

1.4. Понять другого 312
Особенности понимания. О первом впечатлении. О некоторых ошибках. Слушать и слышать другого. О границах искренности.

1.5. Коммуникативные свойства личности 316
Три группы. Доминантность. Мобильность и ригидность. Обаяние. Артистическое обаяние. «Трудные» в общении.

§2. О Законах общения 325

2.1. Закон уподобления 325
Механизм. Отношение к имитативному рефлексу. Эмпатия.

2.2. Закон уравновешивания 329
«Инстинкт справедливости». О значении правил общения.

2.3. Закон инерции или тяготения к устойчивой форме 331
Значение инерции ожиданий. Стереотипы в восприятии человека человеком

§3. Уровни общения и совместная работа 335

3.1. Примитивный, или нулевой уровень 335

3.2. Уровень манипуляции 337
О приемах манипуляции. Что советуют психологи. Манипуляция — нравственное зло? Манипуляция — полезное умение? Кто стано­вится манипулятором. Манипуляция и творческие задачи.

3.3. Уровень шаблонов поведения 342

3.4.  Конвенциональный уровень: поиски общности и согласия 343

3.5.  Игровой уровень 344

3.6.  Сотворческий уровень 345

3.7. Духовный уровень общения 347

§4. Драматургия человеческого общения 349

4.1. Личность и ее роли .................................................................................. 349

Психологический смысл роли. Системы ролей. Статус роли и обще­ние. Психологические позиции в исполнении роли. Разнообразие ролей. Личность — совокупность ролей? Конфликт ролей.

4.2. О «сценариях» общения 357

4.2.1. «Важная встреча» 357
Ожидания и прогнозы. Побуждение к контакту. Уточнение ситуа­ции. О чем разговор... Выход из общения. Обернувшись назад.

4.2.2. «Стать друзьями» 361
Оценить перспективу. Завоевать друг друга. Подставить плечо. Роли сложились. Но какие? Что дальше?

4.3. Полифония отношений между людьми 365
Психологическое содержание отношений. Что за фасадом?

§5. Работав коллективе 371

5.1. О понятиях и критериях 372
Группа. Группы формальные и неформальные. Коллектив. Малые и большие группы. Контактные и референтные группы.

5.2. О лидерстве и лидерах 378
Характер лидера и другие его черты. Лидерство и профессиона­лизм. Социальный интеллект лидера. Ситуация «разбудит» ли­дера. Лидер — тип личности. Харизматичные лидеры. Лидеры формальные и неформальные.

5.3. Управление людьми: стилевая характеристика 386
Авторитарный стиль. Авторитаризм личностный и творческий. Коллегиальный (демократический) стиль. Либеральный стиль.

5.4.  Отношения в коллективе 393
Уровни отношений. Сплоченность. Срабатываемость, сработан­ность. Совместимость. Отношения и развитие коллектива.

5.5.  Психологическая атмосфера в коллективе 397
Факторы влияния. О разных «слоях» атмосферы. Профессио­нальная атмосфера. Ремесленная атмосфера». Любительская ат­мосфера. Творческая атмосфера.

§6. Конфликты и их смысл 403

6.1. Уточнение понятий 403
Кооперация и конкуренция. Конфликт. Соревнование (конкурс). Этический фактор.

6.2. О предпосылках и содержании конфликтов 405
Конфликты всегда зло? В конфликтах есть польза? Все оценки от­носительны. Виды конфликтов. Причины конфликтов.

6.3. Сценарии конфликтов и поведение участников 410
Участники конфликта. Восприятие ситуации и самооценка. Предконфликтная стадия. Инцидент. Нарастание конфликта. Деловые конфликты. Завершение конфликта. Тактики поведения в конфликте. Послеконфликтный период. Конфликтная личность: психология или этика?

Глава 5. Основы психологии индивидуальности

§1. Темперамент: явление и понятие 423

1.1. О термине 423
Динамика индивидуальной психики. Фактор наследственности и формирование. В жизни и в искусстве.

1.2. Символика первоначал (исторические вариации на тему темперамента) 426
Учение Гиппократа и Галена. Музыкальные отражения. Как дой­ти до сути? Вариация музыкально-историческая. Учение И. Пав­лова. Вариация музыкально-творческая. Выводы пока условны. Вариация музыкально-педагогическая. Вариация характерологи­ческая и статистическая. Противоречия будут всегда.

1.3. Высшая нервная деятельность основа темперамента 448
Общие и частные свойства. Свойства силы и слабости нервных про­цессов. Снова о музыкантах. Педагогические выводы. Скоростные свойства нервной системы. Лабильность. Педагогические аспекты. Отношение к музыкальности. Свойство сбалансированности.

§2. От свойств темперамента — к свойствам личности 461

2.1. Интроверсия и экстраверсия 461
Психологические установки. Психотипы. Этикеты и менталитет культуры. В искусстве. Отношение к музыкальности. Отношение к профессионализму.

2.2. Эмоциональность 469
Многозначность понятия. Эмоциональность музыканта. Воспри­имчивость. Сила эмоций. Импульсивность. Эмоциональная лабильность. Избирательность.

2.3. Саморегуляция 474
Два смысла, два уровня. Психологическое содержание личностной саморегуляции. Эмоциональная устойчивость и саморегуляция. «Двойственность» состояния на сцене.

2.4. Работоспособность 481
Общая характеристика. Вклад темперамента. Монотония. Колебания продуктивности. Утомление и усталость. Работа и отдых — единый цикл. Работоспособность как управление временем.

2.5. Индивидуальный стиль деятельности 490
Понятие стиля деятельности. Истоки стиля. Стиль как система. Структура стиля. В поисках эффективного стиля.

2.6. Тревога и тревожность 497
Чувство и состояние. Тревога и страх. Динамика. Свойство лично­сти. Функции тревоги. Вклад темперамента. Общие факторы трево­ги. Защита от тревоги. Тревожность личностная и артистическая.

§3. Сценические состояния: природа, динамика, саморегуляция 507

3.1. Психологическая шкала сценических состояний 508
Идеальное сценическое состояние. Оптимальные состояния. Нормальная работоспособность на сцене. Тревожно-напряженные состояния. Паника и апатия. Сценическое самочувствие и творче­ский результат.

3.2. Индивидуальное и типологическое в сценической тревоге 517
Немного статистики. Типы тревожных состояний. Учебная тре­вожность. Профессиональная тревожность. Страх сцены.

3.3. Анатомия сценического волнения 522
Фактор времени. Не фон, а компонент деятельности. Эти ужасные симптомы.. .Нестабильность нормальна. Стресс? Другие сложные реакции. Выход из сценического состояния.

§4. Психологические предпосылки и причины волнения 541

4.1. Многозначность некоторых факторов и «рецептов» 541
Готовность. «Чрезмерная» подготовка. Скрытые противоречия психомоторики. Фактор опыта. Культура сценического поведе­ния. Оценка сценической задачи и ее последствия. Стиль жизни.

4.2. Аичностно-психологические предпосылки 553
Что надо учитывать. Сценическое волнение как психологический комплекс. «Страх страха». О «страхе забыть текст». «Рассредото-ченность внимания». «Страх сравнения», или «страх критики». «Сомнение в исполнительских способностях». Завышение «цены» ошибки (неудачи). Психологическая защита.

4.3. Предпосылки сценического волнения у детей 560
Точки отсчета. Умелость и мотивация. Возбуждение еще не вол­нение. Развитие самосознания. Критическая точка. Амбиции пе­дагога и родителей. Психологическая защита.

§5. Управление сценическими состояниями 567

5.1. О направленности методик и психотехник 568

5.2. Разомкнуть связь мелсду эмоцией и мышечным напряжением 569
Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джейкобсона. Аутотре­нинг. Биологическая обратная связь. О дополнительном эффекте соматических техник.

5.3. Повысить координированность и управляемость тела 575
Александер-техника.

5.4.  Смягчить или снять отдельные симптомы 577

5.5.  Изменить отношение к выступлению 578
Приём «обесценивания». Смена мотива. Смена ролей. Техника десенситизации. Инсайт-терапия.

5.6. Приемы и техники изменения самоотношения 581
Общие принципы самовнушения. Аутогипноз. Моделирование уверенного поведения.

§6. Характер профессионала — характер личности 585

6.1. Понятие характера 585
От «внешнего» к «внутреннему». Черты характера. Свойства харак­тера. Два вектора характера.

6.2. Характер — выражение индивидуальной природы 590
Связь с темпераментом. Структура характера с точки зрения пер­вопричин. Структура характера с точки зрения жизненных отно­шений. Некоторые особенности формирования характера.

6.3. Акцентуации черт и «типичный» характер артиста 595
Суть акцентуации характера. «Артистические акцентуации». Экзальтация. Эмотивность. Циклотимичность. Демонстратив­ность. Возбудимость — разрядка в действии. Гипертимность. Дистимичность. Педантичность. «Застревание». Тревожный тип. Сочетания акцентуированных черт.

6.4. Профессионализм как выражение характера 604
Универсальныечерты.Типичныеособенности. Профессиональные деформации.

6.5. Нравственный вектор характера 606
Этос и характер. О «кодексе чести».

Глава 6. Эмоциональный мир человека

§1. Явления и понятия 614

1.1. Феномен эмоции 614
Основное. Оценочность. Предпосылки возникновения. Положи­тельные и отрицательные эмоции. За пределы приспособительных реакций. Стенические и астенические эмоции. Переживание и вы­ражение эмоций. Эмоциональные действия.

1.2. Врожденные (базальные) эмоциональные реакции 624
Скрытая основа эмоциональной жизни. Распределение энер­гии реагирования. О страхе. О гневе. О радости. Горе (печаль). Отношение к искусству.

1.3. Многообразие эмоциональных переживаний 633
Аффекты. Чувства. Страсть. Настроение.

1.4. Особенности эмоциональной жизни человека 642
Сцепления и связи. Степень осознания. Реакция на свои эмоции. Роль воображения. Потребность в эмоциональном насыщении. Память и эмоциональный опыт. Любимые «эмоциональные мело­дии». Музыка у истоков эмоциональной жизни.

§2. Эмоционально-психологическое воздействие музыки на человека 653

2.1. Мифология и психология 653
Великая сила музыки. Истоки. Почему миф?

2.2. Главные вопросы 656
Что изучать? Отношение восприятия к переживанию. Что воздей­ствует? Как воздействует? От чего зависит? О беспредельности и пределах воздействия.

2.3. Уровни эмоционально-психологического воздействия музыки (по самоотчетам и описаниям слушателей) 665
Три уровня.

2.3.1. Чувственно-моторное растормаживание, или «приятно-неопределенная форма удовольствия» 666

2.3.2. Активизация эмоционально-образной рефлексии, или «сочувствия самому себе» 669

2.3.3. Тектонические сдвиги личности, или изменение духовной перспективы 672

2.4. Гипотезы о предпосылках воздействия музыки  675
Направления поиска.

2.4.1. Гипотеза об универсальных «кодах эмоций» 676
Скрытая основа музыкальных языков. Время как «код».

2.4.2. Гипотеза о «языке эмоций» 678
Моделирующие свойства музыки. Многозначность «языка эмо­ций». Этические ограничения.

2.4.3. Идея «символической выразительности» музыки 684
Потенциал символа. Представления и ассоциации — материал. «Атмосфера» — душа вещи.

2.4.4. Акустико-физиологическая гипотеза 691
Прямое воздействие. Механизм резонантности частотного потока. Акустическое «вещество» или высказывание?

2.4.5. Акустико-психологическая гипотеза 693
Преобразование акустического потока. Многое остается непонятным.

2.4.6. О «ритуальной магии» воздействия 694
Значение особых состояний сознания. Две формы магического поведения. Остаточное явление традиции или «катализатор»?

2.4.7. Гипотеза о «социальном коде» воздействия 702

Возможенли синтез? 705

Глава 7. Музыкальное дарование и личностное развитие

§1. Основные понятия 707

 

1.1. Способности 708
Механизмы. Свойства. Динамичная структура. Фактор времени. Время развития. Время учения. Время жизни. Время поколения. Историческое время.

1.2. «Неспособность к музыке» 717
На «базовом» уровне. На уровне психологических свойств.

1.3. Задатки 720
Определение. Задатки слуховых способностей. Задатки техниче­ские. Координационные способности.

1.4. Склонности 725
Интерес. Легкость. Удовольствие. Потребность в самореализации.

1.5. Музыкальность 728
В психологии. В музыкальной практике. Возможность объединения. Отношение к эмоциональности. Свойство окружающего мира.

§2. Проблема диагностики музыкальных способностей 733

2.1. Метод тестирования 733
Суть метода. Достоинства и недостатки. Проблемы музыкальных тестов. Тесты музыкальной пригодности. Тесты эстетической оценки. Тесты музыкального интеллекта. Из предыстории. Тесты музыкальных знаний.

2.2. Интенсивное обучение как способ диагностики способностей 741
Устойчивость изменений. Широта изменений. Характер возни­кающих проблем. Изменения мотивации.

§3. Концепции Homo musicus и структура музыкальных способностей 745

3.1. Homo musicus — «Человек умелый» 747
Способности — трудовые качества. Требования к структуре профес­сиональных способностей. Компенсации в структуре способностей.
Социальный аспект. Психологический аспект. О потенциале и пре­делах компенсаций. Позитивные и негативные компенсации.

3.2. Homo musicus — «Человек общительный» 754
У истоков. Единое пространство самовыражения. Проявления. «Эмоциональный слух». Профессионализация.

3.3. Homo musicus — «Человекразумный» 759
Интеллект. Музыкальный интеллект. Все дело в специфике. Все дело в иерархии общего и специального.

§4. Феномен одаренности 765

4.1. О признаках одаренности 765
Высшее проявление способностей. Качественное своеобразие. Творческая результативность. «Зрелость без созревания». Опере­жение в развитии. Работоспособность. Значение личностных осо­бенностей.

4.2. Механизм развития одаренности 775
Психологические компоненты. Различение. Обобщение. Опробо­вание.

4.3. Музыкальная одаренность и наследственность 783
О какой наследственности речь? Немного статистики. Исследо­вания «методом близнецов». Генеалогический метод и его ре­зультаты. Другой путь. Нужен катализатор? Наследуется разви­вающая среда? Обратные влияния. Скорость развития и гормоны. Космические факторы — «шумы развития»?

4.4. Типология и пути развития «нормально одаренных» 797
«Умницы». «Креативные». «Оригинальные».

4.5. Путиразвития высокоодаренных 801
Два типа. Вундеркинды. Социально-исторический феномен. Певцы. Дирижеры. Инструменталисты. Два варианта даро­вания. Типичная биография. Опасность «мутации таланта». Аутодидакты. Тип одаренности. Тип личности.

Литература 817

Автор(ы)


Марина Старчеус

Доктор педагогических наук