Учителя

Родилась в г. Николаеве (Украина). В 1981 г. с отличием окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1987 г. — Московскую консерваторию по двум специальностям: фортепиано (класс Л. В. Рощиной, Л. Б. Тимофеевой, П. В. Месснера) и орган (класс Л. И. Ройзмана), в 1990 г. — органную ассистентуру-стажировку (руководители — Л. И. Ройзман, Н. Н. Гуреева), в 1991 г. — аспирантуру по музыковедению (руководитель — И. А. Барсова).

В 1991 г. была удостоена именной стипендии фондов «Fondation des Treilles» и «Fondation Schlumberger pour la culture et la musique» (Франция). В 1991-1994 гг. обучалась во Франции по классу клавесина, барочной камерной музыки и генерал-баса у И. Вьюниски в консерватории им. Дебюсси в Париже и в Высшей национальной школе музыки в Бобиньи.

Во время обучения во Франции была удостоена четырех первых премий по классу клавесина и барочного ансамбля, дипломов «Excellence» по клавесину и генерал-басу. Стажировалась по органу у Х. Фогеля (Ганновер), по клавесину — у Х. Дрейфюс (Париж), Б. ван Асперена (Амстердам) и Ф. Набуко-Сильвестра (Порто).

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Органные сочинения Иоганна Пахельбеля: вопросы стиля и исполнительской интерпретации» (руководитель — И. А. Барсова). В 2000 г. за проект «История клавесинного исполнительства XVII, XVIII и XX веков» удостоена гранта «Fulbright» Госдепартамента США.


Педагогическая деятельность:

С 1994 г. ведет класс клавесина на кафедре органа и клавесина в Московской консерватории.

В 2004-2007 гг. преподавала клавесин в Смольном институте свободных наук и искусств при Санкт-Петербургском государственном университете.

В 1999-2000 гг. работала профессором университета Northwestern (Чикаго, Иллинойс, США).

В 1993-1994 гг. преподавала фортепиано и клавесин в «Ecole Normale de Musique» и в консерватории им. Дебюсси (Париж, Франция).

Учебные курсы, мастер-классы:

Автор программ «клавесин» для специалистов и факультатива (преподается с 1994 г.) и «практический курс basso continuo» (преподается с 2010 г.).

Лекционный авторский курс «Клавесинное искусство XVI–XVIII вв.: история, теория, практика» (читается с февраля 2006 г., рассчитан на четыре семестра).

Проводила мастер-классы в США и Канаде.

Концертная деятельность:

С 1987 г. ведет активную концертную деятельность. Обширный концертный репертуар включает музыку XVI-XVIII и XX вв. Выступала в различных городах СНГ и Балтии, а также Великобритании (в том числе в Wigmore Hall в Лондоне в качестве солистки с оркестром), Португалии, Швеции, Франции, Германии, Канады, США и других странах.

С 1998 г. является автором, постоянным исполнителем и ведущим концертного цикла «Клавесинный Салон» в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки — ежегодной серии концертов на раритетных исторических инструментах из фондов музея (около 40 программ).

С 2002 г. осуществляет новый цикл концертов «Антология клавирной музыки» в залах Московской консерватории, совмещая исполнение на разных клавишных инструментах — клавесине, органе и клавикорде (около двадцати программ).

Дискография:

  • «Клавесинная музыка XVIII века», серия «Музыкальные инструменты из коллекции Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки» – ГЦММК им Глинки, Москва, 2001
  • «И. С. Бах. Гольдберг вариации на клавесине Бурката Шуди, 1766» – ГЦММК им. Глинки, Москва, 2003
  • «Итальянская музыка в России XVIII века» – Б. Галуппи и Дж. Паизиелло. Сонаты для клавесина, ГЦММК им. Глинки, Москва, 2007 г.
  • «Три лика Йозефа Гайдна», клавирные сочинения на раритетных старинных инструментах из фондов ГЦММК им. Глинки (клавесин, клавикорд, миниатюрное пианофорте), готовится к изданию.

Научные труды. Издания. Публикации:

  • Клавесин или клавикорд?: методические предпочтения Георга Симона Лелейна // Вестник Московской консерватории. М., 2011.
  • Тайны композиций музыки барокко: опыт риторического анализа // Журнал «Музыка и время». М., 2011.
  • Клавишные инструменты барокко и клавирная техника: исторический подход // Журнал «Музыковедение». М., 2011.
  • Пахельбель и Букстехуде: «несостоявшаяся встреча» (из истории клавирной сюиты) // Журнал «Музыковедение», М., 2010.
  • «Гексахорд Аполлона» Иоганна Пахельбеля. // Журнал «Музыковедение», М., 2009.
  • Обретенные шедевры Луи Куперена: из истории клавирных жанров. // Журнал «Музыковедение», М., 2009.
  • Работа над регистровкой и артикуляцией в органных сочинениях Иоганна Пахельбеля. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
  • История клавесинного искусства: программа-конспект. М., 2008
  • Центральная Германия: Династия Кригеров, И. К. Ф. Фишер, И. Пахельбель, И. Кунау // Из истории мировой органной культуры XVI – XX веков. М., 2007
  • Некоторые аспекты музыкальной теории и практики. Темперация (в соавт. с М. Распутиной) // Из истории мировой органной культуры XVI – XX веков. М., 2007
  • Задачи курса «История и теория клавесинного искусства» в совершенствовании профессиональной подготовки и методики обучения инструменталистов… // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога – музыканта. Сборник научных трудов МПГУ. Вып. 13. М., 2006
  • Специфика работы пианиста в процессе освоения навыков игры на клавесине… // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога – музыканта. Сборник научных трудов МПГУ. Вып. 13. М., 2006
  • Учебник для органистов или загадка «Веймарской Табулатуры» (к 300-летию со дня смерти Иоганна Пахельбеля 1653-1706). Журнал «Старинная музыка», М., 2006
  • Возвращение клавикорда (из истории клавирного искусства) // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога – музыканта. Сборник научных трудов МПГУ. Вып. 12. М., 2005
  • Клавесин эпохи И. С. Баха и «Гольдберг – вариации» на английском типе клавесина XVIII века // Журнал «Старинная музыка», М., 2005
  • Артикуляция в органных сочинениях Пахельбеля // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: Научные труды МГК. Сборник 32. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2001
  • Венские автографы Иоганна Якоба Фробергера (1649 и 1656) // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М.: Прест, 1999
  • «Французская бестактовая прелюдия для клавесина: импровизация или интерпретация» // журнал «Академия музыки», М., 1998
  • Орган Пахельбеля и проблемы регистровки в современной концертной практике // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства: Сборник научных трудов. Москва, МГК им. П. И. Чайковского, 1991

Публикации об этом педагоге:

  • Н. Эскина «Самарское Средневековье кончилось…» (журнал «Performance» 4/ 2009)
  • М. Насонова «Татьяна Зенаишвили: Мое место здесь» (журнал «Музыка и время» 7/2002)
  • «The American Organist» May 2000
  • «Fanfare» opus 35, 2000, Northwestern University
  • «Whole Note» vol. 5 39, 2000, Toronto
  • Н. Милешина «Симфония для клавесина» (Российская музыкальная газета № 30, 2002)
  • Е. Беляева «Приношение Куперену» (Российская музыкальная газета № 11, 1998), «Клавесинный Салон» (Российская музыкальная газета № 11, 2000), «Музыка времен Шекспира» (Российская музыкальная газета № 11, 2001) и другие.

Контактный e-mail: zenaishvili@hotmail.com