Учителя
Записи

Деятель культуры Республики Казахстан «Мәдениет саласының үздігі» (нагрудный знак «Совершенство в культуре») (2015)
Кавалер ордена «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция) (2008)
Председатель Российской секции Международного общества современной музыки ISCM (2005)
Член правления Московского Союза композиторов (1998)
Член оргкомитета Международного музыкального фестиваля «Московская осень» (1992).
Лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (I премия за Симфонию № 1 «Герника» для симфонического оркестра, Москва, 1985).
Лауреат Международных конкурсов композиторов: «Guido d'Arezzo» (I премия за «Ave Maria» для 12 голосов и 3 инструменталистов, Италия, 1989), «Henri Dutilleux» (Гран-при за «Effet de Nuit» для бас-баритона и 5 исполнителей на стихи П. Верлена, Франция, 1996).


Родился 8 июня 1955 года в Москве. Окончил Московский энергетический институт в 1978 году и Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (по классу композиции у Михаила Чулаки) в 1984. В 1991 окончил аспирантуру при Московской консерватории по специальности «композиция» (класс Эдисона Денисова).

С 1984 по 1989 годы работал главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов. В этот период параллельно с созданием симфонических и камерных произведений активно работал как кинокомпозитор.

В 1990 организовал Московский Ансамбль современной музыки и стал его художественным руководителем.

С 2005 года Председатель Российской секции Международного общества современной музыки ISCM, которая является полномочным представителем России в этом обществе.
   
С 2005 года работает в Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского, преподаёт композицию и инструментовку.

В 2007 году был удостоен правительственной награды
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

В 2008 году был удостоен правительственной награды Франции
Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции.

В 2015 году был удостоен правительственной награды Казахстана
«Мәдениет саласының үздігі» (нагрудный знак «Совершенство в культуре»).

В начале композиторской карьеры произведения Юрия Каспарова часто исполнялись на таких престижных мировых фестивалях современной музыки, как Pontino (Италия), FrankfurtFest (Германия), Festival Radio-France Présences (Франция), Tokyo Summer Festival (Япония), Ensems (Испания), Warsaw Autumn Festival (Польша) и многих других.

Исполнители и организаторы концертных акций регулярно делают композитору заказы на новые сочинения. Среди  таких исполнителей и организаций – Ансамбль Модерн (Германия), Радио-Франс совместно с Институтом Музыкальных Исследований, Международные фестивали Дни Новой Музыки в Цюрихе (Швейцария) и Фелдкирх фестиваль (Австрия), Гранд-Театр г. Тур (Франция), Симфонический Оркестр г. Ставангер (Норвегия), Симфонический Оркестр г. Тур (Франция), Ensemble Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE–Ансамбль (США), Ансамбль Археус (Румыния), Французский Оркестр Флейт и другие.

Произведения Юрия Каспарова исполнялись такими известными дирижёрами, как Поль Мефано, Пьер Рулье,  Даниэль Кавка (Франция), Фридрих Гольдманн (Германия), Оливье Кюанде (Швейцария), Тадааки Отака (Япония), Дэвид Милнс (США), Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев (Россия).

Среди солистов, участвовавших в мировых премьерах новых сочинений композитора, такие как флейтист Пьер-Ив Арто (Франция), гобоист Дорин Глига (Румыния), кларнетисты Арман Ангстер (Франция) и Николас Кокс (Англия), фаготисты Валерий Попов (Россия) и Джонни Райнхард (США), баритоны Жак Бона и Вансан Ле Тесье (Франция), органист Эрве Дезарбр (Франция), скрипач Владислав Иголинский, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский и Александр Загоринский (Россия).

В числе оркестров и камерных ансамблей, исполнявших произведения Юрия Каспарова, - Оркестр БиБиСи Уэлс (Англия), Филармонический Оркестра г. Ницца (Франция), Национальный Оркестр Румынского Радио, Ensemble Contrechamps (Швейцария), Шёнберг-Ансамбль (Нидерланды), Ансамбль 2e2m (Франция), а также многие ведущие Московские  симфонические оркестры и камерные ансамбли.

Произведения Юрия Каспарова записаны многими известными звукозаписывающими компаниями. Авторские компакт-диски были изданы такими фирмами, как Олимпия (Англия), Армония Мунди (Франция), Виста Вера (Россия) и другими.

В настоящий момент каталог произведений Юрия Каспарова включает в себя около 40 симфонических партитур и около 60 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).

Музыка Юрия Каспарова исполняется во многих странах. Мировые премьеры его произведений проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Швеции, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России.

Юрий Каспаров регулярно читает лекции и даёт мастер-классы в различных высших учебных заведениях как в России, так и за её пределами. Среди них Миланская консерватория им. Джузеппе Верди, Академия Музыки им. Яначека в Брно, Пхеньянская консерватория им. Ким Вон Гюна, Красноярская Академия Музыки и Театра.

Многие из учеников Ю. С. Каспарова — лауреаты престижных международных композиторских конкурсов. Среди них: Александр Хубеев, Станислав Маковский, Айгерим Сеилова, Елена Рыкова, Владимир Шергов, чья музыка исполняется как в России, так и за рубежом.


Я воспринимаю музыку как процесс.
Тот ее тип, который мне близок,
имеет драматургию, логику развития материала,
что в конечном счете создает выстроенную форму целого.

Юрий Каспаров

В настоящий момент каталог произведений Юрия Каспарова включает в себя около 40 симфонических партитур и около 60 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).

Партитуры Юрия Каспарова издаются французскими издательствами «Le Chant du Monde», «Alphonse Leduc» и «Gérard Billaudot».

  • Симфония № 1 «Герника» (1984) Первое исполнение – июнь 1984 г., Москва
  • Симфония № 2 «Крейцерова» (1987) Первое исполнение – январь 1987 г., Ярославль
  • Симфония № 3 «Экклесиаст» (1999) Первое исполнение – март 2000 г., Тур (Франция)
  • «Логос», концерт для оркестра (1993)
  • «Генезис», микросимфония (1989) Первое исполнение – январь 1994 г., Кардифф (Англия)
  • «Линкос», секвенция для оркестра (1988) Первое исполнение – апрель 1990 г., Норчёпинг (Швеция)
  • «Мир, каков он есть», симфоническая картина (1997)
  • Концерт для гобоя с оркестром (1988) Первое исполнение – декабрь 1991 г., Москва
  • Концерт для фагота с оркестром (1996) Первое исполнение – октябрь 1996 г., Ставангер (Норвегия)
  • «C’est la vie», концерт для флейты с оркестром (2003) Первое исполнение – ноябрь 2003 г., Москва
  • Концерт для виолончели с оркестром (1998) Первое исполнение – ноябрь 2000 г., Москва
  • «Воздушные замки» (2003) для 24 флейт Первое исполнение – март 2005 г., Париж
  • «Обелиск», концерт для органа с оркестром (2005) Первое исполнение – ноябрь 2006 г., Москва

    Произведения для камерного струнного оркестра с солистами
  • «DSCH-Meditation» (1999) для органа и 20 струнных
  • Con moto morto (2000) фантазия для 4-х вёдер, 12 струнных, органа и маленькой заводной обезьянки Первое исполнение – ноябрь 2006 г., Ростов-на-Дону (Россия)
  • «Ночной кошмар агента Фикса» (2005), музыкальная шутка для камерного струнного оркестра по мотивам романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Первое исполнение – июнь 2005 г., Париж

    Произведения для ансамбля солистов
  • «Diffusion» для трех ансамблей и тубы за сценой (1988) Первое исполнение – май 1989 г., Челябинск
  • «Безмолвие», камерная симфония № 1 (1989) для 14 исполнителей Первое исполнение – апрель 1990, Москва
  • «Прикосновение», камерная симфония № 2 (1995) для 16 исполнителей
  • «Свет и Тень – Сопоставление», камерная симфония № 3 (1999) для 7 исполнителей Первое исполнение – октябрь 1999 г., Бакэу (Румыния)
  • «Дьявольские трели», вариации на тему Тартини (1990) для 16 исполнителей Первое исполнение – декабрь 1990 г., Москва
  • «Над Вечным Покоем» (1992), камерный концерт для фагота и 14 исполнителей Первое исполнение – ноябрь 1992 г., Цюрих (Швейцария)
  • «Семь Иллюзорных Впечатлений Памяти» (1995) для 16 исполнителей Первое исполнение – май 1995 г., Франкфурт-на-Майне (Германия)
  • «За Пределами Времени», вариации на тему Денисова (1998) для 14 исполнителей Первое исполнение – май 1998 г., Билефельд (Германия)
  • 12 Примеров взаимоотношений между фаготом, 8 контрабасами и 8 литаврами (1996) Первое исполнение – ноябрь 1996 г., Москва
  • «Символы Пикассо» (2003), пять миниатюр для 12 исполнителей Первое исполнение – июнь 2004 г., Париж
  • Contro lamento (2004) для 16 исполнителей Первое исполнение – ноябрь 2004 г., Москва
  • «Посвящение Онеггеру» (2005) для 9 исполнителей Первое исполнение – сентябрь 2005 г., Варшава

    Вокальные произведения
  • «Nevermore» (1992), моноопера для баритона и 17 исполнителей по поэме Эдгара Аллана По «Ворон» Концертное исполнение – ноябрь 1995 г., Москва, постановка – июнь 2006 г., Москва
  • «Stabat Mater» (1991) для сопрано и струнного квартета Первое исполнение – июль 1992 г., Калундборг (Дания)
  • «Ave Maria» (1989) для 12 голосов, скрипки, органа и вибрафона Первое исполнение – ноябрь 1991 г., Москва
  • «Сон» (1996) для сопрано и органа (на стихи Э. А. По) Первое исполнение – июль 1997 г., Локкум (Германия)
  • «Впечатления ночи» (1996) для бас-баритона, кларнета, валторны, фортепиано, вибрафона и виолончели на стихи Поля Верлена Первое исполнение – сентябрь 1996 г., Сен-Пьер-де-Кор (Франция)
  • «Три басни Жана Лафонтена» (1997) для бас-баритона, гобоя, кларнета, тромбона, ударных, скрипки, альта и виолончели Первое исполнение – ноябрь 2002 г., Тур (Франция)
  • «Волшебная скрипка» (2001) для меццо-сопрано и плёнки на стихи Николая Гумилёва Первое исполнение – апрель 2001 г., Генуя (Италия)

    Квинтеты
  • «Перекрестье мыслей» (1998) для фагота и квартета виолончелей Первое исполнение – июнь 1998 г., Авиньон (Франция)

    Квартеты
  • «Пейзаж, уходящий в бесконечность» (1991) для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Первое исполнение – сентябрь 1992 г., Франкфурт-на-Майне (Германия)
  • Инвенция (1989) для струнного квартета Первое исполнение – октябрь 1989 г., Ленинград
  • «Эпитафия памяти Альбана Берга» (1988) для гобоя, скрипки, арфы и ударных Первое исполнение – июнь 1988 г., Москва
  • Хорал (1997) для 4-х контрабасов
  • «Призрак музыки» (2002) для кларнета, фагота, органа и ударных Первое исполнение – сентябрь 2002 г., Москва

    Трио
  • «Козлиная Песнь» (1991) для фагота, контрабаса и ударных Первое исполнение – май 1994 г., Валенсия (Испания)
  • «Game of Gale» (1995) для тенор-саксофона, маримбы и фортепиано
  • «Эскиз портрета с коллажем» (1990) для скрипки, трубы и фортепиано Первое исполнение – июнь 1992 г., Корсхом (Финляндия)
  • «Шёнберг-Пространство» (1993) для скрипки, виолончели и фортепиано Первое исполнение – ноябрь 1993 г., Гамбург (Германия)
  • Ноктюрн (1991) для кларнета, скрипки и фортепиано Первое исполнение – сентябрь 1991 г., Кёльн (Германия)
  • «Осколки отражения» (1997) для виолончели, фортепиано и ударных Первое исполнение – ноябрь 1997 г., Москва

    Дуэты
  • Вариации (1990) для кларнета и фортепиано Первое исполнение – июль 1992 г., Честер (Англия)
  • Чакона (1992) для фагота, виолончели и лайф-электроники Первое исполнение – февраль 1993 г., Париж (Франция)
  • «Коротко о серьёзном» (1994) для тромбона и органа Первое исполнение – сентябрь 1994 г., Москва
  • «Gas-Bag» (1997) для сопрано-саксофона и альт-саксофона Первое исполнение – март 1999 г., Руан (Франция)
  • Concertando con forza tanta (1999) для виолончели и фортепиано Первое исполнение – октябрь 1999 г., Львов (Украина)
  • «Диалог с комментариями» (2005) для контрабаса и фортепиано

    Соло
  • Sonata-Infernale (1989) для фагота соло // Пьесы современных композиторов для фагота соло / Ред.-сост. В. С. Попов. М., 2009 Первое исполнение – август 1992 г., Франкфурт-на-Майне (Германия)
  • Постлюдия (1990) для арфы соло Первое исполнение – апрель 1994 г., Гент (Бельгия)
  • Cantus firmus (1990) для скрипки соло Первое исполнение – июнь 1990 г., Латина (Италия)
  • Credo (1990) для органа соло Первое исполнение – октябрь 1992 г., Москва
  • «Реминисценция» (1993) для рояля и «рояля» Первое исполнение – май 1997 г., Босвил (Швейцария)
  • «Хорошее настроение господина Дегейтера» (2000), музыкальная шутка для органа соло Первое исполнение – сентябрь 2000 г., Рокевэр (Франция)
  • «Урок демократии» (2002), музыкальная шутка для органа соло Первое исполнение – октябрь 2002 г., Париж
  • «Квинтэссенция» (2003) для фортепиано соло Первое исполнение – ноябрь 2003 г., Кальяри (Сардиния)
  • Lontano (2005) документальная музыка для органа и плёнки Первое исполнение – январь 2006 г., Париж

Публикации

Книга

  • «… и я – композитор!», Москва, Музиздат 2014

    Статьи:
  • «Денисов и мы в пространстве Новой музыки», в книге В.С. Ценовой «Свет. Добро. Вечность», Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1999, с. 225 – 237.
  • «Денисов – лидер», Научные труды Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского, сборник 23, Материалы научной конференции, редактор-составитель В.С. Ценова, 1999, с. 14 – 21.
  • «Большие и маленькие трагедии (моё прикосновение к киномузыке Альфреда Шнитке)», в книге «Альфреду Шнитке посвящается», выпуск 4, Издательский Дом «Композитор», 2004, с. 263 – 270.
  • «Каким мы помним Эдисона Денисова», из буклета Международного фестиваля современной музыки «Пространство Эдисона Денисова», Москва 2006 г.
  • «Феномен Эдисона Денисова», журнал «Музыкальная Академия», 3/2009, с. 37 - 43

Контактный e-mail: yuri.kasparov@gmail.com