Родилась в г. Москве. В 1995 г. окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (отделение «теория музыки»), в 2000 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории, в 2003 г. — аспирантуру при Московской консерватории (руководитель — Л. В. Кириллина, научный консультант — Г. В. Иноземцева).

В 2003 г. стала победителем конкурса молодых авторов, проводимого Московской городской организацией Союза писателей России и редколлегией журнала «Московский вестник». Работала в пресс-центрах VIII Международного конкурса артистов балета (1997), IX Международного конкурса артистов балета и хореографов (2001), X Международного конкурса артистов балета и хореографов (2005).

Педагогическая деятельность:

В 1999-2000 гг. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. С 2000 г. преподает в Московской консерватории на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов, с 2003 г. — на балетмейстерском факультете в Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС). Вела курс лекций в международном благотворительном фонде В. Спивакова (2003-2005).

Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Западноевропейский романтический балет: становление музыкально-театральной стилистики» (Московская консерватория, 2005)


Научные труды. Издания. Публикации:

Список опубликованных работ

  • Два «Лебедя», разделенные веком // Балет. 1997. Июль-август. С. 15-16
  • Роль современной музыки в воспитании музыканта-педагога // «Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики. Тезисы докладов II межвузовской научно-практической конференции. ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2000. С. 9-11
  • «Фатум»–фантазия // Линия. 2002. № 7. С. 6 
  • «… Не на небе — на земле…» // Студия Антре. 2003. № 1. С. 8-9
  • Тень и Тальони // Балет. 2003. № 3. С. 18-23
  • Дебюты в Гнездниковском // Балет. 2003. № 6. С. 33 
  • Радужные крылья «Сильфиды» // Студия Антре. 2004. № 4. С. 8-10
  • Аутентичность в балете: Подлинник или репродукция? // Московский вестник. 2004. № 1. С. 207-214
  • «День уходит с земли» // Балет. 2004. № 1. С. 53 
  • «Сильфида»: первый романтический балет // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научно-исследовательских работ молодых ученых. М.: Изд-во «ГИТИС». 2004. С. 295-315
  • Детский музыкальный театр: чудесная сказка вчера и сегодня // Московский вестник. 2004. № 3. С. 196-206
  • «Тела» Саши Вальц // Московский вестник. 2004. № 3. С. 206-211
  • Разноцветное зазеркалье «Зеркала» // Студия Антре. 2004. № 3. С. 24-25
  • Саша Вальц и ее «Тело» // Балет. 2004. № 3. С. 21 
  • Драгоценности Баланчина // Московский вестник. 2004. № 4. С. 214-223
  • Танцевальный бал Михаила Глинки // Балет. 2004. № 4-5. С. 32-34
  • «Поцелуй феи» для вас // Студия Антре. 2004. № 4. С. 6-7
  • «Сказка про шута» // Студия Антре. 2004. № 5. С. 6-7
  • «Шурале» // Студия Антре. 2005. № 2. С. 6-7
  • «Не-русский» русский «Конек-горбунок»? // Альманах. Сборник научно-методических материалов. Вып. 3. М.: МГАХ. 2005. С. 49-55
  • «Фея кукол» // Студия Антре. 2005. № 3. С. 24-25
  • «Времена меняются, но театр остается храмом» (интервью с руководителем Пермского балета Н. Г. Ахмаровой) // Балет. 2005. № 5-6. С. 5-6
  • «Дева Дуная». К истории романтического балета // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. Вып. 2. М.: Изд-во «ГИТИС». 2005. С. 173-182
  • «Приказ короля» – балет, скрытый покровом времени // Балет. 2006. № 3. С. 26-28
  • Хоровод «Времен года» // Студия Антре. 2006. № 2. С. 20-21
  • Тринадцать балетов Адольфа Адана // Балет. 2006. № 5. С. 39-41
  • Балет — Глинка — балет. Взаимные влияния // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 2. М., 2006
  • Романтический балет. М., 2009
  • Балет в пространстве современного театра. — М.: Издательство «Триумф», 2015. — 186 с. УДК 792.8; ББК 85.335.42; Г90; ISBN 978-5-89392-7;
  • Диалог времён, музыки и танцев в балете Луи Ганна «Merveilleuses et Gigolettes» («Великолепные и Падшие») // Музыка в парадигме художественных связей. Сборник научных статей и материалов. — М.: ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2014. — С. 107–116. ISBN 978-5-93994-013-9; УДК 78; ББК 85.310я79;
  • К вопросу о не-балетной музыке в современных танцевальных спектаклях // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида 13–19 апреля 2015 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. — М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2015. — С. 112–120. ISBN 978-5-519-32133-4; УДК 7.03; ББК 85.03; И868;
  • Потомок «Весталки» // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — М.: Московский исследовательский институт, 2014. — № 9. Том 1. — С. 313–319. ISSN 2079-5513;
  • Руководство для участников балетных конкурсов // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2014. — №4(36). — С. 21–25. ISSN 2227-4855;
  • Балет Ж. Массне «Цикада»: новый взгляд на старую басню // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2015. — №1. — С.82–98. DOI: 10.7256/1339-4002.2015.1.13229 ISSN 1339-4002;
  • перевод на англ. яз.: Grutsynova A.P. Jules Massenet’s ballet «La Cigale»: a new perspective of an old fable // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2015. — №1. — С.64–81. DOI: 10.7256/1339-4002.2015.1.14015 ISSN 1339-4002;
  • Проблема сохранения классических спектаклей // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2015. — №1(37) Специальный выпуск. — С. 28–29. ISSN 2227-4855;
  • Od byronovey poémy k baletu // Korzár. Romantický balet v troch dejstvách a piatich obrazoch [Bulletin Slovenského národného divadla]. — Bratislava, 2015. — S.14–18 <на словац. яз.>;
  • то же в переводе: From Byron’s poem on the ballet // Korzár. Romantický balet v troch dejstvách a piatich obrazoch [Bulletin Slovenského národného divadla]. — Bratislava, 2015. — S.48–53 <на англ. яз.>;
  • «Потерянный» финал «Баядерки»: к вопросу о драматургии и сюжетной логике // Вестник Академии Русского Балета им. А.Я.Вагановой. №4 (39). 2015. С.141–148;
  • К вопросу о кризисе западноевропейского балета конца XIX века: pro et contra // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXIV международной научно-практической конференции 1–2 октября 2015 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — М.: «Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2015. — С.323–333. ISBN 978-5-00086-889-8;
  • Место балета в музыкальном театре (от возникновения к началу XXI века) // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам V международной научно-практической конференции: «Общественные науки в современном мире» г.Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). — С.-П.: Научный журнал «Globus», 2016. — С.90–96 УДК 320 ББК 60 ISSN 3072-3024;
  • А.Н.Скрябин на страницах «Русской музыкальной газеты» // Учёные записки. Вып.8. Книга 1. — М.: Мемориальный музей А.Н.Скрябина, 2016. — С.138–163. ББК.85.103(2) У90;
  • Балетные либретто: Россия, 1800—1917 годы. Том 1. Том 2: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Хореографическое искусство» / Авт.-сост.: Бурлака Ю.П., Груцынова А.П. — М.: Московская государственная академия хореографии, 2015. — 544 с. УДК 792.8+378+372.87(075) ISBN 978-5-902924-31-9;
  • К вопросу об истоках «Сильфиды»: итальянская пьеса и французский балет // Universum: Филология и искусствоведение: научный журнал. — №9(31). М., Изд. «МЦНО», 2016. — С.4–7. ISBN 978-5-00021-078-9 ББК 71+80/85;
  • Музыкальный Петербург 1840 года в восприятии композитора-иностранца // Петербург. XIX век. Критики, писатели, учёные о музыке и музыкантах. Тезисы докладов научной конференции. Санкт-Петербург, 24-25.10-2016. — СПб., РИИИ. 2016. С.12–15. ББК 85.313(2)1 УДК 78.072(471.23-2) ISBN 978-5-86845-212-3;
  • Нераскрывшийся бутон: несколько слов о последнем балете М.И.Петипа «Роман Бутона розы» // Вестник Академии Русского Балета им. А.Я.Вагановой. №3 (44). 2016. С.64–86. ISSN 1681-8962 [1,4 п.л.] Тираж 300 экз.;
  • «Лебединое озеро»: версии партитуры // Лебединое озеро [Ноты]: балет в трёх актах, четырёх картинах. Клавир. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. —С.177–199;
  • Романтический балет и литература // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. №1(35). [URL: http://7universum.com/pdf/philology/1(35)/Grutsynova.pdf] ISSN 2500-400Х.