Родился в г. Москве. В 1978 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных (класс фортепиано И. И. Наумовой). В 1983 г. окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: как композитор – теоретико-композиторский факультет, композиторское отделение, класс профессора Н. Н. Сидельникова; как пианист – фортепианный факультет, класс профессора Л. Н. Наумова.

Инструментовкой занимался у Э. В. Денисова, чтением симфонических партитур у И. А. Барсовой, полифонию и анализ у профессора К. К. Баташова, полифонию, анализ, гармонию, музыкально-теоретические системы у Ю. Н. Холопова. В 1986 г. окончил ассистентуру-стажировку Московской консерватории (руководитель – профессор Н. Н. Сидельников).

Доцент кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов.
Доцент кафедры клавишных инструментов факультета исторического и современного исполнительского искусства.
Член Союза композиторов России (1987).


Педагогическая деятельность

В 1988-1994 гг. и с 2005 г. преподает в Московской консерватории. В 1988-1994 гг. на кафедре инструментовки и чтения партитур, с 2005 г. на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов. Ведет курс «Теория музыкального содержания» (пианисты, струнники, аспиранты-иностранцы, теоретики), обеспечивая высокую эффективность и научную оснащенность педагогического процесса, развивая самостоятельность и инициативу мышления студентов.

Ведет факультатив по фортепианной музыке XX-XXI вв., с 2007 г. на факультете исторического и современного исполнительского искусства (камерный ансамбль).  С 2006 г. преподает также в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс специального фортепиано, ассистент В. М. Троппа). В 1986-1994 гг. преподавал также в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории и в ДМШ при Музыкальном училище (композиция, импровизация).

Концертная деятельность. Основной репертуар: 

Выступления И. Г. Соколова в качестве исполнителя-пианиста всегда оставляют незабываемое впечатление, поражая глубиной и содержательностью интерпретации, концепционностью, философичностью, точным ощущением стиля композитора. И вместе с тем, его манера исполнения ярко индивидуальна, самобытна, отличается новаторством и собственным видением музыкального содержания того или иного произведения.  Масштаб И. Г. Соколова-пианиста огромен, в его репертуаре – музыка барокко, классицизма, романтизма, XX и XXI вв. Он осуществил премьеры сочинений многих современных композиторов.

География концертов

С 1979 г. – концерты в России и республиках бывшего СССР. С 1990 г. – концерты в Европе: Германия, Швейцария, Великобритания, Ирландия, Голландия, Бельгия, Австрия, Словения, Италия, Дания, Греция, Турция. С 2002 г. – концерты в США и Канаде. Участие в фестивалях: «Московская осень», «Альтернатива», «Декабрьские вечера», фестиваль имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), Luezerner Festwoche (Швейцария), Icebreaker (Сиэтл, США), Frankfurter Feste, Schleswig–Holstein Musikfestival (Германия).

Совместные выступления с музыкантами

Дирижеры: Г. Рождественский, А. Лазарев, А. Борейко, А. Рудин, А. Скульский, Д. Лисс, П. Баумгартнер, К. Цендер (Швейцария). Пианисты: М. Аргерих, А. Рабинович, А. Любимов, А. Батагов, М. Дубов, К. Лифшиц. Скрипачи: Т. Гринденко, В. Абрамян, К. Блахер (Германия), П. Копачинская (Швейцария), К. Бентлей (США), Д. Хопп (Англия). Виолончелисты: Н. Шаховская, Н. Гутман, А. Ивашкин, С. Габетта (Швейцария), Д. Паркер (США), Д. Тонконогий (США). Певцы: Л. Давыдова, А. Мартынов, Я. Иванилова, А. Гицба, Е. Брылева, А. Науменко, О. Бузина, Н. Бурнашева, И. Потапенко, А. Гибель (Германия), Е. Васильева (Франция). Инструменталисты: А. Корнеев (флейта), Л. Михайлов (кларнет), В. Попов (фагот), М. Пекарский (ударные), Э. Бруннер (кларнет).

Премьеры сочинений композиторов

  • Э. Денисов Концерт для клавесина, флейты и вибрафона с оркестром (1993, Люцерн, Швейцария)
  • Н. Сидельников «Лабиринты», роман-симфония в пяти фресках для фортепиано (1996, Москва); «В стране осок и незабудок», 13 поэм для четырех голосов и фортепиано на слова В. Хлебникова (1986, Москва)
  • Н. Корндорф Симфония № 3, партия солирующего фортепиано (1992, Франкфурт-на-Майне)
  • Т. Мансурян «Осенняя песня № 2» для фортепиано и струнного оркестра (2005, Базель)
  • А. Рабинович «Тибетанская молитва», партия фортепиано (1996, Копенгаген)
  • В. Екимовский «Лунная соната» для фортепиано (1993, Франкфурт-на-Майне); «Посиделки» для двух фортепиано (1992, Москва)
  • А. Вустин «К пламени» для фагота и фортепиано (1992, Москва)
  • А. Шнитке Соната для скрипки и фортепиано, соч. 1955 (2004, Лондон)
  • И. Юсупова: «Элегия» для фортепиано (1994, Москва)
  • А. Раскатов «Dolce far niente» для виолончели и фортепиано (1991, Гамбург); «Время осыпающихся цветов» для ансамбля (2007, Сиэтл, США); «Утешение» для фортепиано (1993, Франкфурт-на-Майне)
  • П. Деклерк (Бельгия) Концерт для фортепиано с оркестром (Екатеринбург, 2002)
  • В. Шуть «Музыкальное приношение» для фортепианного трио (1991, Гамбург)

Репертуар

    Концерты для фортепиано с оркестром:
  • И. С. Бах Концерт c-moll для двух клавиров
  • В. А. Моцарт Концерт Es-dur для двух клавиров, Концерт F-dur для трех клавиров, Симфония-концерт для скрипки и альта (переложение для двух клавиров К. Лифшица)
  • Л. ван Бетховен Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, ор. 80 
  • Ф. Мендельсон, Концерт g-moll op. 25 
  • Ф. Шопен Концерт f-moll № 2 
  • С. Рахманинов Концерт № 2, с-moll
  • Д. Шостакович Концерт № 1 
  • Б. Барток Концерт № 2 
  • В. Сильвестров «Монодия» (1965), «Постлюдия» (1981)
  • М. Фелдман «Piano and orсhestra» (1975)
  • П. Деклерк Концерт для фортепиано с оркестром
  • Э. Денисов Концерт для клавесина, флейты и вибрафона с оркестром

Сольный и ансамблевый репертуар составляют произведения И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Й. Брамса, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, М. Равеля, К. Дебюсси, Б. Бартока, З. Кодаи, Э. Сати, А. Онеггера, Ф. Пуленка, О. Мессиана, А. Шёнберга, А. Веберна, К. Штокхаузена, Д. Шнебеля, М. Фелдмана, Дж. Кейджа, Дж. Крама, П. Булеза, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, В. Шебалина, Н. Сидельникова, Г. Уствольской, Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Шнитке, Н. Корндорфа, А. Вустина, В. Екимовского, Ф. Караева, В. Сильвестрова, В. Тарнопольского, А. Муравлева и других.

Сочинения: 

Композиторское дарование И. Г. Соколова признано не только в нашей стране, но и за ее пределами. И. Г. Соколовым написано много камерных сочинений, опера, два музыкально-сценических произведения, около 200 романсов, музыка для хора, музыка для фортепиано, музыка для ансамбля ударных, два квартета и др.

Сочинения

Оперы, сценические произведения

  • «Криптофоника» совместно с И. Юсуповой и С. Невраевым на собственное либретто композиторов (1995)
  • «Чудо любит пятки греть» («Бедный всадник»)  на стихи А. Введенского. Для певцов, ансамбля ударных инструментов и фортепиано (2000)
  • «Обезьяна и золотой мяч». Детская сказка для фортепиано и ансамбля музыкантов-актеров (2004)

Для оркестра

  • «Короткие послания и размышление о них» (2010)

Камерные ансамбли

  • «Сон Ата» для флейты и фортепиано (1988)
  • «НепьYESа» для фортепиано, скрипки, виолончели и ударных (1989)
  • «О» для флейты и фортепиано (1990)
  • «Прогулки втроем» для двух фортепиано и флейты (1991)
  • «Вслушиваясь в смыслы» для флейты, виолончели, фортепиано и ударных (1992)
  • «Лето» для струнного ансамбля. В составе коллективного сочинения «Времена года»: «Весна» Цзо Чжэнь Гуань, «Лето» И. Соколов, «Осень» В. Мартынов, «Зима» А. Бакши (1994)
  • «Семь минус один» для солирующего инструмента (1998)
  • «Ноктюрн». Трио № 1 для фортепиано, кларнета и виолончели (1996)
  • «Разговоры» Трио № 2 для фортепиано, кларнета и виолончели. Для говорящих музыкантов. (1997)
  • «Воспоминание об алгебре» для фортепиано и кларнета (1997)
  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (2000)
  • Концерт для скрипки, цимбал и струнного оркестра «20‘00”» (2000)
  • «Родина» для скрипки и фортепиано (2001)
  • Соната для виолончели и фортепиано (2002)
  • «Прощальная музыка» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Перформанс (2004)
  • «Шесть напутствий». (Секстет) Для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса. (2004)
  • Соната для скрипки и фортепиано. В 4-х частях (2005)
  • Соната для альта и фортепиано. Одночастная (2006)
  • Трио для скрипки, альта и виолончели (2009)
  • Квартет для скрипки, альта и виолончели и фортепиано (2010)
  • Соната для флейты, арфы и альта (2012)

Камерно-вокальные ансамбли

  • «Блаженство и безнадежность», 10 романсов на слова Ф. Тютчева (1986)
  • «13 и 7» для баритона и фортепиано (1991)
  • «Птичка в клетке» для флейты, фортепиано и голоса (один исполнитель) на стихи В. Хлебникова (1997)
  • 2 пьесы для скрипки и фортепиано (1997)
  • Реквием на смерть пирожного «Мадлен» для голоса, органа и фортепиано на тексты Марселя Пруста (По направлению к Свану), Вадима Захарова и Ивана Соколова (1997). CD 1997. Наталия Пшеничникова (голос) и автор (фортепиано и орган)
  • «Вдруг» для скрипки, фортепиано и голоса (один исполнитель) (1998)
  • «Далекая дорога»: 27 романсов на стихи А. Платонова (1999)

Более 150 романсов на стихи русских поэтов (1996-2004)

Музыка для хора

  • Хоровой концерт «Деревья» на слова Н. Заболоцкого (1998)
  • 2 хора на стихи Д. Хармса (1998)
  • Богородице Дево, радуйся (1999)
  • Херувимская (2002)
  • «Маргит». Для мужского хора. На текст греческого автора времен Гомера (2007)
  • Шесть стихотворений А.Фета (2010)

Музыка для фортепиано

  • «Волокос» (1988)
  • «13 пьес» (1988)
  • «Книги на столе» (1989)
  • «Корабли в море» для двух фортепиано (1990)
  • «В небе» (1992)
  • «О жизни» (1992)
  • «О Кейдже» (1992)
  • «Звуки, буквы, числа» (1992)
  • «Рисуя в одиночестве» (1994)
  • «Мысли о Рахманинове» (1992)
  • «Вечерние птицы» (1999)
  • «Летний пейзаж» (2000)
  • «О, музыка!» (2004)
  • «Евангельские картины» — 31 прелюдия, речитатив и эпилог (2012)
  • «Воспоминание» для фортепиано в 4 руки  (2013)
  • Поэма (2014)

Для солирующих инструментов

  • «Звук в житии» для виолончели соло (1993)
  • «У стен разрушенного храма» для фагота соло (1993)
  • Элегия для альта соло (2001)
  • «В лугах. Серенький денек». Для кларнета соло и чтеца (ad libitum)
  • «В лугах. Осенний день». Для кларнета соло (2006)

Для ансамбля ударных

  • «С 10 по 30 сентября 1988 года» (1988)
  • «Что наша игра? – Жизнь!..» (1990)
  • «Игра без начала и конца» (1991)
  • «Маленькая гармоническая космограмма» (1991)
  • «Музыка к кинофильму». Инструкция для озвучивания немого фильма. (1992)
  • «Экспресс-интервью» (1995)
  • «Ка – 24 нонпрелюдии» (1995)
  • «Марко-космос» I – III (1998)
  • «В музее первобытного искусства» (2010)
  • «Светлые и печальные мелодии» (2010)
  • «Таинственная сага» (2011)
  • «Зимние пейзажи» (2015)

Для квартета

  • «Русско-немецкий квартет композиторов» В составе: Алексей Айги, Дитмар Боннен, Иван Соколов, Манфред Нихауз. Два CD-альбома: I. «Not only for...»: «Тайные письмена», «Волшебный варган»… II. «Хармс»: «Бах – Дах»…

Список нотных изданий (композиторские сочинения)

  • Сочинения для фортепиано. М., «Композитор», 1997
  • «Далекая дорога». Вокальный цикл на слова Андрея Платонова. М., «Композитор», 2002
  • «Разговоры» для кларнета, виолончели и фортепиано. М., «Композитор», 2005
  • «Фундамент разрушенного храма» для фагота соло. М., «Композитор», 2007

Научные труды. Издания. Публикации: 

  • По направлению к Альтовой сонате // Музыкальная академия. 2006, № 3. С. 42-48
  • Тайный гений // Музыкальная академия. 2006, № 4. С. 128-133
  • Инструментальный театр Ивана Соколова. Интервью с Мариной Воиновой // Трибуна современной музыки. 2006, № 3. С. 10-12
  • В лабиринте себя не теряют – в лабиринте себя находят // А. Хитрук 11 взглядов на фортепианное искусство. М., Классика-ХХI, 2007. С. 103-130
  • Чудо сотворения музыки // Лев Наумов. Воспоминания учеников, друзей и коллег. М., Дека-ВС. 2007. С. 168-184
  • О фортепианной музыке позднего Скрябина (в печати)
  • Воспоминания о Н. Сидельникове (в печати)
  • Со слов Волконского. Предисловие  // Дубинец Е. Князь Андрей Волконский.
  • Партитура жизни. М., 2010.
  • Время, окрашенное музыкой Шнитке // А. Шнитке в воспоминаниях современников. М.,2013.
  • Несколько мыслей о музыке Альфреда Шнитке (после исполнения Концерта для фортепиано и струнного оркестра)// Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 9. М., 2014.
  • The Precise Music of Galina Ustvolskaya. Статья к CD: Все сонаты для фортепиано Галины Уствольской. Фирма Wergo, 2015.