Ссылки
В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова : К 85-летию со дня рождения (1929–1996)
  • Рецензент: Т. С. Кюрегян, доктор искусствоведения, профессор; Т. В. Цареградская, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 176
  • ISBN: 978-5-89598-315-7 (в обл.)

В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова : К 85-летию со дня рождения (1929–1996) : материалы научно-практической конференции.

Редактор-составитель: Е. О. Купровская, кандидат искуствоведения.


Монографический сборник составлен по материалам научной конференции, проходившей 22 апреля 2014 года в Московской консерватории и приуроченной к 85-летию со дня рождения одного из ведущих русских композиторов ХХ века — Эдисона Васильевича Денисова (1929–1996). Три раздела сборника предлагают три взгляда на творчество и личность Э. Денисова: музыковедческий, исполнительский и композиторский. Издание предназначается для музыковедов-специалистов и читателей, интересующихся современной музыкой.

От редактора-составителя 5

А. C. Соколов Приветственное слово 7

Слово музыковедам

Г. В. Григорьева Ранние опусы Денисова: к вопросу о «моделях» в становлении стиля 11

В. В. Тарнопольский «Почему все большие поэты несчастны?» (о вокальном цикле Э. Денисова «Жизнь в красном цвете» на стихи Б. Виана) 22

П.-А. Кастане От сумрака к свету: Реквием Эдисона Денисова 38

Е. В. Бараш Тональный вектор сонорики Эдисона Денисова 50

Е. О. Купровская О некоторых чертах оркестрового мышления Эдисона Денисова 67

В. Н. Холопова Дихотомия «звук-пауза» как фактор психологической активности 84

Исполняя музыку Денисова: вчера и сегодня

И. И. Блажков Об Эдисоне Денисове 93

А. Б. Любимов Денисов и моя «Новая музыка», 1968–1971. Первые исполнения «Плачей», Трёх пьес в четыре руки, «Пения птиц» 96

Т. А. Алиханов Моё творческое сотрудничество с Эдисоном Денисовым 102

И. Г. Соколов Несколько мыслей о музыке Денисова 107

М. Э. Дубов Играя Денисова: образ, жест, аффект 109

Д. Кавка Слово исполнителя 114

Композиторы за круглым столом

Ю. С. Каспаров Феномен Эдисона Денисова 131

В. А. Екимовский Эдисон Денисов и АСМ 143

А. К. Вустин Эдисон Денисов в моей жизни 146

Ф. К. Караев EDEs каким мы его знали и любили 149

Д. Ю. Капырин Уроки Мастера 152

Невыгодный классик. Антон Дубин беседует с композиторами Юрием Каспаровым и Владимиром Тарнопольским 155

А. А. Кнайфель Посвящение 172

Сведения об авторах 173

Contents 175

Основой настоящего сборника стали выступления на научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Эдисона Васильевича Денисова и прошедшей 22 апреля 2014 года в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Состав сборника уникален: большинство авторов лично знали Мастера и находились под обаянием его таланта.

Представленные материалы предлагают три взгляда на творчество и личность Денисова: музыковедческий, исполнительский и композиторский и, соответственно, составляют три раздела сборника. Он открывается приветствием участникам конференции ректора Московской государственной консерватории Александра Сергеевича Соколова.

В каждой из статей первого раздела акцентируется внимание на отдельном аспекте творчества Денисова. Г. В. Григорьева рассматривает некоторые ранние сочинения, в том числе Скрипичную сонату 1963 года — как опус, показательный для этого периода, свидетельствующий о стилевых ориентирах той эпохи и, в частности, о явном влиянии С. С. Прокофьева и Б. Бартока. В. В. Тарнопольский детально анализирует вокальный цикл «Жизнь в красном цвете» (1973) на стихи Бориса Виана, помещая его в историко-эстетический контекст эпохи каждого из авторов. В. Н. Холопова обращается к вопросу о психологической роли публики в постижении музыкального произведения, а также к феномену внутренней активности слушателя. Особое значение она придаёт паузам в музыкальном дискурсе, демонстрируя это на примере двух сочинений Э. В. Денисова и С. А. Губайдулиной. Французский музыковед и композитор П.-А. Кастане предлагает свой взгляд на Реквием Денисова в панораме европейской религиозной музыки XX–XXI веков.

Статьи Е. В. Бараш и Е. О. Купровской затрагивают сонорный аспект творчества композитора. Е. В. Бараш исследует закономерности использования тональных центров и трезвучий в музыке Денисова, опираясь преимущественно на примеры из его поздних сочинений. Е. О. Купровская раскрывает некоторые специфические черты тембрового и пространственного мышления композитора, уделяя особое внимание внемузыкальным факторам.

Личность и деятельность Эдисона Денисова — композитора, педагога, организатора музыкальной жизни — неотделимы от эпохи, в которую он жил и работал. Во второй части книги известные музыканты — исполнители музыки Денисова — делятся своими воспоминаниями о совместной работе с композитором, рассказывают о легендарных премьерах и о сложностях культурной ситуации в советскую эпоху. Таковы воспоминания И. И. Блажкова, А. Б. Любимова и Т. А. Алиханова.

В этом же разделе важное место уделено сегодняшнему исполнительскому подходу к музыке Денисова. Пианист и композитор И. Г. Соколов предлагает «...заново осмыслить <...> творчество этого удивительного, ещё совсем непознанного композитора» и высказывает на первый взгляд парадоксальную идею о том, что «...музыку Денисова надо слушать глазами». Анализ М. Э. Дубова интересен тем, что не только раскрывает ключевые черты инструментального стиля Денисова, которые автор объединяет термином «словарь музыкальных жестов», но и может быть использован как методическое пособие в исполнительской работе над сочинениями композитора. Статья дирижёра Д. Кавки ломает традиционные представления о французской исполнительской позиции как картезианской — то есть в первую очередь рациональной. Кавка постоянно апеллирует к сенсорным аспектам восприятия музыки — как у исполнителей, так и у слушателей, а также прибегает к широкому спектру внемузыкальных понятий для изложения своего подхода к денисовским произведениям.

В третьей части слово предоставляется композиторам — членам Ассоциации современной музыки, ученикам Денисова, его соратникам по культурной и общественной деятельности. Это «штрихи к портрету» старшего коллеги, учителя, друга, которого они знали и любили. Таковы статьи Ю. С. Каспарова, А. К. Вустина, Ф. К. Караева. В. А. Екимовский акцентирует внимание на работе Денисова в качестве президента АСМ, а заметки Д. Ю. Капырина посвящены Мастеру — учителю композиции.

Интервью А. Б. Дубина с композиторами Ю. С. Каспаровым и В. Г. Тарнопольским органично вписывается в круг актуальных проблем творчества Денисова. Так, например, вопрос восприятия его музыки сегодня является одним из самых животрепещущих — как для исполнителей, так и для слушателей.

Несмотря на постоянный интерес к творчеству Денисова со стороны исполнителей, музыковедов, широкой публики, литература о композиторе остаётся весьма ограниченной1. Данное издание пополняет этот ряд, раскрывая новые грани личности и творчества Эдисона Денисова и внося свой вклад в его изучение.

Екатерина Купровская


1   Укажем на два недавно вышедших во Франции издания: сборник статей под редакцией автора этих строк «Edison Denisov, compositeur de la lumière» (Paris: CDMC, 2011) и монографию: Kouprovskaia E. Edison Denisov. Château-Gontier: Ed. Aedam musicae, 2015.