Цареградская
Татьяна Владимировна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Цареградская<br /> Татьяна Владимировна

Награждена грамотой губернатора Ханты-Мансийского округа за вклад в музыкальное образование

Член диссертационных Советов РАМ им. Гнесиных, ГИИ, ННГК им. Глинки

Член правления Общества теории музыки

Член редколлегии журнала «Учёные записки Российской академии музыки им. Гнесиных»


Родилась в г. Москве, окончила МССМШ им. Гнесиных по двум специальностям (теория музыки и фортепиано), ГМПИ им. Гнесиных по тем же специальностям и затем аспирантуру ГМПИ (научный руководитель — Гуляницкая Наталья Сергеевна). Защитила кандидатскую диссертацию в Литовской государственной консерватории (ныне — Академия музыки и театра) в Вильнюсе. С 1986 года зачислена в штат ГМПИ им. Гнесиных преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.

2002 — защитила докторскую диссертацию «Время и ритм в музыке второй половины ХХ века (О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, М. Бэббитт)».

С 2012 года — профессор кафедры современной музыки МГК (штатный совместитель). Специализация: музыка XX–XXI века, лексикон постмодернизма, современные композиторские и исполнительские техники, новые методы гуманитарного исследования, аналитический практикум, массовая музыкальная культура.

Диссертации, защищенные под руководством Т. В. Цареградской:
  1. 1998 — Исхакова С. З. Неклассическое звуковое пространство: музыкальная композиция начала ХХ века в контексте идей времени.
  2. 2000 — Иванова И. В. Серийная идея и ее реализация в композиции П. Булеза.
  3. 2005 — Агишева Ю. И. Югендстиль в музыке: на примере творчества М. Регера и Ф. Шрекера
  4. 2006 — Архипова М. В. Сценические композиции М. Ф. Гнесина: от «музыки слова» к музыкальной интонации
  5. 2007 — Невская О. В. Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой
  6. 2008 — Рыжинский А. С. Хоровое творчество Арнольда Шёнберга
  7. 2010 — Шао Сяо Юн Хоровое творчество Тьен Фэна
  8. 2010 — Никольская О. А. Жанр марша и его воплощение в симфонической музыке конца XIX — первой половины XX веков
  9. 2011 — Киндюхина Е. А. Музыкальный театр Франсиса Пуленка
  10. 2012 — Финкельштейн Ю. А. Балетное творчество Н. Н. Черепнина в контексте идей эпохи
  11. 2012 — Тытык О. В. Американский блюз: поэтика жанра (на примере блюзов 1930–1960-х годов)
  12. 2013 — Сысоев А. Ю. Феномен свободной импровизации в музыке ХХ века
  13. 2013 — Зайцева В. В. Оркестровое письмо А. К. Лядова
  14. 2013 — Захарбекова И. С. Музыкальный театр Мориса Равеля
  15. 2014 — Сидорова Г. Творчество Кайи Саариахо 1980-х годов
  16. 2015 — Ляхова А. Позднее творчество Мортона Фелдмана: между идеей и реализацией
  17. 2016 — Лопушанская С. Фортепиано в ансамблевых и оркестровых сочинениях О. Мессиана
  18. 2016 — Стоянова А. В. Электроакустическая композиция Я. Ксенакиса
  19. 2017 — Ручкина Н. П. Композиторское творчество И. Г. Соколова: становление «простого стиля»
Авторефераты диссертаций:
  1. Цареградская, Т. В. Критический анализ композиционных методов П. Булеза, К. Штокхаузена, М. Бэббитта: к проблеме сравнительного изучения музыкального авангарда 50-х годов. Автореф. дис. … канд. иск.: 17.00.02 / Цареградская Татьяна Владимировна. — Вильнюс, 1988. — 22 с.
  2. Цареградская, Т. В. Время и ритм в музыке второй половины ХХ века (О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис). Автореф. дис. … д-ра иск.: 17.00.02 / Цареградская Татьяна Владимировна. — М., 2002. — 48 с.
Публикации
  1. На музыкальный ринг вызываются… / Т. В. Цареградская, В. М. Авдеев // Брошюра издательства «Знание». Серия: Молодежная. № 7. — 1989. — 64 с.
  2. На танцплощадке три века назад / Т. В. Цареградская // Брошюра издательства «Знание». Серия «Молодежная». N 4, 1991. — 63 с.
  3. Время и ритм в музыке Оливье Мессиана: Монография / Т. В. Цареградская. — М., Классика-XXI, 2002. — 377 с.
  4. Глен Гульд. В 2-х томах. — М., Классика-XXI, 2008. — 25 п.л. (научная редактура книги).
  5. Уилсон Э. Мстислав Ростропович. Композитор. Учитель. Легенда. — М., ЭКСМО, 2011. — 511 с. (научная редактура книги).
  6. Музыкальный жест в пространстве новейшей композиции: монография (готовится к изданию в 2018).
Статьи
  1. Аспекты музыки ХХ века / Т. В. Цареградская // Современное искусство музыкальной композиции. — М., ГМПИ им. Гнесиных, 1985. — Вып. 59.
  2. Сциентизм в музыкальной культуре США: критический анализ творчества М. Бэббитта / Т. В. Цареградская // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики / Труды ГМПИ им. Гнесиных. — 1987. — Вып. 94.
  3. Утопии музыкального структурализма / Т. В. Цареградская // Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. Сб.ст. / Отв. ред. Карягин А.А. — М., Наука, 1988.
  4. Дистрибутивный анализ в музыкознании США / Т. В. Цареградская // Методология теоретического музыкознания. Анализ, критика: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 90. — М., 1987.
  5. Пьер Булез / Т. В. Цареградская // Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. — М., Музыка, 1989.
  6. Веберн — Мис (в манере Кейджа) / Т. В. Цареградская // Музыка в контексте духовной культуры / РАМ им. Гнесиных. — М., 1992. — Вып. 120.
  7. Веберн и «поствебернисты»: проблема наследования / Т. В. Цареградская // Музыкальная академия. — 1993. — № 4.
  8. А. Веберн. Путь к Концерту ор. 24 / Т. В. Цареградская // Процессы музыкального творчества / Труды РАМ им. Гнесиных. — 1993. — Вып. 130.
  9. Моцарт глазами Штокхаузена / Т. В. Цареградская // Моцарт. Проблемы стиля / Труды РАМ им. Гнесиных. — М., 1996. — Вып. 135.
  10. Muusicaline aeg / Т. В. Цареградская // Teater. Muusika. Kino. — Tallinn, 1996. — № 6.
  11. Pierre Boulez`s Le marteau sans Maître: Тhe composition as a Рrocess and a Result / Т. В. Цареградская // A Composition as a problem. — Tallinn, 1997.
  12. О свойствах временного континуума в музыке Янниса Ксенакиса / Т. В. Цареградская // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Сб.ст. / Отв. ред. Т. Н. Левая, В. Б. Валькова. — Н. Новгород, 1997.
  13. The concept of musical time in musical theory and composition of Pierre Boulez / Music of the twentieth century within the horizons of musicology / Т. В. Цареградская // Selected papers of 29th and 32nd conferences of Baltic musicologists. October 19-21, 1995; November 5-7, 1998.
  14. Числовые модели в музыке О. Мессиана / Т. В. Цареградская // Процессы музыкального творчества. Вып. 4. — М., 2000. — РАМ им. Гнесиных. — Вып. 156.
  15. Курс современной ритмики в программе вуза / Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии / Т. В. Цареградская // Материалы научно-практической конференции РАМ им. Гнесиных 27-29 декабря 1998 года. — М., 2000.
  16. Россия — Америка — ХХ век: композитор и теоретик Иосиф Шиллингер // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции РАМ им. Гнесиных 25-27 октября 2000 года.
  17. П. Булез. Форма. (перевод) / Т. В. Цареградская // Слово композитора: Сб. переводов / Отв. ред. Н. С. Гуляницкая. Труды РАМ им. Гнесиных. — М., 2001. — Вып. 145.
  18. Музыкознание Франции к концу ХХ века: проект ИРКАМ / Т. В. Цареградская // Музыкознание к началу ХХ1 века: прошлое и настоящее: материалы международной научной конференции РАМ им. Гнесиных. — М., 2002.
  19. Оливье Мессиан и философия времени в музыке ХХ века / Т. В. Цареградская // Музыка и понятие времени» (Григорьевские чтения) 20-21 марта, Московское музыкальное общество. — М., 2003.
  20. Материалы буклетов «Валерия Беседина» «Никита Богословский» на русском и англ. языках // Московское музыкальное издательство «Гармония» (осенью 2005 преобразовано в Национальное музыкальное издательство). — М., 2004.
  21. Статьи «Гавриил Попов», «Фарадж Караев», «Роман Леденев», «Борис Тищенко» на русском и англ. языках // Музыка в России. — 2004. — № 4.
  22. Авангард и нон авангард: некоторые наблюдения // Музыкознание к началу века: прошлое и настоящее. Сб.ст. / Под ред. Т. И. Науменко. — М., 2004.
  23. Вступительные статьи к компакт-дискам «Серафим Туликов», «Владислав Казенин», «Александр Локшин» на русском и англ. языках // Московское музыкальное издательство «Гармония». — М., 2005.
  24. Стравинский и французская композиторская школа ХХ века / Т. В. Цареградская // ХХ век и история музыки. Проблемы стилеобразования: сборник статей / Ред.-сост. М. Г. Арановский. — М.: Государственный институт искусствознания, 2006.
  25. «Ритуал» П. Булеза: аспекты музыкального времени / Т. В. Цареградская // Процессы композиторского творчества: сборник статей / Ред.-сост. Е. В. Вязкова. — РАМ им. Гнесиных, 2007.
  26. Ладовая теория О. Мессиана / Т. В. Цареградская // Музыкальное образование в контексте культуры / Ред.-сост. Дьячкова Л.С. — М., РАМ им. Гнесиных, 2008.
  27. Статьи «М. Бэббитт», «Э. Картер», «С. Райх» / Т. В. Цареградская // Американская музыкальная культура ХХ века: учебное пособие / Отв. ред. Переверзева М. В. — М., 2008.
  28. Что такое актуальность научного исследования? / Т. В. Цареградская // Музыкальное образование в контексте культуры: сборник статей / Отв. ред. Дьячкова Л. С. — РАМ им. Гнесиных, 2008.
  29. Теория музыки в России: общество in-progress? / Т. В. Цареградская // Музыкальная академия. — 2011. — № 2.
  30. Шёнберг и Наполеон / Т. В. Цареградская // От Моцарта до Шнитке [Текст]: к 70-летию со дня рождения Евгении Ивановны Чигарёвой: [сборник статей] / сост. Е. А. Доленко. — М. : Издатель Доленко, 2010.
  31. Мессиан и его «Трактат о ритме» / Т. В. Цареградская // Век Мессиана / Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, вып. 69. — М., 2011.
  32. О религиозности Мессиана / Т. В. Цареградская // Век Мессиана / Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, вып. 69. — М., 2011.
  33. Бах и массовая музыкальная культура второй половины ХХ века // Сб. статей по материалам конференции «И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. и Д. Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия». — М., РАМ им. Гнесиных, 2011.
  34. Сет-теория в США: Милтон Бэббитт и Аллан Форт / Т. В. Цареградская // Электронный журнал «Искусство музыки: теория, история». — 2012. — № 6.
  35. Sound Attack in the Work of Olivier Messiaen: Total Serialism Revisited // Lithuanian Musicology. — 2012. — № 9.
  36. Яворский, Лист и Шопен: к пониманию романтического в 20-е годы ХХ века / Т. В. Цареградская // Романтизм: истоки и горизонты: Материалы Международной научной конференции памяти А. Караманова 24-26 февраля 2011 г. / Ред.-сост. Т. М. Русанова, Е. В. Клочкова. — М., 2012.
  37. Лучано Берио. Поэтика анализа (перевод) / Т. В. Цареградская // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. — 2012. — № 2.
  38. «Cummings ist der Dicher»: птицы и структуры // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. ― 2012. — № 1. Москва, 2012.
  39. Брайан Фернихоу и его опера «Время теней» // Музыка и время. — 2012. — № 2. — С. 35-38 (издание ВАК).
  40. Атака звука и ее структурные последствия в музыке Мортона Фелдмана // Музыка и время. — 2012. — № 4. — С. 7–10.
  41. К 60-летию Ю. Воронцова // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. — 2012. — № 3. — С. 20-36.
  42. Перевод статьи П. Булеза «Дебюсси: оркестровые сочинения» // Музыкальная академия. — 2012. — № 3. — С. 172-175.
  43. Перевод статьи Р. Ховата «Фортепианная музыка Дебюсси» // Музыкальная академия. — 2012. — № 3. —С. 168-172.
  44. Хельмут Лахенманн и его Второй квартет: «большое приключение» в мире звука / Т. В. Цареградская // Музыкознание в XXI веке: прошлое и настоящее. Год Германии в России / Отв. ред. Сусидко И.П., Науменко Т.Н. — РАМ им.Гнесиных, 2013.
  45. Русская теория и европейская перспектива: о некоторых тенденциях в изучении музыки ХХ века / Т. В. Цареградская // Журнал общества теории музыки. — 2013. — № 2.
  46. Брайан Фернихоу и очарование музыкального жеста / Т. В. Цареградская // Научный вестник Московской консерватории. — 2013. — № 2.
  47. Пьер Булез. Жест композитора / Т. В. Цареградская // Электронный журнал «Искусство музыки: теория, история». — 2014. — № 9.
  48. B. Asafiev and the Ideas of Energeticism in Russian Music Theory / Tsaregradskaya T. // Euro Mac2014, Eighth European Music Analysis Conference. — Leuven, Belgium, 17-20 September 2014.
  49. Секвенция № 5 для тромбона: Берио и Грок / Т. В. Цареградская // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. — 2014. — № 1.
  50. Современная музыка и современные методы ее анализа / Т. В. Цареградская // Музыкальная наука в XXI веке: Пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14-17 ноября 2014 г. — М.: Пробел-2000, 2015.
  51. Арво Пярт и феномен «скрытого текста» в его 4 симфонии / Т. В. Цареградская // Электронный журнал http://www.21israel-music.com/Music_journal_No45.htm
  52. Тору Такемицу: между живописью и музыкой / Т. В. Цареградская // Электронный журнал http://www.21israel-music.com/Takemitsu2.htm (январь 2015)
  53. Фонетика в системе средств вокальной музыки: Лучано Берио / Т. В. Цареградская // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2015. — № 3. — С. 32
  54. К проблеме телесности в современном музыковедении: о понятии «музыкального жеста // Художественное творчество. — 2016. — № 2 http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2016-2-18
  55. Ритуалистический театр К. Штокхаузена // http://21israel-music.net/Stockhausen_theatre.htm (май 2016)
  56. Пьер Булез о «Sur incises»: новый взгляд на тематизм // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора [Текст] : материалы Международной научной конференции, 16-17 апреля 2015 года / Российская академия музыки имени Гнесиных ; [редактор-составитель — Л. Л. Гервер]. — Москва : РАМ имени Гнесиных, 2016. — 274 с.
  57. Пространство жеста в творчестве Дж. Кейджа // Ученые записки Российской Академии музыки им. Гнесиных. — 2016. — № 2 (17). — С. 19-42.
  58. О происхождении артикуляционного ряда во Втором ритмическом этюде Оливье Мессиана // http://www.21israel-music.com/Music_journal_No59.htm (июль 2016)
  59. Тристан Мюрай. «Озеро» для ансамбля (2001): аналитический этюд // International Journal of Cultural Research (Спб, интернет-журнал). — 2017. — № 3 (28). — С. 52-64.
  60. Музыкальный жест как средство композиции: некоторые наблюдения // Научный вестник Московской консерватории. — 2017. — № 3 (30). — С. 79-93.
  61. Musical Gesture as a Means of Composition in Recent Music: Some Observations // http://euromac2017.unistra.fr/wp-content/uploads/2017/04/Ext-Tsaregradskaya-Tatiana.pdf

Кандидат искусствоведения
Доцент