Ярустовский
Борис Михайлович

  • Годы работы: 1948 - 1978
  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • Профессор

Музыковед, педагог и музыкально–общественный деятель.

Родился 2 мая 1911 года в Москве. Начальное музыкальное образование получил дома, затем на вечерних музыкальных курсах (днём работал слесарем на заводах). В 1931–32 годпх учился в Музыкальном техникуме им. братьев А. и Н. Рубинштейн[ов]. Врождённая склонность к технике привела Ярустовского в Московский институт инженеров транспорта, однако, закончив несколько курсов, понял, что его путь должен быть связан с музыкой. В 1937 году окончил историко–теоретический факультет Московской консерватории по классу В. Э. Фермана и был принят в аспирантуру (кандидатская диссертация: «Вопросы оперной драматургии Чайковского». Московская консерватория, 1941). Тогда же начал работать начальником концертного отдела и консультантом по оперным театрам Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. Окончив в 1941/42 учебном году полный курс Военного факультета Московской консерватории, принял энергичное участие в организации музыкальной жизни на фронте. В рядах Советской Армии (отдел культуры ГлавПу) пробыл до 1946  года. В 1946–48 годах — заведующий сектором культуры ЦК КПСС. С 1959 году работал во ВНИИ искусствознания (и. о. директора, с 1961 — старший научный сотрудник). В Московской консерватории, преподавал с 1948 года. Вёл курс истории русской и советской музыки, а также разработанный им курс оперной драматургии. Среди учеников: А. Богданова, Л. Генина, Е. Долинская, Е. Куриленко, Л. Никитина, В. Рубцова, С. Савенко, Н. Савкина, представители бывших советских республик — Г. Геодакян (Армения), Л. Долидзе (Грузия), Л. Нормет (Эстония), М. Черкашина–Губаренко (Украина) и др.

Одним из первых в советском музыкознании сделал попытку соотнести развитие жанров оперы и симфонии, а также творчества ряда композиторов {П. И. Чайковского, И. Ф. Стрвинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича) с общемировыми тенденциями художественной культуры («Очерки по драматургии XX века». Кн. 1-2.1971,1978). В книге «Симфонии о войне и мире» (1966) рассмотрел процесс развития жанра в творчестве Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна, И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, Б. Бриттена и Б. Мартину. Ответственный редактор «Истории русской советской музыки» (Т. 4. Ч. 1–2, 1963), редактор изданий «И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы» (1973), «Интонация и музыкальный образ. Статьи музыковедов социалистических стран» (1965, то же на немецком языке), «Музыка XX в. Очерки» (Кн. 1–3,1976–80). Выступал на международных конгрессах, конференциях и симпозиумах. Секретарь правления СК СССР (1968–74), вице–президент исполкома ЮНЕСКО (1969–73), член ММС (с 1972).

Сочинения: П. И. Чайковский. Жизнь и творчество. М., 1940; Оперная драматургия Чайковского. М., 1947; Драматургия русской оперной классики. Работа русских композиторов–классиков. М., 1952, 2-е издание 1953; Некоторые проблемы советского музыкального театра. М., 1957; Симфонии Чайковского. М., 1961; Игорь Стравинский. Краткий очерк жизни и творчества. М., 1963, 2-е издание 1969; Симфонии о войне и мире. М., 1966; Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1–2. М., 1971–78; Игорь Стравинский. Л., 1982 и др.

Умер 12 июля 1978 года в Москве.

Источник: Ярустовский Б. М. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006.Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 649, 650.
 

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор

Кандидат искусствоведения
Доцент