Савкина
Наталия Павловна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Савкина<br /> Наталия Павловна

Тема кандидатской диссертации: «Становление оперного творчества С. С. Прокофьева ("Ундина" и "Маддалена")» (Московская консерватория, 1989)
Член Союза композиторов России (1989)


Автор около 130 работ, 22 из них опубликованы за рубежом (на английском, французском, немецком, польском, болгарском языках).

«Пропадал и нашелся…»; Сергей Прокофьев в стране Советов.  Статья в каталог выставки «Ленин, Сталин и музыка». Fayard/Cite de la musique, Paris, 2010. Книга награждена премией Французской академии изящных искусств за 2010 г.


В 1974 г. окончила Московскую консерваторию. Училась у Е. М. Царёвой, Ю. Н. Холопова, Ю. А. Фортунатова, А. И. Кандинского, И. А. Барсовой.

Отмечена международными грантами для исследовательской работы. Стажировалась в La Bibliotheque National (Париж, 1994, 2005), The Prokofiev`s Archive (Лондон, 1997), Paul Sacher Stiftung (Базель, 1998).

Участвует в конференциях, проводимых в Московской консерватории, в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, в Тбилиси (1976), Кишиневе (1978), Пензе (1991), Минске (1991), Кёльне (1991), Манчестере («Прокофьев и Christian Science», 2003), в Дарэме (2011), Батон Руж (Луизиана, США, 2016 г.), Нью-Йорке (2018 г.) и других городах.

Провела лекцию в Государственной Думе РФ (1997). Работает в архивах России, Франции, Великобритании, Швейцарии (творчество С. С. Прокофьева, композиторы русского зарубежья). Исследовательский грант Российского гуманитарного научного фонда («Прокофьев в материалах Лондонского архива»).

По сценариям Савкиной сняты документальные передачи и телефильмы:

  • «Золушка» (Центральное телевидение, 1981)
  • «Простодушный человек с серыми глазами» (Центральное телевидение, 1991)
  • «Геннадий Рождественский» («Культура», 2001).

Принимала участие в фильме “Verschlossene Heimat” (копродукция Германии и Франции, 1999), в передачах РТР и канала «Культура» (в том числе совместно со Святославом Прокофьевым, 1991).

Принимала участие в документальном фильме «Сергей Прокофьев. Между двух миров». Русский исторический канал «365 дней», 2011 год. Принимала участие в программе «Наблюдатель». Телеканал Культура. К юбилею Прокофьева и Пасхальному фестивалю. Эфир 4 мая 2016 года. В передаче «Абсолютный слух». Эфир 19 сентября 2019 г.

Выступает со вступительными словами и публичными лекциями в концертах (Большой, Малый, Рахманиновский залы Московской консерватории, Государственный концертный зал им. П. И. Чайковского, Бетховенский зал Большого театра, зал Дома ученых, зал Союза композиторов, Центральный дом работников искусств, Музея А. С. Пушкина и других).

Ведёт передачи на радио и телевидении. Комментировала в прямом телеэфире концерты «Декабрьских вечеров» в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Консультант скульптора А. Н. Ковальчука в работе над памятником С. С. Прокофьева в Камергерском переулке. 2016 г. Консультант новой экспозиции музея Прокофьева (филиал ВМОМК им. Глинки) к 125-летнему юбилею С. С. Прокофьева. Осень 2016 г.

Педагогическая деятельность

С 1976 г. преподает на кафедре истории русской музыки, с 1993 г. — доцент.

Ведет курс истории русской музыки ХVIII–ХХ вв. у исполнителей, а также спецкурсы для музыковедов: русская музыка ХVIII в. (с 1994 г.); русская музыка начала ХIХ в. (с 2000 г.); И. Ф. Стравинский (с 1998 г.); С. С. Прокофьев (с 2002 г.).

Среди учеников: Б. Гнилов, А. Груцынова, К. Зенкин, Т. Сорокина, О. Филиппова, Э. Вестерхауз (США) и другие.

Научные труды. Издания. Публикации:

«Сергей Сергеевич Прокофьев», монография. М., 1981, 1982. Болгария — 1984. США — 1984. Германия — 1985, 1993.

«Огненный Ангел» С. С. Прокофьева: К истории создания. Москва, 2015.

Статьи и материалы, посвященные различным проблемам русской музыки XX века, творчеству С. Прокофьева, Г. Рождественского, Б. Чайковского, композиторов русского зарубежья (В. Дукельский и другие) — в сборниках трудов Московской консерватории (1975, 1976, 1977, 1986, 1987, 2000, 2001, 2002, 2005, 2007); в сборниках «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» (2000, 2004, 2006, 2013); в журналах «Музыкальная жизнь» (1987, 1990, 1991, 2001, 2003, 2018); «Советская музыка» («Музыкальная академия» — 1990, 1998; 2017, 2019); “Muzyka” (Польша) — 1993; в Энциклопедии «Золотые страницы русской эмиграции» — 1997 и др.

Об опере С. Прокофьева «Маддалена» («Советская музыка» 1990 — №№ 4, 5).

Автор вступительной статьи в первом российском издании клавира оперы «Маддалена» (1993).

Научный консультант первой в СССР постановки оперы на сцене Большого театра Белоруссии (1989).

Савкиной принадлежит ряд статей, составление и научная подготовка к изданию документальных материалов для сборников: «Сергей Прокофьев. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания» (М., 1991) и “Sergei Prokofiew. Beitrage zum Thema. Dokumente-Interpretationen. Programme. Das Werk” (Duisburg, 1990).

Автор статей для журнала «Три апельсина» (Великобритания): “Back in the USSR” (инаугурационный выпуск, 1991), “The significance of Christian Science in Prokofiev`s life and work” (2005, № 10) и других; статей для концертных и театральных буклетов, в том числе: об оперном творчестве С. Прокофьева — буклет прокофьевского фестиваля Лондонского филармонического оркестра. Лондон, 1997; об опере «Игрок» для буклета мировой премьеры оперы «Игрок» С. Прокофьева (первая редакция, художественный руководитель и дирижер Г. Н. Рождественский. Большой театр, 2001).

 Автор аннотаций к пластинкам фирмы «Мелодия», компакт-дискам фирм «Русский компакт-диск», «Vista Vera», «Chandos Records Ltd».

Почему Прокофьев вернулся в СССР?

«Why Prokofiev returned to the USSR?»

Консультант нового издания Дневника С. С. Прокофьева — издательство «Классика-XXI век». 2016 г.

Статьи: 

  • К вопросу об использовании приема обобщения через стиль// Проблемы музыкознания. Сборник научных трудов. Выпуск 1. МГК, 1975. С. 3–26.
  • О вокальном цикле Б. А. Чайковского «Лирика Пушкина».//Проблемы музыкознания. Сборник научных трудов. МГК. М., 1976. Вып. 3. С. 49–67.
  • О некоторых чертах стиля в раннем оперном творчестве С.С.Прокофьева (на примере оперы «Ундина»). // «Вопросы жанрового и стилевого многообразия советской музыки. Научные труды Московской госудаственной консерватории им. П.И.Чайковского. МГК, 1986.
  • Опера С. С. Прокофева «Маддалена». — Рукопись депонирована в НИО Информкультура Государственной библиотеки. № 1488, 6.У. 1987 г. 5 п.л.
  • О главных героях оперы С. С. Прокофьева «Маддалена» // «Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры (Генезис и эволюция жанров. Своеобразие творческой личности)». Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. МГК, 1987.
  • Возвращение шедевра. Об опере С. С. Прокофьева Маддалена» // «Музыкальная жизнь», 1987, № 17. С. 15–16.
  • Три портрета и развязка. Из наблюдений над стилем оперы С. С. Прокофьева «Маддалена». //«Советская музыка» 1990 – № 4 С. 104–111.
      Продолжение: №  5 — с. 108–114.
  • Молодой Прокофьев и Чайковский (наблюдения над стилем оперы «Маддалена». // Вопросы истории, теории и исполнительства. М., Научные труды МГК. 1990.
  • Opera Sergiusza Prokofjewa “Magdalena”. // Muzuka. Kwartalnik poswiecony historii I teorii muzyki. Polska Akademia nauk. Instytut sztuki. 1993, № 1. S. 69–85.
  • С. С. Прокофьев — статья для Музыкального календаря. «Музыка». 1991.
  • Право быть счастливым. Об опере «Обручение в монастыре». // Музыкальная жизнь, 1991, № 9 – 10.
  • Автор вступительной статьи в первом российском издании клавира оперы «Маддалена». «Композитор», 1993.
  • Некоторые материалы о зарубежном периоде жизни С.С.Прокофьева. // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сборник 31. М., 2000.
  • “Back in the USSR” // Three Oranges Journal (London), 2001, № 1.         
    То же по-русски: «Возвращение». // Музыкальная жизнь, 2003, № 3, с. 34-36.
  • Почему Прокофьев вернулся в СССР?
  • Вокруг одного письма. К истории создания оперы «Огненный ангел» С. С. Прокофьева. // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сборник 50. М., 2004. С. 101 – 119.
  • “The significance of Christian Science in Prokofiev`s life and work” // Three Oranges Journal (United Kingdom), 2005, № 10.
  • Some Materials Relating to Prokofiev`s Life Abroad. // Fontes Artis Musicae. Journal of the International Association of Music Libraries, Archives and Documentation Centres (IAML). 53/3. July-September 2006. P. 214 – 219.
  • Христианская наука в жизни С. С. Прокофьева. // Научные чтения памяти А. И. Кандинского: материалы научной конференции. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. МГК, 2007, С. 241–257.
  • Статья о С. С. Прокофьеве в энциклопедии «Русское зарубежье. Золотая книга русской эмиграции». Москва. РОССПЭН. 1997.  С. 518-521.
  • Об Алексее Ивановиче Кандинском // Кандинский А. И. Статьи о русской музыке. Москва, Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010.
  • Из истории неосуществленного замысла. Мальро, Мейерхольд, Эйзенштейн, Прокофьев. // М., Музыковедение. 2011, №№ 2, 3.
  • За горизонтами Дневника С. С. Прокофьева: о Горчакове // Научный вестник Московской консерватории. № 1, 2011. М., Издательство: Московская консерватория.
  • Авторские статьи, составление и научная подготовка к изданию документальных материалов для сборника «Сергей Прокофьев. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания» (М., 1991):        
    • Дневник С. С. Прокофьева с 13 января по 25 марта 1927 г. (совм. с  М. Е. Таракановым. Публикация и научная подготовка к изданию);
    • С. С. Прокофьев — П. Сувчинский. Письма  (совместно с М. Е. Таракановым. Публикация и научная подготовка к изданию);
    • С. С. Прокофьев и секта Христианская наука (Christian Science);
    • Юношеское увлечение (публикация и научная подготовка к изданию);
    • Олег Прокофьев. Мой отец, его музыка и я (публикация и подготовка к изданию);
    • Святослав Прокофьев. О моих родителях. Беседа сына композитора с Наталией Савкиной; 
    • Из воспоминаний Е. А. Таратута (публикация,  литературная запись 1989 г.);
    • Из воспоминаний Н. П. Рождественской и Г. Н. Рождественского (публикация и литературная  запись).
  • Авторские статьи, составление и научная подготовка к изданию документальных материалов для сборника  “Sergei Prokofiew. Beitrage zum Thema. Dokumente-Interpretationen. Programme. Das Werk” (Duisburg, 1990):    
    • Die im Konservatorium entstandenen Operns S.Prokofjews. S. 148 – 153.
    • “Die Verlobung in Kloster”. S. 170 – 174.
    • “Die Geschichte uber einen wahren Menschen”. S. 180–181.
  • Статьи, переведенные на немецкий язык, публикации из сборника «Сергей Прокофьев. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания» (М., 1991):     
    • Prokofiew und die Sekte “Christian Science”. S. 57–58;
    • Eugenija Taratuta. Im Straflager. S. 76–78;
    • Oleg Prokofjew. “Mein Vater, seine Musik und ich”. S. 79–86.
    • “Uber meine Eltern”. Interview von Natalia Savkina mit Swjatoslaw Prokofiew. S. 87–102.
    • Natalja P. Roschdestwenskaja und Gennadi Roschdestwenski. Begegnungen mit Prokofiew. S. 109 –110.
  • Из Дневника. Публикация фрагмента Дневника С.С.Прокофьева 1927 года. // Музыкальная жизнь. 1991, №№ 9 – 10. С. 4–6.
  • Мой отец. Страницы жизни. Фрагмент беседы со Святославом Сергеевичем Прокофьевым. // Музыкальная жизнь. 1991, № 2. С. 19–21.
  • О Владимире Александровиче Дукельском. // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского. Научные труды МГК. 2002. С. 145–153.
  •  Предисловие к «Автобиографии» С. С. Прокофьева. «Классика — ХХ1 век». 2007.
  •  Статьи в издание:  Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. МГК, 2007: С. С. Прокофьев. Г. Н. Рождественский
  • Редактирование сборника научных трудов Московской консерватории «Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке». МГК, 1980.  
  • Редактирование сборника научных трудов Московской консерватории «Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры». МГК, 1987.
  • Прикосновение Февронии // Музыкальная академия, 1998, № 3-4. С. 232–235. (Памяти Наталии Петровны Рождественской).
  • Remembering Juri Nikolaevich Kholopov  // Three Oranges Journal. 2003. № 5. P. 13.
  • О нашем Алексее Ивановиче // Алексей Иванович Кандинский. Воспоминания. Статьи. Материалы. МГК, 2005. С. 9–20.
  • Об Ангеле Первом, о Борисе Николаевиче Демчинском, о переписке с ним Сергея Сергеевича Прокофьева и о сотрудничестве, которое однажды не состоялось // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Выпуск 6. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева. Сборник 76. М., 2013. С. 3–33.
  • С. С. Прокофьев. Письма Б. Н. Демчинскому Публикация и комментарии Н. П. Савкиной. // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Выпуск 6. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева. Сборник 76. М., 2013. С. 34–77.
  • Introduction and Annotation of the Source Archival Document // Three Oranges Journal. London 21. May 2011. Pages 9–12.
  • Every Happy Family // Three Oranges Journal. London 21. May 2013. Pages 3–19.
    Статья размещена также на сайте http://sprkfv.net  
  • Каждая счастливая семья…» // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 2. С. 5–49. Статья размещена также на сайте Научного вестника Московской консерватории http://nv.mosconsv.ru/
  • Танатос у С. С. Прокофьева // Вестник истории, литературы, искусства. Том IX / Отделение ист-фил. Наук РАН. – М.: Собрание; Наука, 2014. С. 349–364.
  • Каждая счастливая семья (расширенная версия статьи) //  С.С.Прокофьев: к 125-летию: письма, документы, статьи, воспоминания. М., 2017. МГК. С. 53–91.
  • «Шахматы» — эскиз несостоявшегося сочинения С. С. Прокофьева// «Музыка и диктат». Национальная музыкальная академия «Профессор Панчо Владигеров». София 2016. С. 125–132.
  • «Надо оркестровать для нормального оркестра» или Сколько балетов сочинил С.С.Прокофьев? // Музыкальная академия. 2017. № 2. С. 52–64.
  • Прописан по адресу//Музыкальная жизнь. 2018 № 4.
  • Горизонты «Ромео». Рецензия на книгу С. А. Петуховой «Балет Сергея Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Исследование». 2019. № 3.
  • «Если я пойду и долиною смертной тени…”: Введение в прокофьевскую танатологию». В сб. «Переосмысление Прокофьева». Ред. Р. МакЭлистер, Кр. Гийомье.  Издательство Оксфордского университета. 2020.
  • С. С. Прокофьев. Несколько страниц о театре // Музыка. Искусство, наука, практика / 2020. № 4 (32).
  • О поэзии гастрольной жизни. Сергей Прокофьев и Гжегож Фительберг // Временник Зубовского института. 2020.  № 4 (31)
  • Ещё о Горчакове, секретаре Прокофьева // Opera musicologica. 2021. № 13 / 2
  • Сергей Прокофьев. Родственники // Музыкальная академия. 2021. № 2 (774)
  • Несколько историй из переписки Сергея Прокофьева // Музыкальная академия. 2021. № 4 (776)
  • В борьбе с «удушливой романтикой старой оперы»: Сергей Прокофьев и Владимир Дранишников в 1920 — начале 1930-х гг.// Вестник музыкальной науки. 2021. № 4 (30).
  • «Виза получена и спальное место задержано». Сергей Прокофьев и Николай Малько в поисках абсолюта // Научный вестник Московской консерватории. 2022. Том 13. № 4.
  • Прокофьев. Балетное // Проблемы музыкальной науки. 2022. № 4 (49).
  • Родом из Петербургской консерватории // Проблемы музыкальной науки (Music Scholarship). 2022. № 1 (46).
  • С. С. Прокофьев. Последний дневник; Сергей Прокофьев. Конспект для дневника или краткий дневник. Публикация и комментарии Н. П. Савкиной // Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы. Москва: НИЦ «Московская консерватория», 2022.
  • «Будем как солнце!».  К 130-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. Онлайн презентация. В 2-х частях. По материалам книги Н. Савкиной «Сергей Сергеевич Прокофьев». М.: «Музыка», 1981. Подг. А. Александрова.
  • Notes on the musical parody in Prokofiev`s “Three Oranges”  In Three Loves for Three Oranges: Gozzi, Meyerhold, Prokofiev (2021: Dassia N. Posner, Kevin Bartig, Maria De Simone; 2022:. Indiana University Press. Pp. 357-366. Книга награждена: Honorable Mention, ATHE Excellence in Editing Award (2022); Finalist, TaPRA Edited Collection Award (2022).

Среди выступлений на конференциях: 

  • «Прием эстетического возвышения через стиль как средство музыкальной драматургии» — Доклад опубл. в сборнике «Тезисы 3-й Всесоюзной научно-теоретической конференции аспирантов ВУЗов и НИИ культуры и искусства», Кишинев, 1976.
  • «Некоторые черты использования приема обобщение через стиль в произведениях советских композиторов 60 – первой половины 70-х гг.» — Доклад опубл. в сборнике «Материалы 4-й Всесоюзной научно-теоретической конференции аспирантов ВУЗов и НИИ министерства культуры СССР», Тбилиси, 1978.
  • «13-й опус» — доклад на «Прокофьевских чтениях». 5–9 декабря 1989 г. Минск.
  • “Neue Wege bei der Erforschung der Biographie Prokofiews. Tagebuch, 13 Januar — 25. Marz 1927. («Новые материалы к биографии С. С. Прокофьева. Дневник, 13 января – 25 марта 1927»). Доклад на международном симпозиуме к 100-летию С. С. Прокофьева. Университет Кельна. 28 февраля 1991.
  • «Становление оперного театра С. С. Прокофьева». Пенза, 1991. Доклад в рамках фестиваля, посвященного столетнему юбилею С. С.  Прокофьева.
  • «Сергей Прокофьев и русская идея» — доклад в Государственной Думе РФ. 5 марта 1997 г.
  • «Личность С. С. Прокофьева в свете неизвестных архивных материалов». Выступление на конференции 11 декабря 1997 г. Музей музыкальной культуры им. Глинки.
  • «Некоторые материалы о зарубежном периоде жизни С. С. Прокофьева». Доклад на международной конференции. МГК, 1999.
  • Некоторые материалы к изучению творческой деятельности русских музыкантов за рубежом (Н. Н. и Ал. Н. Черепнины). Доклад на международной конференции «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы». МГК. 19 апреля 2000.
  • “Prokofiev and the Christian Science”. Доклад на конференции в рамках фестиваля “Prokofiev and 20-th century culture”. Royal Nothern College of Music, Manchester. 8 Февраля 2003.
  • «О религии Прокофьева». Доклад на Келдышевских чтениях памяти С. С. Прокофьева. 17 апреля 2003 г.
  • Прокофьев и Христианская наука. Доклад в рамках конференции кафедры истории русской музыки «Кандинские чтения». МГК. 2006.
  • Некоторые аспекты отражения Христианской науки в творчестве С. С. Прокофьева. Весна 2006. МГК. Выступление на конференции в честь М. А. Сапонова.
  • «"Шахматы"— эскиз несостоявшегося произведения». Доклад на симпозиуме, посвященном 125-летию С. С. Прокофьева. Университет Луизианы (США) 25 февраля 2016 г.; Музыкальная академия Софии 5 апреля 2016 г. 
  • Год Прокофьева. Итоговые впечатления/ Выступление на открытом заседании кафедры истории русской музыки, посвященном 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения.
  • Участие в международном симпозиуме к «Прокофьев-XXI век» (V Санкт-Петербургский международный культурный форум. СПб, 1–3 декабря 2017). Член оргкомитета симпозиума. Доклад на тему  "Между совершенно живыми людьми и символическими фигурами. Поиски сюжета в 20-е годы».
  • О последнем дневнике Прокофьева. Доклад на международной конференции  «Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы». К 80-летию кафедры истории русской музыки МГК. 9 ноября 2017 года
  • «О собрании прокофьевских писем в Serge Prokofiev Archive». Доклад в Университете Columbia, Нью-Йорк, 13 апреля 2018 г
  • Между совершенно живыми людьми и символическими фигурами. В поисках сюжета в 1920-е – первой половине 1930-х годов. Выступление на круглом столе кафедры истории русской музыки, посвященном 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева. 15 декабря 2021 года.
  • «Прокофьев. Последний дневник». Выступление на конференции в  г. Metz (Universite de Lorraine, France). 26 апреля  2021 г. (онлайн).
  • Участие в круглом столе, посвященном юбилею Прокофьева, организованном Архивом Сергея Прокофьева в университете Columbia (Нью-Йорк),  23 апреля 2021 года.  Онлайн.
  • Выступление на онлайн-презентации книги «Three Loves for Three Oranges: Gozzi, Meyerhold, Prokofiev». Северо-Западный университет (США).
  • Интервью звукозаписывающей фирме «Three Oranges» (США) для DVD о фортепианной музыке и военных сонатах Прокофьева. 15 июля 2022 г. (интервьюер – Барбара Ниссман). Онлайн.  Проектируемое время выпуска диска – 2023 год.
     

Аннотации к грамзаписям и статьи для концертных и театральных программ и буклетов, в том числе: 

  • «Тема и восемь вариаций» Б. А. Чайковского — аннотация к грамзаписи. «Мелодия». 1981.

       То же — опубл. в сборнике «Борис Александрович Чайковский. 1925–1996. Материалы к творческой биографии».  Москва. Русское музыкальное товарищество «Купина». 1997. 

  • Виолончельные сонаты Бетховена и Брамса. Исполняет Игорь Гаврыш. Аннотация для издания компакт-диска. «Русский компакт-диск».
  • Прокофьев, Шостакович, Шапорин. Сочинения для виолончели исп. Л. Евграфов — аннотация для издания компакт-диска. «Русский компакт-диск». 
  • Фортепианные сонаты Моцарта. Исп. В. Селивохин — аннотация для компакт-диска. «Русский компакт-диск».
  • Фортепианные сочинения Шумана. Исп. В. Селивохин — аннотация для компакт-диска. «Русский компакт-диск».
  • Сочинения В. А. Дукельского – аннотация для издания компакт-диска инструментальных сочинений Дукельского. Исп. оркестр и хор Гааги. Дирижер — Г. Н. Рождественский. Chandos Records ltd., 2001.
  • Итальянские ансамбли М. И. Глинки — аннотация для компакт-диска. «Vista Vera».
  • Камерные сочинения Д. Д. Шостаковича. Исторические концерты Московской консерватории. Аннотация к концерту 21 сентября 1981 года. Исполнители — Московское трио.
  • Профессора и воспитанники Московской консерватории. Исторические концерты Московской консерватории. Г. Галынин, А. Бабаджанян, А. Чайковский, В. Шебалин. Концерт 5 ноября 1982 года. Исполнители — Московское трио.
  • Б. А. Чайковский. Симфония № 3 «Севастопольская». Аннотация к концерту фестиваля «Московская осень». 1981.
  • Об опере «Маддалена» — аннотация для фестиваля «Московская осень». Ноябрь 1989.
  • О «Маддалене» — статья для буклета первой в СССР постановки оперы. Театр оперы и балета Минска, 1989.
  • Об оперном творчестве С. Прокофьева — буклет прокофьевского фестиваля Лондонского филармонического оркестра. Лондон, 1997 (на англ. яз);
  • Об опере «Игрок» — буклет мировой премьеры оперы «Игрок» С. С. Прокофьева. Первая редакция, художественный руководитель и дирижер Г. Н. Рождественский. Большой театр, 2001.
  • О С. С. Прокофьеве. Буклет фестиваля Московской консерватории. Март 2004 года.

Рецензии  и газетные статьи, в том числе: 

  • Кто поставит «Маддалену»? // «Правда», 5 марта 1988.
  • Нечистая сила в Большом театре. (О спектакле «Любовь к трем апельсинам») //  «Известия», № 216 (25069), 14 ноября 1997 г. С. 6.
  • Беседа с Олегом Прокофьевым // Известия, февраль 1998. 
  • Password: Рождественский // Литературная газета. 2001. 18–24 июля
  • То же: В поисках Прециозы // Музыкальная жизнь. 2001. № 10.

Статьи в Интернете (для сайта sprkfv.net): 

Просветительская деятельность:

В 1979–1986 годах принимала участие в разработке концепции, составлении программ и проведении занятий Университета музыкальной культуры для молодежи в ЦДРИ. Выступала со вступительными словами и комментариями в концертах оркестра МГК. 

Публичные лекции и вступительные слова в концертах и перед спектаклями:

БЗК, МЗК, Зал им. Чайковского, Бетховенский зал Большого театра (цикл лекций, весна 2000 г.), Зал Московского Дома ученых, Центральный Дом работников искусства, учебные заведения и предприятия Москвы и Подмосковья. Зал филармонии Иваново, Большой театр оперы и балета Минска, филармония Тамбова, Ивановка (Рахманиновский фестиваль 1983 г.). Концертные поездки в Северный Казахстан (лето 1971 г.), Молдавию и Украину (лето 1976 года). В 1980-е годы — цикл лекций в Сельско-хозяйственной Академии им. Тимирязева. Регулярные поездки в г. Иваново с оркестром МГК. А также:

  • Музыкально-литературная композиция «Евгений Онегин» (совместно с солистами ГАБТ). Февраль 1985 г.
  • Научный консультант первой в СССР постановки оперы «Маддалена» на сцене театра оперы и балета Белоруссии (1989). Выступления со вступительным словом перед спектаклем «Маддалены» на сцене театра оперы и балета г. Минска: 30 сентября и 7 декабря 1989 г.
  • Вступительное слово в концерте, посвященном юбилею С.В.Рахманинова. Зал им. Чайковского. 1 апреля 1993. Телевизионная версия — 16 мая 1993 г.  
  • Комментирование цикла концертов «Голоса и инструменты». ГАБТ России, Бетховенский зал. Сезон 1999–2000.
  • Открытие фестиваля в честь юбилейного года Прокофьева. Большой зал консерватории. 7 декабря 2003.

Радио: 

  • Проведение вечера Клуба любителей классической музыки. Всесоюзное радио. Апрель 1982 г. (2 версия передачи — апрель 1983).
  • Вступительное слово перед радиопремьерой оперы «Маддалена». Всесоюзое радио. Весна 1987 года. 

Телевидение: 

  • Балет С.С.Прокофьева «Золушка». Сценарий телепередачи. Эфир — 26 декабря 1981 г.
  • Простодушный человек с серыми глазами. Сценарий телевизионного фильма. ЦТ, 1991 год.
  • Геннадий Рождественский. Сценарий. Телеканал Культура. 2001.
  • Об опере «Маддалена». К первой отечественной постановке. Интервью. Телевидение Белоруссии. 1991.
  • Участие в передаче из цикла «Музыка в эфире» (совместно со Святославом Прокофьевым). Российское телевидение. 1991.
  • Комментарии в прямом телеэфире программ фестиваля «Декабрьские вечера». 1991 г. В. Афанасьев. И. Стерн.
  • Участие в передаче, посвященной Х.В.Глюку («Приглашение к музыке», ОРТ, февраль 1997 г.).
  • Участие в фильме «Verschlossene Heimat» — совместная продукция  телевидения Германии и Франции. 1997. 
  • Беседа с Олегом Прокофьевым (съемка ТВ. Музей музыкальной культуры им. Глинки, январь 1998).
  • Участие в сюжетах телеканала Культура.
  • Участие в презентации Дневников С. С. Прокофьева — издательство Юргенсона, апрель 2003 г. Телерепортаж.
  • Выступление в рамках акции «Поддержим музей С. С. Прокофьева» 18 апреля 2009 г. 
  • Участие в программе «Наблюдатель». Телеканал Культура. К юбилею Прокофьева и Пасхальному фестивалю (с Ларисой Гергиевой, Андреем Максимовым, эфир 4 мая 2016 года).
  • Участие в документальном фильме «Прокофьев наш» (1 канал, 2016 г.).
  • Участие в передаче «Абсолютный слух» («Культура»). Эфир 19 сентября 2019 г.

Рукописи: 

  • Обобщение через стиль в творчестве отечественных композиторов 1960–1970 гг.
  • Становление оперного творчества С. С. Прокофьева. Оперы «Ундина» и «Маддалена». М., 1987. Кандидатская диссертация.
  • «Любовь к трем апельсинам», опера Сергея Прокофьева

Публикации об этом педагоге

  • Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. МГК, 2007. С. 474–475.
  • Работы Н. Савкиной вызвали интерес Е. Ф. Светланова (Светланов Е. Музыка сегодня. М., 1985, с. 134) и Г. Н. Рождественского (Рождественский Г. Письмо министру // Известия. 2001. 19 июня).
  • Петухова С. Об ангелах и людях, везении и путях взросления  // Музыкальная академия. 2015, № 4.  С. 137–140.

Контактный e-mail: nsavkina@mail.ru


Профессор

Доктор искусствоведения
Профессор