Степанова
Ирина Владимировна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Степанова<br /> Ирина Владимировна

Родилась в Берлине (Германия). В 1971 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1976 году — теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Ученица Е. М. Левашёва.

В 1980 году окончила аспирантуру при консерватории, где занималась под руководством М. Д. Сабининой. В 1984 году защитила кандидатскую диссертацию: «Свободные формы в песнях и романсах Мусоргского» (Московская консерватория).

Профессор.
Доктор искусствоведения.сс.: «Слово и музыка. Диалектика семантических связей» (М.: 1999).
Член Союза композиторов РФ.
Член диссертационного совета Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.Награждена медалью «В память 850-летия Москвы».


Педагогическая деятельность:

С 1981 г. преподавала на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, с 1984 по 1996 г. – на кафедре советской музыки и музыкальной критики (истории современной отечественной музыкальной культуры) (заведующий – М. Е. Тараканов).

В настоящее время работает на кафедре истории русской музыки. Ведет курс современной отечественной музыки, спецкурс «Слово и музыка» (с 1998 г.), спецкурс по истории русской музыки (А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, с 2000 г.), спецкурс «Д. Д. Шостакович» (с 2002 г.).

Научный руководитель ряда дипломных и диссертационных работ, в том числе кандидатских диссертаций Е. Клочковой «Библейские симфонии Алемдара Караманова» (2005) и О. Георгиевской «Полифония Рахманинова как звуковой феномен» (2005).

Научные труды. Издания. Публикации

Автор статей о М. П. Мусоргском, С. С. Прокофьеве (в том числе на немецком языке), современных русских композиторах; а также методических трудов.

    Основные публикации:

  • К теории музыкального языка Мусоргского // Советская музыка. 1982. № 3
  • Эпос и драма // Советская музыка. 1983. № 8
  • Философско–эстетические и психологические предпосылки музыкального мышления Мусоргского // Проблемы стилевого обновления в русской классической и советской музыке / Сборник научных трудов Московской консерватории М.: 1983
  • Мусоргский и ХХ век // Советский музыкант. 1984. № 6, 22
  • Авангард без авангарда (Творческий портрет Т. Сергеевой) // Советская музыка. 1988. № 11
  • Мусоргский и Достоевский // М. П. Мусоргский и музыка XX века. М., 1990
  • Испытание успехом (Творческий портрет А. Головина) // Советская музыка. 1990. № 11
  • Грядет ли седьмая печать? // Из прошлого и настоящего современной отечественной музыки. М., 1991
  • Коллонтай М. Творчество — путь познания или ярмо? // Музыкальная академия. 1995. № 1
  • Полемические заметки о современной русской духовной музыке // Отечественная музыкальная культура XX века. М., 1993
  • Кантатно–ораториальная и хоровая музыка. Главы для 3-х томов Истории современной отечественной музыки. М., 1995–2001.
    Вып. 3, М., 2001
  • Слово и музыка: Диалектика семантических связей. М., 1999
  • Не совсем «Эпическая поэма» о Германе Галынине // Музыкальная академия. 2003. № 4
  • Борис Блох: «Русская музыка — неотъемлемая часть моей души» // Фортепиано. 2003. № 2
  • К 100-летию Шостаковича. Монография. М., 2006
  • Бородин А. Глава для Истории русской музыки. Учебник. М.,  2007
  • Советская музыка // Музыкально-энциклопедический словарь
  • Гоголевский черт в обличье Черномора // Д. Д. Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора. М., 2007
  • К 100-летию Шостаковича. Вступая в век второй: споры продолжаются... М., 2007
  • Р. Р. Давидян. Квартеты Шостаковича. Исполнительский анализ. Вступительная статья, редакция и комментарии. М., 2013. «Фортуна ЭЛ». – 112 стр.
  • «Символика бала» // Музыкальная академия. 2018, № 2 (762). С. 219–228.
  • Монография «Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн». М., 2019. И. В. Степанова. – 416 с. 
  • «Эстетика Даргомыжского» // Музыкальная академия. 2020, № 4 (772). С. 82–117
  • «Австро–немецкие традиции в творческом наследии А. С. Даргомыжского» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания». 2022, № 4 (18).
  • «Князь Игорь» Бородина как православная концепция // Музыкальная академия. 2023, № 2.

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения