Двадцатый век. Музыка войны и мира
  • Рецензент: Р.А. Насонов, кандидат искусствоведения, доцент; Г.А. Моисеев, кандидат искусствоведения, ст. науч. сотрудник
  • Издательство: Прогресс-Традиция, 2016
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 616
  • ISBN: 978-5-89826-462-8

Редакторы-составители: Е.С. Власова, доктор искусствоведения, профессор; К.В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор; М.А. Карачевская, кандидат искусствоведения

Сборник составлен по материалам Международной научной конференции «ХХ век. Музыка войны и мира», прошедшей в Московской консерватории 21–25 апреля 2015 года. Статьи затрагивают широкий спектр философских, социальных, исторических, культурно-политических, музыкально-теоретических проблем, так или иначе связанных с темой войны. Это исследования о войне и мире, о нравственных и этических вопросах, экскурсы в музыкально-общественную жизнь 1941–1945 годов в СССР и за рубежом, непосредственное отражение мировых и локальных войн в различных направлениях искусства и музыкальных жанрах, в национальных школах, в творчестве отдельных композиторов. Ряд статей основан на архивных документах, впервые вводимых в научный оборот.

Сборник адресован музыковедам, историкам и всем интересующимся проблемами отечественной и зарубежной музыки XX–XXI веков.  

От составителей 13

Музыка и война

К.В. ЗЕНКИН Музыкальная интонация в эпоху глобальных катастроф 21

А. ВЕРМАЙЕР Преодоление последствий войны в области культуры: конструкция и идеология немецкой музыки на Востоке 37

Е.С. ВЛАСОВА Влияние западного музыкального сообщества на официальный статус советских композиторов во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы 46

А.М. ЦУКЕР Антивоенная тема в русском роке 63

Музыкальная жизнь СССР во время Великой Отечественной войны

С.С. ГОЛУБЕНКО Московская консерватория в первые годы Великой Отечественной войны 87

Е.С. ЗИНЬКЕВИЧ Консерватория в оккупированном Киеве (19.09.1941–06.11.1943) 109

П.Е. ВАЙДМАН «Главное дело жизни» Маргариты Риттих – директора Дома-музея П.И. Чайковского в Клину в годы Великой Отечественной войны 125

А.Г. АЙНБИНДЕР Научные сессии Дома-музея П.И. Чайковского в годы Великой Отечественной войны (1943–1944) 139

М.Д. ЧЕРТОК Музыка Парада Победы 150

М.А. КАРАЧЕВСКАЯ Работа Дмитрия Шостаковича над Гимном СССР 157

М.Г. ДОЛГУШИНА Из истории музыкальной жизни Вологды в годы Великой Отечественной войны 178

М.А. БЕЛОКРЫС Музыкальный Омск в годы Великой Отечественной войны: потери и обретения 187

Тема войны в музыкальных произведениях военного времени

И.В. СТЕПАНОВА Военная музыка и «музыка» войны в жизни и творчестве Александра Куприна 205

М.Н. ЩЕРБАКОВА Владимир Дешевов и его музыка к фильму Фридриха Эрмлера «Обломок империи» (1929) 216

П. ЗУК Семантика горя в финале Шестой симфонии Николая Мясковского 231

Е.Б. ДОЛИНСКАЯ Композитор на войне и о войне. Николай Мясковский 239

Е.В. КРИВЦОВА Сергей Прокофьев: «Я очень хотел бы, чтобы эти песни пелись...» (Семь массовых песен для голоса с фортепиано, ор. 89, 1941–1942) 250

Н.А. БАБАТАШ Военные песни Сергея Прокофьева 264

Е.М. ШАБШАЕВИЧ Прокофьевский миф о великом полководце 280

И.С. ВОРОБЬЁВ Советская кантата и оратория в годы войны: мифология сюжетов 298

Я.В. ГЛУШАКОВ Песни военных лет: жизнь и память 309

Г.Т. АЛЬПЕИСОВА Война в художественных текстах: песни-письма с фронта казахского народа 315

Е.Д. КРИВИЦКАЯ Клод Дебюсси в годы Первой мировой войны: композитор и гражданин 326

В.В. ЖАЛНИН Первая мировая война в судьбах Дариуса Мийо и Лео Латиля 342

П. БЕККЕР Павшее поколение: сравнение музыкальной жизни и композиторского творчества в Великобритании периода Первой мировой войны и в России периода Второй мировой войны 348

Г. ШРЁДЕР О том, что следовало осуществить музыке: австрийско-немецкий композитор Иоганн Непомук Давид 361

Послевоенный след в музыке

А.А. БАЕВА Военная тема в операх отечественных композиторов второй половины ХХ столетия 373

Е.С. МИРОНЕНКО Трансформация образов агрессии в симфоническом творчестве начала XXI века 387

Г.В. ГРИГОРЬЕВА Война и мир в творчестве Николая Сидельникова 406

Т.Ю. МАСЛОВСКАЯ Отзвуки гражданской войны в хоровом творчестве Георгия Свиридова 413

О.В. СИНЕЛЬНИКОВА Образы Апокалипсиса в «Dies irae» Родиона Щедрина 421

Н.Н. СУРНИНА Терпсихора в солдатской шинели 442

Е.Е. ПОТЯРКИНА Тема Великой Отечественной войны в современной хореографии. Балет «Письма с фронта» на музыку Валерия Гаврилина 460

С.А. УВАРОВ Музыкально-кинематографические образы войны в творчестве Александра Сокурова 469

Е.П. ОСИПОВА Временная дистанция как фактор жанровой избирательности в сочинениях композиторов Туркменистана, посвященных событиям Второй мировой войны 482

Г.Т. АКПАРОВА Тема войны в музыкальной культуре Казахстана 487

Е.Р. СКУРКО Военная тема и ее отражение в Шестой симфонии Рафаила Касимова 498

А.М. ЛЕСОВИЧЕНКО Антифранцузский порыв офранцуженного вьетнамца. Война в жизни и творчестве Нгуена Лантуата (1935–2014) 508

Н.В. ЛОЗОВСКАЯ Кантата «Уцелевший из Варшавы» и псалом «De profundis» Арнольда Шёнберга: осмысление судьбы еврейского народа, пережившего фашистское гетто 516

Е.В. ФЕРАПОНТОВА Яннис Ксенакис. Музыка сопротивления 525

Р. ДАЛЬМОНТЕ «Четыре письма» Бруно Мадерны как проявление его общественной позиции 537

Ф. ХАЙДЛЬБЕРГЕР Электронная оратория Эрнста Кшенека «Spiritus Intelligentiae» (1955/1956) и рассуждения о сериализме после Второй мировой войны 545

ЧОН ВАЙ ЛИН Финал «Et exspecto resurrectionem mortuorum» («Чаю воскресения мертвых») Оливье Мессиана: по ком звонит колокол? 561

К.А. ЖАБИНСКИЙ Метаморфозы «вооруженного человека»: месса «The Armed Man» Карла Дженкинса в историко-культурном контексте XX–XXI веков 579

Именной указатель 590

Сведения об авторах 610

В сборнике представлены избранные материалы международной научной конференции «Двадцатый век. Музыка войны и мира», прошедшей в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского с 21 по 25 апреля 2015 года и посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конечно, это не единственная и не первая публикация Московской консерватории, связанная с темой войны и Победы. Вспомним, например, ряд статей в сборнике «Наследие» (выпуск 1, 2009), а также недавно вышедшую в свет первую редакцию партитуры «Братского поминовения» А.Д. Кастальского для хора и органа (2014), изданную и исполненную к столетию Первой мировой войны, о чем в рамках юбилейной конференции сделали сообщение доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории Л.Б. Шишханова и декан дирижерского факультета Московской консерватории, профессор А.М. Рудневский.

Предложенная организаторами конференции тема – «Двадцатый век. Музыка войны и мира» – оказалась актуальной не только для представителей государств бывшего СССР (Украины, Молдовы, Казахстана, Туркмении) и его союзников (Великобритании, США, Франции, Китая), но также и для ученых Германии, Турции, Италии. В конференции приняли участие ученые, аспиранты и студенты из 11 стран мира.

Тематика конференции определила ориентацию исследователей в первую очередь на многоаспектное изучение музыкальной культуры Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и одновременно позволила охватить более широкий круг историко-культурных явлений. В их числе обе мировые войны XX века, красноречиво продемонстрировавшие кризис европейского гуманизма; все, что связано с нравственной проблематикой Новейшей эпохи, ознаменованной угрозой всеобщего уничтожения и нарастающей активизацией терроризма; наконец, целый ряд аспектов художественной деятельности, так или иначе затронутых «дыханием войны».

Отклики музыкального искусства на атмосферу войны, рассмотренные в широком социальном контексте, составили тему первого раздела сборника – «Музыка и война». Проблема музыкальной интонации в эпоху глобальных социальных катастроф (именно так целесообразно именовать XX век, принципиально и резко отличающийся от всех предыдущих) поставлена в открывающей сборник статье К.В. Зенкина. Один из аспектов этой статьи конкретизирован А.М. Цукером («Антивоенная тема в русском роке») применительно к наиболее антиакадемическому музыкальному направлению, имевшему особенно сложную судьбу в Советском Союзе.

А. Вермайер в статье «Преодоление последствий войны в области культуры: конструкция и идеология немецкой музыки на Востоке» задает вопрос, уместно ли сегодня рассматривать культуру с национальной точки зрения? Вопрос действительно правомерен, однако, добавим от себя, для музыкальной науки национальная специфика, составляющая существенный аспект художественного смысла и художественного стиля, вряд ли когда-либо потеряет интерес. Важно только правильно осознать иерархию явлений: подчиненность национального сверхнациональному – тому, что объединяет различные культуры, а не изолирует их друг от друга.

В статье Е.С. Власовой анализируются существенные аспекты музыкальной жизни Советского Союза военного и послевоенного времени, связанные с необходимостью формировать определенный образ советского искусства в глазах мировой общественности.

Второй блок статей – «Музыкальная жизнь СССР во время Великой Отечественной войны» – решает задачу, постоянно сохраняющую актуальность: сообщить и осмыслить новые факты, ввести в научный и историко-культурный обиход незаслуженно забытые лица, уточнить целый ряд существенных музыкально-исторических деталей. Таковы статьи о жизни Московской и Киевской консерваторий в годы Великой Отечественной войны (авторы – С.С. Голубенко и Е.С. Зинькевич соответственно), о работе Дома-музея П.И. Чайковского в Клину (статьи П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер), о музыкальной жизни российских городов – Вологды (М.Г. Долгушина) и Омска (М.А. Белокрыс). Перечисленные статьи красноречиво демонстрируют, что для советского народа сохранение и развитие культуры даже в условиях войны имело первостепенное, поистине оборонное – в самом широком смысле этого слова – значение.

Контрапунктом к музыке войны и обороны создавалась музыка мира: музыке знаменитого Парада Победы посвящена статья М.Д. Чертока. Статья М.А. Карачевской «Работа Дмитрия Шостаковича над Гимном СССР» раскрывает интереснейшие исторические детали выбора Гимна страны, происходившего в самый разгар Великой Отечественной войны.

Проблематика третьего раздела – «Тема войны в музыкальных произведениях военного времени» – в целом продолжает линию исследований множества советских музыковедов. Так, в формулировке темы всей конференции невольно отразилось заглавие известной книги Б.М. Ярустовского «Симфонии войны и мира». Поэтому наиболее яркие и значительные явления, как, например, досконально и многократно изученные симфонии Шостаковича, не получили специального отражения в докладах конференции; в то же время Седьмая симфония Шостаковича («Ленинградская»), в которой воплощены самые художественно убедительные символы агрессии и сопротивления, проходит «красной нитью» через весь сборник.

Все же и в рамках этой, весьма традиционной тематической рубрики появилось множество новых ценных материалов. Симфонизм великого русского классика Н.Я. Мясковского в настоящий момент еще далеко не освоен исполнителями и исследователями. Особый интерес в контексте темы конференции представили его симфонии, связанные с революционной катастрофой в России (Шестая) и мировыми войнами – Первой (Четвертая) и Второй, для Советского Союза ставшей Великой Отечественной войной (Двадцать вторая). Предлагаем вниманию читателя взгляд британского исследователя П. Зука на Шестую симфонию Мясковского и отечественного музыковеда Е.Б. Долинской на Четвертую и Двадцать вторую. В поле деятельности обоих ученых уже многие годы входит изучение творчества крупнейшего русского композитора.

Сочиненные в самые тяжелые годы войны (1941–1942) «Массовые песни» Прокофьева ор. 89 стали предметом сразу двух статей: Е.В. Кривцовой и Н.А. Бабаташ. Авторы пытаются разрешить парадокс: хор «Вставайте, люди русские» из «Александра Невского», подобно песне А.Н. Александрова «Священная война», каждый день передавался по радио, вдохновляя советский народ на борьбу с захватчиками, но обращение к жанру массовой песни не принесло крупнейшему новатору XX века всенародной популярности. При этом получившийся результат оказался не менее интересным с точки зрения решения Прокофьевым проблем жанра и стиля (в том числе с позиций провозглашенного им самим принципа «новой простоты»).

Прокофьевскую тему продолжает во многом дискуссионная статья Е.М. Шабшаевич об образе Кутузова в опере «Война и мир» – среди явлений, оказавших влияние на композитора, исследователь называет не только знаменитую концепцию романа Л.Н. Толстого, но также практику создания идеологических мифов сталинской эпохи. Тема идеологического мифотворчества раскрывается и И.С. Воробьёвым – на материале когда-то значимых, а ныне почти забытых произведений крупнейших советских композиторов (в том числе Мясковского). Статья Я.В. Глушакова освещает песни военных лет с позиций сегодняшнего дня. Уникальными музыкальными и историческими документами насыщена статья Г.Т. Альпеисовой «Война в художественных текстах: песни-письма с фронта казахского народа». О происходящем в музыкальной культуре по другую сторону линии фронта рассказывает статья немецкой исследовательницы Г. Шрёдер. На примере жизни и творчества И.Н. Давида ставятся непростые, дискуссионные вопросы связи композиторской деятельности с нравственными и политическими факторами в условиях фашистской диктатуры. Начинающий немецкий музыковед П. Беккер попытался сопоставить ситуации в музыкальной культуре Великобритании во время Первой мировой войны и в Советском Союзе – во время Второй.

«Военное время» представлено в сборнике не только Великой Отечественной войной. Заметно выделяется, как темой, так и оригинальным подходом, статья И.В. Степановой, открывающая данный раздел, о музыкальных и звуковых впечатлениях в прозе А.И. Куприна, связанных с военной жизнью.

Теме Первой мировой войны в жизни и творчестве К. Дебюсси посвящена статья Е.Д. Кривицкой, в творчестве Д. Мийо – статья В.В. Жалнина. Представитель русского авангарда 1920-х годов В. Дешевов, творчество которого развивалось в контексте военных и революционных потрясений, стал героем статьи М.Н. Щербаковой.

Четвертый раздел – «Послевоенный след в музыке» – естественно продолжает предыдущий, так же как и сама военная тема непрерывно продолжается в отечественной культуре. В орбиту рассмотрения включены произведения композиторов и Запада, и Советского Союза – и далее на Восток, вплоть до Вьетнама. В их числе: А. Шёнберг (статья Н.В. Лозовской), Э. Кшенек (статья Ф. Хайдльбергера из Соединенных Штатов Америки), О. Мессиан (статья китайской исследовательницы из Гонконга Чон Вай Лин), Б. Мадерна (статья итальянского музыковеда Р. Дальмонте), Я. Ксенакис (статья Е.В. Ферапонтовой), К. Дженкинс (статья К.А. Жабинского), Н. Сидельников (статья Г.В. Григорьевой), Г. Свиридов (статья Т.Ю. Масловской), Р. Щедрин (статья О.В. Синельниковой), башкирский композитор Р. Касимов (статья Е.Р. Скурко), молдавские композиторы XXI века (статья Е.С. Мироненко), композиторы Туркменистана (статья Е.П. Осиповой), Казахстана (статья Г.Т. Акпаровой), вьетнамский композитор, многие годы работавший в Новосибирске, Нгуен Лантуат (статья А.М. Лесовиченко). Таким образом, охвачен широчайший спектр эстетических направлений, стилей и композиторских техник XX века, очень по-разному отреагировавших на вызовы времени.

Не менее широким оказался и охват музыкальных жанров (вплоть до рока, о чем упоминалось выше). Теме Великой Отечественной войны в оперном театре посвящена статья А.А. Баевой, в балетном – исследования Н.И. Сурниной и Е.Е. Потяркиной. С.А. Уваров проанализировал киномузыку, сопровождающую военные образы в фильмах Александра Сокурова.

Согласно «условиям жанра», не все моменты творческого приобщения к военной теме, присутствовавшие в программе конференции, смогли получить отражение в сборнике статей. Так, руководитель Государственного академического хора имени А.В. Свешникова Е.К. Волков выступил с развернутым сообщением, основанным на собственном исполнительском опыте реконструкции музыки Ленинградской блокады.

Составители программы конференции и сборника статей выражают надежду, что затронутые темы и проблемы получат развитие в последующих трудах российских и зарубежных музыковедов, а также обращают слова благодарности Российскому гуманитарному научному фонду (РГНФ) и компании BP (British Petroleum) за существенную материальную поддержку, без которой данный научный проект не был бы реализован.

Оргкомитет конференции, Редакционная коллегия сборника