Переверзева
Марина Викторовна

  • Годы работы: 2000 - 2018
  • Доктор искусствоведения
  • Преподаватель
Переверзева<br /> Марина Викторовна

Лауреат II Всероссийского конкурса «Наука о музыке. Слово молодых ученых» (Казань, 2006, диплом III степени).


Родилась в г. Ангарске. В 1993–1997 гг. училась в Иркутском музыкальном училище по специальности теория музыки. Занималась у И. О. Цахер и А. Е. Савинцевой.

В 2002 г. окончила историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории. Тема дипломной работы «Джон Кейдж: некоторые вопросы теории, истории, эстетики» (научный руководитель – профессор Ю. Н. Холопов). В консерватории занималась у Р. Л. Поспеловой, К. В. Зенкина, Е. М. Левашёва, Е. В. Назайкинского, И. А. Барсовой, Н. И. Тарасевича. В 2005 г. окончила аспирантуру (научные руководители – профессора Ю. Н. Холопов и В. С. Ценова).

В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика». Обладатель государственных грантов Федерального агентства по культуре и кинематографии, проект № 1207/4–5406 от 12.12.2005 (Москва, 2005), и Научно-методического центра по художественному образованию, проект № 17–3531 от 08.28.2007 (Москва, 2007). Обладатель гранта Посольства Канады, проект «Современная канадская музыка» (2011–2012). Прошла научную стажировку в Университете Лаваль, Квебек (август – сентябрь 2011) при финансовой поддержке Отдела международных дел и торговых отношений правительства Канады (Foreign Affairesand International Trade Canada).


Педагогическая деятельность: 

С 2000 г. научный сотрудник Вычислительного центра (с 2006 г. – научный сотрудник Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий). C 2008 г. — преподаватель музыкальной информатики вне кафедр при Научно-учебном центре музыкально-компьютерных технологий (с 2010 г. — преподаватель кафедры музыкально-информационных технологий).

Научные труды. Издания. Публикации: 

В центре научных интересов М. Переверзевой – творчество Джона Кейджа и композиторов «нью-йоркской школы», музыкальная культура США ХХ века, , алеаторика как принцип композиции и проблема формообразования алеаторной музыки. Результаты исследований представлены на конференциях в Москве и за рубежом (2002–2011).

Основные публикации

  • Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика / Под общей редакцией В. С. Ценовой. М., 2006

Статьи, переводы

  • Кейдж и… гармония // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1 / Ред. Ростов-на-Дону, 2002. С. 186–204
  • Джон Кейдж – маргинал ХХ века // Musiqi Dünyasi. 2002. № 1–2. С. 43–56
  • Новые формы новейшей музыки Кейджа // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 268–274
  • Джон Кейдж: индетерминизм как творческий принцип // Музыка и время. 2004. № 4. С. 29–32; № 5. С. 52–56
  • «Сонаты и интерлюдии» для препарированного рояля Кейджа // Музыка и время. 2004. № 9. С. 30–37
  • Принцип индетерминизма в Концерте для фортепиано и оркестра Дж. Кейджа // Музыкальная академия. 2004. № 4. С. 105–110
  • Сонорная модальность, или Об одном методе композиции Кейджа // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб. 46. М., 2004. С. 126–139
  • Жизнь Кейджа: факты, даты // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб. 46. М., 2004. С. 5–14
  • Кейдж Дж. Автобиографическое заявление [перевод с англ. и комментарии] // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб. 46. М., 2004. С. 15–34
  • О смене эпох в середине ХХ века: музыкальный концептуализм Джона Кейджа // Теория художественной культуры. Вып. 8. М., 2005. С. 382–395
  • «Числовые пьесы» Джона Кейджа // Музыковедение. 2005. № 4. С. 11–20
  • Новейшая полифония Джона Кейджа // Полифония от Гвидо до Кейджа. М., 2005. С. 250–274
  • Кейдж Дж. Контрапункт [перевод с англ. и комментарии] // Полифония от Гвидо до Кейджа. М., 2005. С. 367–369
  • Хэппенинги Дж. Кейджа // Musiqi Dünyasi. 2005. № 3–4. С. 130–139
  • Музыкальные формы Джона Кейджа // Музыка ХХ века. Вопросы истории, теории, эстетики: материалы международной научной конференции. Науч. труды МГК. Сб. 54. М., 2005. С. 35–54
  • Ритмические структуры в музыке Джона Кейджа: новый принцип организации формы // Наука о музыке. Слово молодых ученых. Вып. 2. Казань, 2006. С. 259–285
  • К проблеме изучения американской музыки второй половины ХХ века // Гедевановские чтения. Сб. науч. трудов. М., 2007. С. 117–145
  • Ритмические структуры Джона Кейджа как новый принцип организации формы // Musiqi Dünyasi. 2007. № 1–2. C. 74-83
  • Инструмент-оркестр Дж. Кейджа // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2. М., 2007. С. 93–107
  • Хэппенинги Джона Кейджа // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007. С. 263–284
  • Введение; Глава 1 (введение, раздел 1); Глава 7 (введение, разделы 1–3); Глава 8 (раздел 4); Глава 10 (разделы 1.8 и 3) // Музыкальная культура США ХХ века. М., 2007
  • Основные тенденции развития авангардной музыки США в творчестве композиторов второй половины ХХ века // Музыка США: вопросы истории и теории. Музыкальные пейзажи Америки: Вып. 1. М., 2008. С. 127–152
  • США: события, факты, открытия // Музыка США: вопросы истории и теории. Музыкальные пейзажи Америки: Вып. 1. М., 2008. С. 194–303
  • Музыка народов мира в творчестве Кейджа // Музыка народов мира: проблемы изучения. Материалы международных научных конференций. Вып. 1. М., 2008. С. 328–341
  • Дж. Кейдж Предшественники современной музыки [перевод с англ. и комментарии] // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009. С. 33-38
  • Дж. Кейдж Описание процесса сочинения «Музыки перемен» и «Воображаемого пейзажа 4» [перевод с англ. и комментарии] // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009. С. 39-45
  • Дж. Кейдж Описание процесса сочинения «Музыки для фортепиано 21-52» [перевод с англ. и комментарии] // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009. С. 46-49
  • А. Капроу Хэппенинги на нью-йоркской сцене [перевод с англ. и комментарии] // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009. С. 107-111
  • К. Вулф О форме [перевод с англ. и комментарии] // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009. С. 112-119
  • Джон Кейдж: охватить музыкой весь мир // Музыкальное искусство: история и современность. Сб. науч. статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории / Редкол.: В. О. Петров, О. И. Поповская, Л. В. Саввина. Астрахань, 2009. С. 54–59
  • В поисках утраченной тишины (о пьесе Кейджа «4’33”») // Музыкальное искусство: история и современность. Сб. науч. статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории / Редкол.: В. О. Петров, О. И. Поповская, Л. В. Саввина. Астрахань, 2009. С. 68–76
  • Памяти Х. У. Хичкока [совм. с С. Ю. Сигидой] // Музыковедение. 2009. № 3. С. 62–63
  • «Звуковые мобили» Эрла Брауна // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории / Гл. ред. Л. В. Саввина. Астрахань, 2009. С. 42–47
  • Джон Кейдж: охватить музыкой весь мир // Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX–XXI веков / Ред.-сост. И. М. Ромащук. М., 2009. С. 57–69
  • К проблеме формообразования алеаторной музыки // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2010. 1–2 (20–21). С. 15–25
  • Multiculturalism of American music as basis of the national composers’ school // American diversity: Identities, Narratives, Politics [Book of abstracts]. Lodz University, 2010. P. 48–49
  • [О Валерии Стефановне Ценовой] // Валерия Ценова: Жизнь на взлете. М., 2010. С. 205–206
  • Свободная алеаторика и строгая форма — две вещи несовместные? // Музыкальная академия. 2011. № 1. С. 167–173
  • Философия музыкальной алеаторики американских композиторов // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2011. № 9 (501), сентябрь. С. 71–84
  • Музыка, случайность и их взаимоотношения // Философия и искусство. 2012. № 2 (50). С. 90–100
  • Мультикультурализм в американской музыке ХХ века [на рус. и англ. яз.] // Материалы XXXV международной конференции Российского общества по изучению культуры США «Плюрализм в культуре США: литература, история, искусство» 11–18 декабря 2009 / под ред. Л. Г. Михайловой. М.: МедиаМир, 2011. С. 149–158
  • О чем пели настоящие мужчины, или Ковбойский фольклор начала ХХ века (поэтика музыкального текста) // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления. Сб. науч. ст. / Гл. ред. Л. В. Савина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань: Астраханская государственная консерватория (академия), 2011. С. 134–144
  • Современная канадская музыка // Камертон: вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 10. 2011. Январь — август. С. 29–35
  • Эрл Браун: между музыкой и графикой // Сб. науч. статей памяти Грубера / Ред.-сост. В. Н. Юнусова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. С. 173–194
  • Орган в Канаде. Большой орган Кафедрального собора Нотр-Дам в Квебеке // Орган. 2011. № 4 (12). С. 51–53
  • Канадская музыка ХХ века: пути развития // США и Канада: Экономика. Политика. Культура. 2012. № 2. С. 85–104
  • Пути канадской музыки // Музыкальная академия. 2012. № 1. С. 147–158
  • Художественная культура США: страницы истории (по следам фестиваля) // Музыкальная академия. 2012. № 1. С. 130–131
  • Музыка, случайность и их взаимоотношения // Философия и искусство. 2012. № 2 (50). С. 90–100
  • Канадская музыка ХХ века: пути развития // США и Канада: Экономика. Политика. Культура. 2012. № 2. С. 85–104
  • Музыкальный мобиль: жанр или форма? // Музыковедение. 2012. № 5. С. 2–16
  • Музыкальный мобиль // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012 . № 2 (23). С. 68–75
  • Алеаторная форма: к проблеме типологии // Музыкальная академия. 2012. № 2. С. 134–143
  • Мобили в музыке // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры: Сборник научных статей / Гл. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань: Астраханская государственная консерватория (академия), 2012. С. 25–33
  • Хаубеншток-Рамати: найти материал и изобрести форму // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие. Сб. науч. ст. / Гл. ред. Л. В. Саввина. Астрахань:Астраханская государственная консерватория (академия), 2012. С. 177–184
  • Алеаторика: к проблеме терминологии // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2012. № 3 (июль, август, сентябрь). С. 26–31
  • Музыкальные игры: вчера и сегодня // Мир музыки (MusiqiDünyasi), Баку. 2013
  • «Алеаторный путь» Джона Кейджа: от неопределенности к хаосу // Вестник Московской консерватории. 2014. № 1
  • Musical mobile as a genre genotype of a newest music // Lietuvos muzikologija. 2013. T. 14. Р. 119–134
  • Открытая форма в литературе и музыке: к диалогу с Умберто Эко // Культура и искусство. 2012. № 5(11). С. 75–81
  • Московская консерватория представляет: отмечая 100-летие Джона Кейджа // Музыкальная академия. 2012. № 4. С. 144–145
  • Алеаторика Штокхаузена: семиотический аспект // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Сб. ст. по материалам III международной научной конференции 13–14 ноября 2013 года / гл. ред. Л. В. Савина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2013. 300 с. С. 141–150
  • Стохастическая композиция Ксенакиса: вычисленная случайность // Музыковедение. 2013. № 12. С. 11–19
  • Музыкальные взаимовлияния США и Канады // США и Канада: Экономика. Политика. Культура. 2014. № 3. С. 85–96
  • К вопросу классификации музыкальной импровизации: сочинительские игры и исполнительские соревнования // Музыкальная академия. 2013. № 4. С. 145–152
  • Стохастическая музыка: философский аспект // Философия и искусство. 2014. № 7 (79). С. 954–963
  • Вероятностные модели алеаторных форм // Музыкальная академия. 2014. № 2. С. 160–169
  • Алеаторная форма: в лучших традициях прошлого //
    Неопределенность, алеаторика, мобильность: терминологическая мозаика //
  • Импровизация в музыке США: от концерта к хэппенингу // США и Канада: Экономика. Политика. Культура. 2014. № 10. С. 93–106
  • По методу случайных действий: концепция оперы в творчестве Джона Кейджа // Музыкальная жизнь. 2014. № 3. С. 54–57
  • Песни настоящих мужчин, или Музыка в жизни ковбоев // Природа и культура: американский опыт сосуществования. Город и урбанизм в американской культуре: Материалы XXXVI и XXXVII международных конференций / отв. ред. Л. Г. Михайлова. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2014. С. 39–50
  • Джон Кейдж: композитор, который имитировал природу // Природа и культура: американский опыт сосуществования. Город и урбанизм в американской культуре: Материалы XXXVI и XXXVII международных конференций / отв. ред. Л. Г. Михайлова. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2014. С. 73–82
  • Музыкальные города Канады // Природа и культура: американский опыт сосуществования. Город и урбанизм в американской культуре: Материалы XXXVI и XXXVII международных конференций / отв. ред. Л. Г. Михайлова. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2014. С. 326–334
  • Кейдж и другие: Музыкальные игры ХХ века // Музыкальная жизнь. 2014. № 10. С. 78–79
  • Биполярная тенденция формообразования в условиях алеаторики / сост. А. А. Амрахова // Наука без границ: Сб. ст. к 15-летию журнала «MusiqiDunyasi». М.: Издательство «Композитор», 2015. С. 310–326
     

Составление, редактирование

  • Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб. 46 / Член редколлегии. М., 2004
  • Список сочинений Кейджа [составление] // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. М., 2004. С. 153–174
  • Музыка ХХ века. Вопросы истории, теории, эстетики: материалы международной научной конференции. Науч. труды МГК. Сб. 54 / Член редколлегии. М., 2005
  • Музыкальная культура США ХХ века: Учебное пособие / Ответственный редактор. М., 2007
  • Музыка США: вопросы истории и теории. Музыкальные пейзажи Америки: Вып. 1 / Редактор-составитель. М., 2008

Контактный e-mail:   melissasea@mail.ru

Контактный телефон:  +7 (909) 971–10–63