18
МАРТА
2021
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Три гения венгерской музыки: Бела Барток, Дьёрдь Лигети, Дьёрдь Куртаг

Поиск

Игнат Красиков (кларнет)

Мона Хаба (клавесин, фортепиано)

Наталия Черкасова (фортепиано)

Екатерина Маркова (альт)

Струнный квартет «Студия новой музыки»

  • Станислав Малышев (скрипка)
  • Инна Зильберман (скрипка)
  • Анна Бурчик (альт)
  • Ольга Калинова (виолончель)

Ансамбль «Студия новой музыки»

Дирижер — Заслуженный артист России

Игорь Дронов
 


В программе:

Бела Барток (1881-1945)
Квартет №4 для двух скрипок, альта и виолончели (1928)

Дьёрдь Лигети (1923-2006)
«Continuum» для клавесина (1968)
Пассакалия для клавесина (1978)
«Венгерский рок» для клавесина (1978)
Камерный концерт для 13 инструментов (1969-1970)

Дьёрдь Куртаг (род. 1926)
«Quasi una Fantasia» для фортепиано и ансамбля (1987-1988)
«Hommage a R.Sch» для кларнета, альта и фортепиано (1990)

18 марта «Студия новой музыки» представит в Рахманиновском зале консерватории концерт к 95-летию Дьёрдя Куртага. Помимо его сочинений также будет звучать музыка его гениальных соотечественников — Белы Бартока и Дьёрдя Лигети.

Три знаковых имени венгерской музыки XX века словно делят это столетие на две эпохи, ровно пополам. Бела Барток — фигура номер один межвоенного периода, композитор, стоящий в одном ряду с Шёнбергом и Стравинским. Судьба Бартока трагична: как и многие композиторы его поколения, он был вынужден эмигрировать из Европы в США, где в 1945 году ушёл из жизни, так и не дождавшись возвращения на родину.

Дьёрдь Лигети и Дьёрдь Куртаг — почти ровесники и практически земляки (оба родом из Трансильвании), в конце 1940-х годов — новоиспечённые студенты Будапештской академии музыки имени Листа. Мечта поступить в класс Бартока после войны оказалась для них несбыточной, но каждый из них, так или иначе, испытал на себе влияние его музыки.

Поначалу оно проявлялось довольно очевидно — в преломлении типичных черт венгерского и румынского фольклора. Но по мере развития творческих индивидуальностей каждого это влияние приобретало новые формы. Лигети, композитор-эмигрант, разрабатывал идеи западноевропейского послевоенного авангарда. Куртаг как представитель страны восточноевропейского «блока» не примкнул ни к одному творческому направлению, и влияние Бартока со временем перешло в область духовных сущностей — оставшись как своего рода знак, символ, послание, метафора, аллюзия, метаморфоза…

Лигети большую часть жизни провёл в Германии и Австрии. Куртаг после падения «железного занавеса» живёт во Франции. Несмотря на это, их творчество, наряду с творчеством Бартока, образует единую картину современной венгерской музыки.


Ссылки


Ссылки


Игорь Дронов

Заслуженный артист России


Анонсы