Абдоков
Юрий Борисович

  • Кандидат искусствоведения
  • Профессор
Абдоков<br /> Юрий Борисович

Лауреат международных конкурсов.

Руководитель Международной творческой мастерской «Terra musica» (Yuri Abdokov`s International Creative Workshop  «Terra musica») для композиторов, оперно-симфонических дирижёров и балетмейстеров (Россия, Германия, Италия).
Член правления Общества по изучению и сохранению творческого наследия Б. А. Чайковского (The Boris Tchaikovsky Sosiety).
Сопредседатель Художественного совета по присуждению международной Премии им. Бориса Чайковского.
Председатель Фонда и жюри Международного композиторского конкурса им. Н. И. Пейко.
Редактировал и подготовил к публикации ранее не издававшиеся сочинения своих учителей, в том числе — оперу «Звезда», ранние квартеты и другие сочинения  Б. А. Чайковского, 9-ю и 10-ю симфонии, фортепианные сочинения  Н. И. Пейко и др. Осуществлял  художественное  руководство исполнением и первыми мировыми  записями многих сочинений М. С. Вайнберга, Б. А. Чайковского, Н. И. Пейко, Г. В. Свиридова, Д. Д. Шостаковича и др.


Образование

Академическое композиторское образование получил в Российской академии музыки им. Гнесиных, которую окончил досрочно (с отличием) в 1992 году по классу композиции и оркестровки под руководством профессора, Народного артиста России, Лауреата государственных премий СССР Н. И. Пейко и в Аспирантуре РАМ им. Гнесиных (1992-1994) под руководством профессора, Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР Б. А. Чайковского.

Педагогическая деятельность

Преподавать композицию в вузе начал, будучи ассистентом профессора Б. А. Чайковского в РАМ им. Гнесиных (1992-1994).

В 1994-1996 гг. в рамках Международной творческой мастерской «Terra musica» руководил мастер-классами для композиторов и оперно- симфонических дирижеров (Мюнхен, Флоренция).

В 1996 году приглашен преподавать на композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где помимо индивидуального класса руководит курсом «Истории оркестровых стилей» у композиторов и оперно-симфонических дирижёров Московской консерватории, а также курсом «Оркестровые стили» для иностранных студентов консерватории.

В 2000 – 2007 гг. возглавлял созданную им кафедру композиции в Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Параллельно с консерваторией с 2000 г. — профессор МГАХ, где ведет курсы музыкальной драматургии, композиции и оркестровки у балетмейстеров, а также осуществляет научное руководство аспирантами.
В рамках Международной творческой мастерской «Terra musica» руководит многочисленными мастер-классами для молодых российских и зарубежных композиторов, дирижёров и балетмейстеров, ведет занятия с одаренными детьми-композиторами Москвы, ближнего и дальнего зарубежья.

Научный руководитель множества диссертационных проектов по теории композиции, оркестрового письма и исторических инструментальных и оркестровых стилей, музыкального (в том числе – хореографического) театра, дирижёрского исполнительства и педагогики.

Среди учеников Ю. Б. Абдокова (свыше 70) —  35 лауреатов международных конкурсов и премий, в том числе — композиторы: Хумие Мотояма (США – Япония), Герхард Маркус (Германия), Энтони Райн (Канада), Дмитрий Коростелев (Россия), Василий Николаев (Россия),  Петр Киселев (Россия), Федор Степанов (Россия), Арина Цытленок (Белоруссия); дирижёры — Ариф Дадашев (Россия), Николай Хондзинский (Россия), балетмейстеры — Кирилл Радев (Россия – Испания), Константин Семенов (Россия) и др.

Творчество

Автор сочинений различных жанров. Среди наиболее крупных — опера «Рембрандт» (по драме Д. Кедрина), опера-притча «Светлорукая» (по древне-кавказскому преданию); балеты «Осенние этюды», «Тайные преграды»; три симфонии, в том числе — Симфония «В час незаметной печали» для большого оркестра и хора дискантов, Симфония для фортепиано, струнного квартета и литавр; пять струнных квартетов; сочинения для различных инструментальных ансамблей, фортепиано, органа, виолончели, клавесина, виоль д`амура, хора и др. Автор многочисленных оркестровок, в том числе — реконструкций старинной музыки. В 1996 году оркестровал для большого симфонического оркестра «Прелюдию-Колокола» Б. А. Чайковского — фрагмент последнего, незавершенного произведения композитора. Посмертная премьера «Колоколов» состоялась в Большом Зале Московской консерватории — в 2003 г.

Труды и публикации

Автор более 100 научных трудов, очерков, статей аннотаций по проблемам музыкальной композиции, теории и истории оркестра и оркестровых стилей, хореографии, в том числе — монографии «Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора» (М. 2009), «Мой учитель — Борис Чайковский» (М. 2000) и др.

Награды

Лауреат международных конкурсов и фестивалей (Москва, Лондон, Брюссель, Токио, Мюнхен).
Удостоен высшей общественной награды Кавказа — «Золотой пегас» (2008).
Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской республики (2003 г.)

Н. И. Пейко о Ю. Абдокове:
«Мой ученик Юрий Борисович Абдоков — личность феноменального творческого дарования. Среди музыкантов своего поколения — безусловный лидер: как по силе дарования, так и по профессиональным признакам. Творческая самобытность, оригинальность идей и художественная самостоятельность Ю. Абдокова читаются в его ярких сочинениях. Премьера Первой симфонии — настоящее открытие в нашей новой музыке... У Юрия Абдокова большое будущее… Чрезвычайные успехи по всему комплексу специальных дисциплин позволили ему досрочно сдать второй и экстерном третий курсы Вуза. Признаюсь, мне нечему больше учить этого — состоявшегося — художника… Уже сейчас Ю. Б. Абдоков проявил выдающийся педагогический дар. Я считаю это важным не только для молодого композитора, но и для будущего отечественной музыкальной культуры...».

Б. А. Чайковский о своем ученике:
«Юрий Борисович Абдоков — одарённейший композитор, разносторонне образованный музыкант-профессионал. Он отлично владеет техникой письма в самых разных жанрах... Мне хорошо знакомы сочинения Юрия Борисовича. Назову лишь некоторые из наиболее масштабных: Симфония «В час незаметной печали», недавно с успехом исполненная Вторая симфония, опера-притча «Светлорукая»... Юрий Абдоков — художник со своей интонацией…»

К. С. Хачатурян о Ю. Б. Абдокове:
«С Юрием Борисовичем Абдоковым я познакомился на его дипломных экзаменах в Гнесинке, где был председателем госкомиссии. Это было очень яркое впечатление, может быть, самое яркое за все годы моего председательства на многих выпускных экзаменах у нас в стране и за рубежом. В его сочинениях не было ничего ученического. У него был свой мир, свое чувство музыки, глубокое и неслучайное… Я очень высоко ценю и люблю музыку Абдокова: яркую, своеобычную, пронзительно чистую…

В 1996 году по моей инициативе Ю.Б. Абдокова пригласили преподавать в Московскую консерваторию. Я никогда не пожалею об этом. Еще Н. Пейко и Б. Чайковский горячо рекомендовали мне своего лучшего ученика. Понимаете, ему, – довольно молодому еще человеку – удалось продолжить эту нашу великую традицию в композиторской педагогике. Ведь не только музыкант потрясающий, но эрудирован колоссально, и к тому же честен, чист… За десять с лишним лет преподавания в Консерватории Ю. Абдоков вырос в одного из самых авторитетных, востребованных и любимых студентами педагогов…

Многие годы я видел и его работу в качестве заведующего кафедрой композиции в Хоровой академии. Концерты его композиторского класса – это достояние нашей культуры, а сам класс – сильнейший в стране. Я ответственно заявляю, что сегодня это выдающийся наставник современной композиторской молодежи, продолжающий традиции Мясковского, Месснера, Шебалина, Пейко, Б. Чайковского. Я не часто видел в нашем деле в последние времена людей, которые бы так серьезно и жертвенно выкладывались на композиторском педагогическом поприще. Я не раз рекомендовал ему даже приберегать свои идеи, не отдавать их без оглядки… И всегда получал ответ: ничего, у меня их много… Он удивительно умеет инициировать творческую активность, разбудить фантазию учеников, не делая их рабами общепринятых схем…

Вот уже многие годы мы трудимся в консерватории в соседних аудиториях. В его классе всегда аншлаг, – и это при большой его строгости не только к делам ремесленным, но и ко всему, что определяет духовный образ ученика, его гуманитарную культуру… Со мной делятся впечатлениями ученики об индивидуальных уроках и особенно о лекциях Ю.Б. Абдокова по «Истории оркестровых стилей». И это восторженные впечатления. На эти лекции приходят студенты из других вузов, городов, стран. Молодежь не обманешь: ей нужны новые идеи, настоящая школа и все это они получают. Мне говорили, что нередко эти лекции заканчиваются аплодисментами. Давно такого не было!

Недавно вместе с моим другом, знаментитым балетмейстером Юрием Григоровичем мы рецензировали новую книгу Ю. Абдокова, посвященную пластической интерпретации музыки в хореографическом искусстве. Ничего подобного у нас,  да и на Западе еще не бывало. Уникальный, выдающийся  труд, за который балетные люди должны быть очень признательны этому человеку. Мне стало понятно, почему к серьезнейшему музыканту так стремятся попасть не только молодые композиторы и дирижеры, но и самые талантливые начинающие хореографы. Я не встречал за всю свою жизнь (тесно связанную с балетным миром) ни одного музыканта, который бы так же как Абдоков настолько досконально знал бы не только историю и теорию этого сложного искусства, но так тонко и глубоко понимал бы возможности расширения хореографического языка в синтезе с музыкой. Именно это, вместе с фантастической гуманитарной эрудицией Ю. Абдокова и привлекает к нему молодых хореографов в разных странах, считающих его своим учителем не только в музыке, но и в хореографии. Когда-то другой мой великий соратник по искусству Касьян Голейзовский говорил мне, что поэт, живописец и, тем более, композитор – вот где подлинная школа для хореографа. Я видел работы учеников Абдокова и понял, что Голейзовский был совершенно прав…

Я давно заметил, что в хорошем смысле заразительными для учеников Абдокова стали его основные свойства – имею в виду в равной степени свойства музыки и натуры – благородство тона, аристократизм… Это исключительно порядочный человек с совершенно несгибаемыми профессиональными и этическими принципами. Как и его великий учитель Борис Чайковский, которого я очень хорошо знал и любил, Юрий Абдоков – человек-кремень во всем, что касается вопросов чести, профессиональной и шире – человеческой морали.  Конечно, такие качества в наши времена (впрочем, как и в другие), восхищают не всех. Однажды я видел, как дилетанты и спецы закулисных интриг пытались как-то помешать честному и талантливейшему труду Абдокова. Я не вмешивался, наблюдал со стороны, как это когда-то делали и в случае со мной Шостакович и Мясковский. Я не ошибся в своих ожиданиях. Ответом были –   музыка, благородство. Это обезоруживает наследников 1948 года…

Считаю Юрия Абдокова не только великолепным музыкантом и педагогом, но прекрасным, искренним человеком светлого строя с рыцарским отношением к искусству. Это очень редкий и очень ценный дар…

Студенты Московской консерватории им. П. И. Чайковского о своем учителе:
«Мы благодарны судьбе и Консерватории за возможность учиться у такого человека и музыканта. Эстетическая и профессиональная строгость нашего учителя адекватны его самоотдаче в работе с нами. Его уроки — произведения искусства… Юрий Борисович носитель огромной музыкальной культуры. Он очень похож на свою музыку, которую мы любим... Его уроки — лучшее, что есть в нашей консерваторской жизни. Это незабываемые впечатления, заставляющие жить талантливее и чище...».

Студенты Академии хорового искусства:
«Художественный руководитель и создатель Академии хорового искусства В.С. Попов, представляя нам в 1998 году Ю.Б. Абдокова, тогда еще очень молодого человека, назвал его ведущим специалистом в стране в области теории оркестра. По словам Попова так ему рекомендовали музыканта великие Борис Чайковский и Рудольф Баршай. Мы очень скоро убедились в том, что это так. Он давал фантастические лекции, которые невозможно забыть. А с началом работы его композиторского класса творческая атмосфера в Академии изменилась до неузнаваемости! Трудно описать его уроки, надо побывать на них…»

Студенты МГАХ:

«Юрий Борисович и наш учитель тоже. Мы не ревнуем к консерватории, наоборот. Многим из нас он просто перевернул жизнь, изменил ее стиль и содержание…».


Основные сочинения

  • Опера-притча «Светлорукая» в 3-х картинах. Концертное исполнение – Москва,1991 г.
  • Опера «Рембрандт» (по драме Д. Кедрина), 2000 г.
  • Симфония «В час незаметной печали» для большого симфонического оркестра и хора дискантов, в 4-х ч. Премьера – Москва, 1991 г.
  • Вторая симфония для большого симфонического оркестра, в 3-х ч. Премьера – Москва, 1993г.
  • «Симфония для духовых», в 5-ти ч. (по заказу ансамбля исполнителей Дрезденской Статс-Капеллы). Премьера – Дрезден, 1998 г.
  • Камерная кантата «Canzone del vello» на средневековые итальянские тексты (по заказу ансамбля солистов Фламандской оперы). Премьера – Антверпен, Гент, 1997 г.
  • Камерная симфония для виоль д'амура и смешанного хора, в 6-ти частях, 2004 г.
  • «Осенние   этюды» — музыка балета,  для   струнного оркестра и клавесина, 1993 г.
  • Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели, в 5-ти ч. Премьера – Москва, 1991г., Бостон - 1991г.
  • Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели, в 5-ти ч. Премьера – Мюнхен, 1997 г.
  • Третий   квартет  для двух скрипок, альта и виолончели, в 5-ти ч. 1997 г. Премьера – Москва, 2005 г.
  • Четвертый квартет для двух скрипок, альта и виолончели, в 5-ти ч., 2003 г.
  • Концертный дуэт для альта и виолончели., 1996г.
  • «Квинтет  с литаврами» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и литавр, в 6-ти ч., 2004 г.
  • «Четыре пасторали» для хора дискантов и камерного ансамбля., 1999 г.
  • Вокальные циклы на стихи А. Пушкина, Г.Иванова, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, и др.
  • «Осенние молитвы» для струнного оркестра, 2010. Премьера — Москва, 2010, одноименный балет – Сеговия (Испания), 2011.
  • «Птицы под дождем» для струнного оркестра (Памяти поэта Виктора Гаврилина), 2011.
  • «На грани таянья и льда» поэма для струнного оркестра, 2011.
  • Концертные оркестровки фортепианных сочинений С. Рахманинова, О. Мессиана, П.Хиндемита, В. Лютославского и др.
  • Оркестровые редакции старинной музыки, а также классической балетной музыки (по заказу балетных театров России, Франции, Германии, Великобритании, Австралии, Дании).
  • «Эпиграф   и   Прелюдия-Колокола». Редакция и оркестровка последнего сочинения Б. Чайковского, 1997 г.
  • Сочинения для фортепиано, клавесина, органа, инструментальных ансамблей, музыка к театральным постановкам и др.
  • Музыка к анимационным фильмам, в т.ч. – «Ангелочек» (по рассказу Л. Андреева),
  • Центр Национального Фильма. – Москва, 2008.

Дискография международной творческой мастерской Ю. Абдокова «Terra musica»

  1. Vissarion Shebalin / The Complete A Cappella Choral Cycles / First recordings / The Russkaya Conservatoria Chamber Capella / Nikolay Khondzinsky / - Toccata Classics, London / TOCC 0112. info@toccataclassics.com
  2. Boris Tchaikovsky/ Chamber Music and Song-Cycles / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0046. info@toccataclassics.com
  3. Mieczyslav Weinberg / Complete Songs Volume 1 / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0078. info@toccataclassics.com
  4. Dmitry Shostakovich /Songs for the Front / Frrangements of 27 songs by Beethoven, Bizet, Rimsky-Korsakov, Rossini / First recordings / Soloists of the Russkaya Conservatoria Chamber Capella / Nikolay Khondzinsky / - Toccata Classics, London / TOCC 0121. info@toccataclassics.com
  5. Mily Balakirev / Russian Folksong / / First recordings / Soloists of the Russkaya Conservatoria Chamber Capella. info@toccataclassics.com

Концерты


25
СЕН
2021

Молодёжная филармония. «Из времени в вечность»

12
ИЮН
2021

«Николай Пейко: восполнивши тайну свою…»

3
НОЯ
2020

«Образы света и тишины»

23
ОКТ
2020

К 95-летию со дня рождения Бориса Чайковского

12
ОКТ
2020

Концерт переносится. Дата будет сообщена позже

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Николай Пейко

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Борис Чайковский

Народный артист СССР

все записи »