Андрей Волконский, ранние сочинения


  • Год выпуска: 2011
  • SMC CD 0118
Буклет - содержание

Князь Андрей Волконский - потомок знаменитого декабриста, родился в Женеве (1933) и в свои детские годы успел поиграть на рояле великому Рахманинову. Прожив в Советском Союзе самые плодотворные годы (1947-1973) - годы учения в Московской консерватории, становления собственного стиля и создания наиболее значительных произведений - он успел существенно расширить культурно-слуховой горизонт советских музыкантов. В 1960-е годы он был больше известен широкому кругу как исполнитель - создатель и руководитель ансамбля «Мадригал», органист, клавесинист, впервые включивший в концертный репертуар старинную европейскую музыку XIV-XVII веков, как и музыку внеевропейских стран - от Ирана до Японии. Но еще раньше, в 1950-е годы Волконский уже прокладывал путь новому музыкальному мышлению. По воспоминаниям Альфреда Шнитке, «Волконский писал очень мало, но очень интересно. И появление время от времени сочинений Волконского - это каждый раз было большое событие, оказывающее воздействие на многих»2.

Это воздействие бесспорно, как бесспорна благотворная «прививка» старой русской культуры, свободы и достоинства мысли, «прививка» совершенно немыслимая, фантастическая - к условиям советского сталинского режима. Но Волконский сумел заронить семена нового, авангардного слышания и ощущения звука. Семена благополучно проросли и дали изысканно-ароматные и, по коммунистическим меркам, «запретные плоды» в творчестве самого Волконского (Musica stricta, «Сюита зеркал» на тексты Гарсиа Лорки, «Жалобы Щазы», «Странствующий концерт» на тексты Омара Хайяма, «Узелки времени») и его последователей - Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софии Губайду-линой и других.

Представленные на диске произведения относятся к началу поисков Волконским своего собственного стиля - к началу пути, увенчавшемуся созданием первого авангардного сочинения, написанного в серийной технике, - Musica stricta.

Фортепианный квинтет, посвященный учителю композитора - Ю. Шапорину, соединяет в себе черты неоклассицизма (сказавшиеся в названиях и облике частей: вторая - Бурлеска, третья - Пассакалия, четвертая - Фуга), вписанные в романтические традиции - обе линии были восприняты Волконским через мир Шостаковича: контрасты эпической драмы (1-я часть), детской чистоты и озорной шутки (контрасты «Бурлески»), «рассудочности» и проникновенной лирики (двенадцатитоновая тема баса и русская песня «Эй, ухнем»). Энергичная «Фуга»-финал - приводит к апофеозу самой первой темы Квинтета (как это бывало в романтической музыке). Мария Юдина, участвовавшая в исполнении Квинтета на студенческом концерте в Гнесинском институте, обращаясь к публике, сказала: «Это произведение молодого композитора, как и творчество Шекспира, будетжить в веках».

В Струнном квартете романтическое осталось сосредоточенным в первой части, озаглавленной по-немецки: Eine kleine romantische Opernszene («Маленькая романтическая оперная сцена»). Две последующие части подчеркнуто игровые, неоклассические и конструктивно-полифонические: вторая часть -«Фуга» и третья - Danza in modo canonico («Танец в каноническом роде»), включающий еще и basso ostinato (как в пассакалье). В медленном, прощальном финале («Coda») на фоне до-мажорной (тональность фуги) гармонии до самого конца диссонирует до-диез (тональность 1-й части)у первой скрипки.

Соната для альта и фортепиано по-новому представляет стилевые доминанты Волконского. Место романтизма занял авангардный экспрессионизм, заставляющий прочувствовать и «проживать» напряженную жизнь каждого звука: таковы медленные Первая часть для альта соло (без фортепиано) и Финал с греческим названием Apolalerion («Прощальная песнь»), в котором партия альта из Первой части звучит в обратном направлении (от конца к началу - в ракоходе), но теперь она сопровождается остинатным ритмом у фортепиано, пришедшим из Второй и Третьей частей, развивающих неоклассическую стилистику (Третья часть - токката).

Musica stricta (буквально «Строгая музыка») для фортепиано имеет подзаголовок Fantasia ricercata. Фантазия - жанр, наиболее свободный в композиционном отношении, слово ricercata вызывает в памяти старинный полифонический жанр ричеркара, но происходит от итальянского ricercare -искать. Таким образом, в названии сочинения обыгрывается сочетание строгости и свободы, а в целом «фантазия» вполне укладывается в рамки четырех-частной сюиты.

Обратившись к серийной технике, Волконский сделал решающий шаг к синтезу составляющих своего стиля под эгидой авангарда. При этом элементы неоклассицизма еще чувствуются в подвижных частях - Второй и Четвертой (автор сам говорил о «некоторой хиндемитовщине» во Второй части). Цикл был посвящен Юдиной, которая гениально его интерпретировала.

Константин Зенкин

Квартет «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ» был создан в стенах Московской консерватории её выпускниками в 2004 г. Камерному музицированию исполнители учились у таких известных профессоров как: А. Бондурянский.А. Корчагин, Н. Коган, А. Рудин, Т. Алиханов, А. Шишлов. Участники квартета неоднократно становились лауреатами международных конкурсов и музыкальных фестивалей России, Италии, Германии, Польше, Франции.

С 2005 года квартет выступает в составе «Студии новой музыки». Им с успехом были исполнены российские премьеры сочинений Берга, Цинстага, Лигети, Райха, Лютославского, Берио, Донатони и многих других, в том числе российских авторов. Квартет много концертирует, как в России, так и за рубежом. Такие известные композиторы, как В. Сильвестров, К. Пендерецкий, неоднократно выказывали свое восхищение игрой квартета.

Елизавета Миллер - выпускница Московской консерватории, где обучалась по специальностям фортепиано (класс проф. А. Любимова), клавесин и старинные клавишные инструменты (класс доц. О. Мартыновой). С 2009 -аспирантка факультета исторического и современного исполнительского искусства.

Елизавета Миллер является лауреатом международных конкурсов. Богатый репертуар пианистки включает музыку шести веков - от Раннего Возрождения до наших дней. Елизавета Миллер ведет концертную деятельность, выступая в России, США, Франции, Италии, Австрии. Принимала участие в международных фестивалях - Piano Summer, США, Academie Pianistique, Франция.

Илья Гофман родился в Москве, 1977 г.Учился в МССМШ им. Гнесиныху педагога Елены Ивановны Озол. В 2003 году закончил МГК им. П.И.Чайковского, класс профессора Ю.А.Башмета, ассистент, доцент Р.Г.Балашов. В 2005 году Илья Гофман закончил аспирантуру в Московской Государственной Консерватории (проф. Ю.А. Башмет).

Илья Гофман с детства изучал композицию под руководством своего отца -композитора Леонида Гофмана, продолжателя ново-венской традиции.

В качестве исполнителя и композитора Илья Гофман участвовал во многих международных фестивалях в Швейцарии, Германии, Англии, Италии, Франции, России и других странах.

В качестве приглашенного профессора Илья Гофман давал мастерклассы в Канаде, Швейцарии, Франции.

Алексей Любимов по праву считается одним из самых разносторонних и оригинальных музыкантов современности. Его интересы параллельно охватывают область доклассической и современной музыки. После окончания Московской консерватории (класс профессора Г. Нейгауза и Л. Наумова) А. Любимов много концертирует, пропагандируя музыку самых значительных композиторов XX века: Стравинского, Шёнберга, Веберна, Айвза, Кейджа, Штокхаузена. Денисова, Сильвестрова, Пярта, Мартынова. Является создателем ансамбля «Музыка - XX век» и Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива».

А. Любимов - один из пионеров исполнительства на исторических инструментах: им сыграны и записаны сочинения композиторов 17 - 19 веков - от Бёрда до Шопена на инструментах соответствующих эпох.

А. Любимов является одним из инициаторов создания в Московской консерватории факультета исторического и современного исполнительского искусства и его первым деканом. С 1998 г. профессор Университета «Моцартеум» в Зальцбурге (класс фортепиано). Активно концертирует во многих странах с сольными и камерными программами.