Давид Ойстрах (скрипка), Рудольф Баршай (альт)


  • Год выпуска: 2013
  • SMC CD 0021
Буклет - содержание

«Мир имел в лице Давида Ойстраха одного из самых великих скрипачей, - писал знаменитый дирижер, шеф прославленного Филадельфийского оркестра, Юджин Орманди. - Наше уважение к его артистичности и знаниям не только скрипки, но и интерпретации музыки в целом, увеличивалось с каждым совместным концертом. Охарактеризовать гений Давида Ойстраха трудно, настолько его личность - большого человека и большого му-зыканта - многогранна». Под этими словами могли бы подписаться все выдающиеся музыканты мира, кому довелось сотрудничать с Давидом Федоровичем Ойстрахом, - немало их живо и сейчас, на исходе тысячелетия. Один из величайших музыкантов XX века, Давид Ойстрах своим творчеством составил эпоху в скрипичном искусстве. В идеальной гармонии были у него редкостное чувство формы и та, присущая ему одному, исполнительская интонация, благодаря которой он безошибочно находил «ключ» к воплощению музыки самых разных эпох и стилей, и, в то же время, всегда оставался самим собой.

«Я пытаюсь выполнить мое предназначение художника и надеюсь еще многим людям открыть богатый мир музыки. Для этого я живу». Таково было творческое кредо великого музыканта, чье искусство было обращено и к современникам, и (теперь через записи) к будущим поколениям.

Давид Федорович Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в Одессе. В пятилетнем возрасте начал учиться игре на скрипке у знаменитого педагога, профессора Петра Соломоновича Столярского. В 1923 году поступил в Одесский музыкально-драматический институт к тому же педагогу. Тогда же впервые выступил в концерте с оркестром. В 1924 году дал свой первый сольный концерт (в программе произведения Дж. Тартини, П. Сарасате и др.). С этого времени начинает концертировать в различных городах СССР. В 1926 году блестяще заканчивает обучение в институте. В 1928 году приезжает в Москву, знакомится здесь с крупнейшими музыкантами того времени, они принимают молодого скрипача, как равного, в свой круг.

В 1930-х годах Давид Ойстрах с блеском выступает на конкурсах музыкантов-исполнителей, его искусство узнают за пределами родины. В 1935 году он завоевывает первую премию на II Всесоюзном конкурсе в Ленинграде, через несколько месяцев получает вторую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Генрика Венявского в Варшаве. В 1937 году Давид Ойстрах с триумфом побеждает на конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи в Брюсселе. После трудных военных лет, когда скрипач дал множество концертов на фронте, в частности, и в блокадном Ленинграде, он исполняет в сезоне 1946/47 годов в Москве грандиозный цикл программ - «Развитие скрипичного концерта». Вскоре начинается и масштабная зарубежная концертная деятельность артиста. Он был одним из первых советских музыкантов на фестивале «Пражская музыкальная весна», участвовал в торжествах по поводу двухсотлетия смерти И.С.Баха в Лейпциге (1950 год). В 1955 году впервые выступил в Японии и в США. Его концертам во Франции и Румынии, Италии и Австрии, Германии и Великобритании, Финляндии и Швеции, Чехословакии и Польше, Бельгии и Голландии, Канаде и Австралии сопутствуют неизменный горячий прием публики, восторженные отзывы прессы. Его искусству воздают должное величайшие музыканты Запада -Пабло Касальс и Иегуди Менухин, Отто Клемперер и Пауль Хиндемит, Димитриос Митропулос и Герберт фон Караян.

Не только блестящий скрипач, но и великолепный мастер камерного ансамбля, Давид Ойстрах вместе с вы-дающимися музыкантами, профессорами Московской консерватории, пианистом Львом Обориным и виолон-челистом Святославом Кнушевицким основал ставший знаменитым ансамбль (у публики он получил «неафишное» название «Трио Давида Ойстраха»). Это трио существовало с 1940 года до кончины Святослава Кнушевицкого (1963 г.). Трио выдающихся музыкантов послужило основой для исполнения ансамблевой музыки разных составов - к ним примыкали видные исполнители на различных инструментах. Кроме того, Ойстрах выступал и записывался вместе с такими выдающимися музыкантами, как пианисты Константин Игумнов и Александр Гольденвейзер, Пауль Бадура-Скода, альтист Рудольф Баршай, скрипачи Иегуди Менухин и Исаак Стерн. В 1960-х годах среди его партнеров - Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович.

В 1962 году в Москве Давид Ойстрах с огромным успехом выступил как дирижер. В дальнейшем свой богатый симфонический репертуар - произведения Генделя, Гайдна и Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса, Вагнера, Берлиоза и Шумана, Малера, Прокофьева и Шостаковича - Ойстрах-дирижер исполнял и с такими прославленными оркестрами, как Венский филармонический, Амстердамский Concertgebouw, Берлинский филармонический, Лондонский симфонический, Кливлендский, Дрезденская Staatskapelle, Симфонический оркестр Ленинградской филармонии и иные ведущие оркестры Европы и Америки.

Давид Ойстрах был и великолепным педагогом. С 1934 года он преподавал в Московской консерватории, с 1939 года был ее профессором. В ряду его учеников - замечательные скрипачи, чьи имена давно получили широкую известность. Это Игорь Ойстрах, Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Семен Снитковский, Олег Крыса, Нина Бейлина, Роза Файн, Олег Каган, Гидон Кремер, Лиана Исакадзе и другие.

Народный артист СССР с 1953 года, Давид Ойстрах был лауреатом многих премий, в том числе Ленинской (1960 год), а также почетным членом ряда академий: в Лондоне и Риме, Бостоне, Берлине и Стокгольме; почетным доктором музыки Кембриджского университета (1968 год).

Лучшие композиторы XX века доверяли Давиду Ойстраху первым исполнить их значительнейшие про-изведения. В исполнении великого скрипача прозвучали премьеры посвященных ему скрипичных концертов Н.Я. Мясковского и А.И. Хачатуряна, двух скрипичных сонат С.С. Прокофьева, двух концертов и скрипичной сонаты Д.Д Шостаковича. Давид Федорович Ойстрах скоропостижно скончался после концерта в Амстердаме 24 октября 1974 года.

В числе исполнительских шедевров Давида Ойстраха особое место принадлежит двум великим творениям венских классиков. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта исполнялась Ойстрахом в разные годы во многих странах. Неоднократно Давид Федорович исполнял партию альта, предоставляя скрипичную партию сыну Игорю. В Лондоне, в начале 1960-х годов, он совершил попытку записи Концертной симфонии с великим музыкантом, композитором и альтистом Паулем Хиндемитом. Запись не была закончена из-за преклонных лет выдающегося партнера. Безусловным шедевром является запись для грампластинки с Рудольфом Баршаем. Тем ценнее представляется документальная запись Концертной симфонии, почти современная студийной фонограмме. Очарование непосредственого музицирования Давида Федоровича в ансамбле с таким замечательным музыкантом, каковым был Баршай-альтист, сохранено в данной записи полностью.

Бетховенский скрипичный Концерт Ойстрах исполнял и записывал со многими выдающимися дирижерами - Александром Гауком и Андре Клюитенсом, Кириллом Кондрашиным и Карло Мария Джулини, Германом Абендротом и Геннадием Рождественским. Его достижения в интерпретации бессмертного творения Бетховена вошли в число высших свершений скрипичного искусства XX века наряду с исполнительскими версиями Фрица Крейслера, Иегуди Менухина, Йожефа Сигети, Артюра Грюмьо, Генрика Шеринга. Самая неожиданная по смелости интерпретация Концерта Бетховена запечатлена на документальной фонограмме совместного выступления Ойстраха с оркестром студентов Московской консерватории. Это не только предметный урок высшего исполнительского мастерства, но и редкая по силе темперамента, подлинно романтическая версия Концерта. Свежесть и восторженный порыв в игре многоопытного мастера идут вразрез с современными представлениями об Ойстрахе, как музыканте строгого академического стиля.

Рудольф Баршай - один из прославленных симфонических дирижеров нашего времени. Среди крупнейших оркестров, за пультом которых он стоял в последние годы, были: Оркестр Западно-Германского радио, Оркестр Берлинского Радио, Венский филармонический оркестр, Будапештский фестивальный оркестр, Токийский фи-лармонический оркестр, Нидерландский филармонический оркестр, Лондонский симфонический, Лондонская «Филармония», оркестр Би-Би-Си и многие другие.

С 1982 по 1988 Рудольф Баршай был главным дирижером Борнемоутского симфонического оркестра (Англия) и с 1985 по 1988 музыкальным директором Ванкуверского симфонического оркестра (Канада).

Рудольф Баршай родился в станице Лобинская (Россия). Он начал свои музыкальные занятия в хоре маль-чиков. В 1940 году он поступил в класс скрипки профессора Л.Н. Цейтлина, одного из выдающихся учеников Лео-польда Ауэра. Позже Рудольф Баршай занимался также в классе альта у профессора В.В. Борисовского. Рудольф Баршай быстро приобрел широкую известность как скрипач и альтист не только на родине, но и за рубежом. Он был одним из основателей квартетов им. Бородина и им. Чайковского.

В 1955 году Рудольф Баршай основал свой легендарный Московский Камерный Оркестр, с которым совершил множество триумфальных поездок по всему миру. Он записал огромное количество грампластинок.

С Московским Камерным Оркестром под руководством Рудольфа Баршая выступали в концертах и участвовали в записях крупнейшие мировые музыканты: Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Татьяна Николаева, Леонид Коган и другие. Крупнейшие русские композиторы -Дмитрий Шостакович, АлександрЛокшин, Револь Бунин, Борис Чайковский, Михаил Вайнберг -тесно сотрудничали с Рудольфом Баршаем и сочиняли для его оркестра произведения, на многих партитурах которых написано: «Посвящается Рудольфу Баршаю».

Михаил Никитич Тэриан родился в 1905 году. Один из лучших советских альтистов, он был и крупным педа-гогом, и видным дирижером. По классу альта Тэриан занимался у известного педагога Константина Мостраса. В течении ряда лет Тэриан был музыкантом оркестра Большого театра, с середины 1940-х годов выступал как ди-рижер. В Московской консерватории Тэриан вел классы квартета (с 1935 года), альта (с 1946 года), с 1961 года заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Возглавлял симфонический и камерный оркестры Московской консерватории. Профессор с 1944 года, лауреат Государственной премии в 1946 году. Михаил Тэриан был признанным лидером среди дирижеров, работавших со студенческими оркестрами Московской консерватории. С его участием (как альтиста, так и дирижера) осуществлен ряд записей для грампластинок. Скончался в 1987 году.