Абрам Дьяков, фортепиано


  • Год выпуска: 2005
Абрам Дьяков, фортепиано «Мастера ансамблевого исполнительства» Архивные записи 1930-х гг.

«ПОЭТ ФОРТЕПИАНО»
«Если понадобится моя жизнь, то я без промедления отдам её... »
А. Дьяков
Исполнительское искусство замечательного пианиста, профессора Московской консерватории Абрама Борисовича Дьякова (1904-1941) известно сегодня немногим. Однако в предвоенное время его имя составляло славу и гордость Alma Mater, было своеобразным символом нашего вуза. А. Дьяков родился в Севастополе, с детства занимался музыкой, подрабатывая иллюстратором в кино и аккомпанируя в концертах. В 1928 году с отличием окончил Московскую консерваторию, был занесён на Доску отличия и оставлен в аспирантуре. С 1934 года – доцент, с 1939 – профессор кафедры камерного ансамбля, заместитель секретаря партийной организации Московской консерватории (с 1940). В 1937-40-х годах – заместитель директора по учебной части, награждён орденом «Знак Почёта». Блестящему воспитаннику Московской консерватории, ученику К. А. Киппа и К. Н. Игумнова, преданному идеалам своей эпохи, А. Дьякову не было суждено продолжить карьеру пианиста, педагога, музыкального деятеля... 5 июля 1941 года профессор А. Б. Дьяков одним из первых консерваторцев добровольцем записался в Народное ополчение и ушёл на фронт, отказавшись воспользоваться бронью. В составе 8-й Краснопресненской дивизии он принял бой в октябре 1941 г. на Смоленщине, попал в плен и погиб... Вклад А. Дьякова в историю музыкального исполнительства невозможно переоценить. За почти 15 лет творческой деятельности (с момента окончания консерватории) им было дано значительное число концертов, организован сектор педагогической практики консерватории, инициирована легендарная музыкальная экспедиция в Арктику (в 1936), куда он отправился вместе со своими студентами на целых 5 месяцев с шефскими концертами. Казалось, он впитал лучшие достижения русской фортепианной школы первой половины XX века. Его исполнительскому стилю были присущи: безупречный вкус и предельная продуманность каждой интерпретаторской детали, удивительно бережное отношение к музыкальному тексту и неординарность его прочтения. И при этом, неизменно (где бы он ни играл), высокий художественный уровень, поразительное, самоотверженное отношение к профессии и любимому инструменту, свойственное лишь подлинным мастерам, и – бескомпромиссная требовательность к себе. Его артистическая натура и творческий облик были окрашены необычайно ярким личностным началом и принципиальностью во всём, с чем приходилось сталкиваться музыканту в искусстве и жизни. А. Дьякова отличала особая манера игры. Даже в записи передается его благородное, совершенное владение звуком. Игра Дьякова, темпераментная и лиричная, глубокая и певучая, трогательно сокровенная по музыкальному высказыванию покоряет с самой первой ноты. Слышавшие пианиста, нередко называли его «поэтом фортепиано». Но следовало бы ещё и добавить – отменным ансамблистом. Ведь музыкант получил признание прежде всего как участник различных камерных ансамблей, в которых он очень любил выступать. Наиболее тесно он сотрудничал с М. Полякиным, Д. Ойстрахом, Э. Фейерманом, Э. Майнарди. А. Дьяков дважды завоёвывал дипломы на Международных конкурсах – пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве (1932) и позже в Брюсселе на Международном конкурсе скрипачей имени Э. Изаи, где он как аккомпаниатор получил бронзовую медаль. В диск вошли исключительно ансамбли, записанные Дьяковым в конце 1930-х гг. совместно со своими выдающимися коллегами – скрипачами Д. Ойстрахом, Е. Гилельс, М. Фихтенгольцем, кларнетистом А. Володиным, трубачом С. Ерёминым и другими. Из немногих дошедших до нас пластинок с исполнением А. Дьякова (большинство из которых представлены сыном пианиста) были выбраны наиболее хорошо сохранившиеся. Сочинения подобраны и скомпонованы по хронологическому принципу: от музыки XVIII века – к XX. Также на диске представлены произведения современника Дьякова, А. Ф. Гедике. Различные по стилистике, они образуют две условные группы. В первую вошли дуэты, сперва скрипичные (транскрипции клавесинных пьес французских старинных мастеров, фортепианных миниатюр Шопена, Чайковского, Скрябина), затем – дуэты с участием духовых. Во второй половине диска представлен квинтет «Форель» Шуберта. Приуроченный к 60-летию Великой Победы, выпуск монографического компакт-диска А. Дьякова – дань памяти выдающегося музыканта.
Марина Воинова, Святослав Голубенко
В. Мержанов:
«Абрам Борисович отличался от многих более поздних руководителей консерватории своим отношением к студенчеству. Он всегда интересовался у студентов, чем им можно помочь, знал каждого студента. Роль Дьякова в жизни консерватории невозможно переоценить».
Я. Мильштейн:
«Каждый, кто когда-либо встречался с Абрамом Борисовичем Дьяковым, вряд ли сможет забыть этого замечательного человека и музыканта. Близкое общение с ним всегда было радостным. Слова, пожалуй, не в состоянии воссоздать живого портрета Дьякова. Он был небольшого роста, стройный, с красивой густой шевелюрой черных волос. На лице сияли умные, искрящиеся, выразительные глаза – то открытые, добрые, как бы излучающие сердечное тепло, то сосредоточенно-серьезные, то задумчивые, строгие. Вспоминаются его жесты – быстрые, четкие, решительные; душевная, приветливая улыбка и какой-то необычный, несколько приглушенный тембр голоса...»
Я. Флиер:
«В 1935 году в Москву приехал на довольно длительный срок всемирно известный дирижер Эуген Сенкар. Первыми советскими солистами, игравшими с ним, были А. Дьяков и автор этих строк. Мне пришлось играть Третий концерт Рахманинова, а Дьякову концерт Моцарта Es-dur. На репетиции Сенкар доказывал Дьякову, что не все нюансы соответствуют палитре Моцарта. Я помню, с какой живостью Дьяков защищал свою концепцию и трактовку Моцарта. И за это принципиальность А. Б. Дьякова была вознаграждена. Когда я зашел в артистическую поздравить его с выдающимся успехом, мне пришлось быть свидетелем, как Сенкар «извинялся», поблагодарив Дьякова и сказав ему, что тот полностью убедил в правоте своей интерпретации...»
Л. Живов:
«Когда думаешь об Абраме Борисовиче Дьякове, невольно спрашиваешь себя: в чем был секрет обаяния этого лучезарного человека? Почему одно его имя заставляет каждого из нас строже подойти к себе, к людям, отношению к искусству, к своему выполнению общественного долга? Ответ, как мне кажется, кроется в необычайной гармонии личности Абрама Борисовича, в отсутствии конфликта между тем, что должен делать человек, и тем, что он делает... Это был человек большого и горячего сердца. Он остро чувствовал пульс жизни страны. Его сердце всегда билось в унисон с ним. Вспоминая, ясно вижу Абрама Борисовича в обмотках, в грубых солдатских сапогах с винтовкой за плечом, бодрого, целеустремленного, собранного Он сделал выбор, и изменить ему не захотел».
Сделать достоянием широкого круга слушателей творческое наследие настоящего мастера и услышать записи в новом цифровом формате стало возможно благодаря работе научно-технического комплекса по архивации и реставрации фонограмм Московской государственной консерватории, оснащенного при поддержке Фонда Форда.

Исполнители:  Абрам Дьяков, фортепиано
Михаил Фихтенгольц, скрипка (1, 5); Елизавета Гилельс, скрипка (2); Давид Ойстрах, скрипка (3, 4, 6-8); Александр Володин, кларнет (9,11); Сергей Еремин, труба (10); Авет Габриэлян, скрипка (12-16); Михаил Тэриан, альт (12-16); Сергей Асламазян, виолончель (12-16); Иосиф Гертович, контрабас (12-16)

Композиторы:  Деплан, Крейслер, Дакен, Шопен, Чайковский, Скрябин, Мошковский, Гедике, Римский-Корсаков, Шуберт



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Жан Антуан Деплан (1678-1704)
1.Intrada (Adagio), транскрипция для скрипки и фортепиано Т. Наше3.15
Фриц Крейслер (1875-1962)
2.Жеманница, для скрипки и фортепиано в стиле Луи Куперена2.48
Луи Клод Дакен (1694-1772)
3.Кукушка, транскрипция для скрипки и фортепиано2.22
Фридерик Шопен (1819-1849)
4.Мазурка фа минор, ор. 68 № 4, транскрипция для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера2.19
5.Мазурка ре мажор, ор. 33 № 2, транскрипция для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера2.02
Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
6.Песня без слов, ор. 2 № 3, транскрипция для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера3.15
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
7.Ноктюрн фа-диез минор, ор. 5 № 1, транскрипция для скрипки и фортепиано А. Могилевского3.04
Мориц Мошковский (1854-1925)
8.Гитара, ор. 45 № 2, транскрипция для скрипки и фортепиано П. Сарасате3.02
Александр Федорович Гедике (1871-1957)
9.Этюд для кларнета и фортепиано1.56
10.Концертный этюд для трубы и фортепиано3.05
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
11.Полет шмеля, транскрипция для кларнета и фортепиано1.20
Франц Шуберт (1797-1828)
Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса ля мажор “Forellenquintett”, ор. 114, D.667
12.Allegro vivace8.11
13.Andante7.10
14.Scherzo-Presto-Trio3.57
15.Thema (Andantino) Var. 1-67.18
16.Finale. Allegro guisto5.59



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  серия:Искусство ансамблевого исполнительства
  live / studio:studio
формат:ADD
монтаж и/или мастеринг:Реставрация и мастеринг – Игорь Соловьев. Редактор Евгений Платонов.
копирайт и права (C) (P):Московская консерватория
общее время звучания:61.10
год издания:2005
дата записи:1930-е гг.
цена:78 руб. 67 коп.