Алексей Паршин, орган


  • Год выпуска: 2009

Алексей Паршин, орган
Записи 1998 - 2008 гг.
И. С. Бах (1685 - 1750)
Органные произведения



Фуга на тему Корелли и Фуга на тему Легренци, а также Пре­людия и фуга ре мажор написаны в Веймаре, где с 1707 по 1717 годы Бах служил придворным органистом герцога Вильгельма Эрнста (фуга на тему Легренци, возможно, появилась ещё раньше). В это время компози­тор увлечённо изучал европейские музыкальные традиции: влияние ита­льянской и особенно северонемецкой культур прослеживается в первых двух сочинениях. Французский же стиль ощущается в Прелюдии ре ма­жор, которая, как и следующая за ней Фуга, свидетельствует о незаурядных исполнительских возможностях моло­дого Баха. Оба сочинения встречают­ся в рукописных копиях как по отдель­ности (в этом случае прелюдия имеет название Piece d\'orgue), так и в виде двухчастного цикла. Тема Фуги си минор заимствована из Четвёртой церковной сонаты для двух скрипок и basso continuo Арканджело Корел­ли. В Фуге Баха значительную роль играют обширные интермедии: их прозрачная трёхголосная фактура, ритмическое течение смиренного ди­алога сопоставляются с благородным и величественным волеизъявлением основной темы. Характерная особен­ность двойной, то есть построенной на двух темах, Фуги до минор (ита­льянский композитор Легренци — ав­тор первой) — неуклонное возраста­ние драматического напряжения. Его кульминация — исполненный траги­ческого пафоса эпилог с мажорным заключением, символизирующим утверждение Истины.

Фантазия и фуга соль минор. В 1721 году 36-летний Бах участво­вал в конкурсе на место органиста в церкви Св. Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и Ио­ганн Маттезон — авторитетнейший в Германии музыкант — предложил в качестве темы мелодию фламанд­ской студенческой песни. На неё Бах создал грандиозную пьесу, в которой продемонстрировал исключительное мастерство, в том числе исполнителя­виртуоза, которому не было равных. Однако предпочтение было отдано другому претенденту, победа которо­го, по имеющимся сведениям, была обусловлена иными причинами. Фугу Баха впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фан­тазией соль минор.

Прелюдия и фуга ми-бемоль ма­жор — одно из последних органных сочинений Баха — относится к лейпцигскому периоду его жизни (1723— 1750), времени создания «Страстей по Матфею», Мессы си минор. Лейпцигские творения отмечены безгранич­ной мощью духа, экспрессивностью образов, смелостью художественных и технических задач и ошеломляю­щей лёгкостью их решения. В ори­гинале Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор не составляют единого двух­частного цикла, а служат началом и заключением так называемой «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения» (Klavierubung. 3. Teil). Исследователи единодушны во мнении, что оба про­изведения проникнуты символикой Святой Троицы: три темы в Прелю­дии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов, выбор тональности с тремя бемолями при ключе.

В основе хоральной прелюдии «In dulci jubilo» — рождественский на­родный напев XIV века, имеющий оригинальный двуязычный текст с чередованием латинских и немецких фраз. Протяжённые органные пун­кты в педали в сочетании с плавным трёхдольным ритмом, нисходящими по ступеням трезвучий интонациями придают этой пьесе характер пастора­ли — также рождественского жанра, сюжетно связанного с эпизодом по­клонения пастухов Младенцу Иисусу.

«Orgelbuchlein» («Органная кни­жечка») — собрание миниатюр на темы протестантских хоралов, во­площающее широкий спектр об­разов и настроений, связанных с христианским вероучением и духовно-эмоциональным пережива­нием событий Священного Писания. Музыкальный язык «Книжечки» ха­рактеризуют лаконизм формы и про­никновенность образного содержа­ния.

Протестантское песнопение «Nun komm\', der Heiden Heiland» трак­туется как хорал Адвента (Адвент в переводе с латинского означает При­шествие). Музыка, звучащая в церк­ви в предрождественский период, наполнена ностальгией в ожи­дании прихода Спасителя на землю.

Елена Цыбко кандидат искусствоведения

Тексты хоралов в свободном переводе А. Паршина

«Erschienen ist der herliche Tag»
Вот славы день восходит,
День радости Вселенской.
Христос врагов низводит —
По их деяньям мерзким...

«In dulci jubilo»
В нежной радости да воспоём
В яслях Лежащего в сиянии святом!
Ты для блуждающих сердец —
Свет, озаривший путь к ковчегу.
Ты есть Начало и Конец,
Ты — Альфа и Омега.

«Christum wir soil loben schon»
Должны восславить мы Христа,
Рождённого Пречистой Девой.
Как солнце озаряет небо,
Пусть славят Бога сердце и уста!

«Liebster Jesu, wir sind hier»
Возлюбленный Иисус, мы здесь
Святому Твоему внимаем Слову,
Небесным наставленьем
Наш разум просвети!
Движенье сердца обрати,
К Тебе, Господь,
От бытия земного!

«Christ lag in Todes Banden»
Христос лежал в оковах смерти...
За нас страдал Он, многогрешных.
Христос воскрес, даруя жизнь,
Надежду слабым, безутешным.
Возрадуемся все и Господа
прославим,
Воспевши «Аллилуйя!»,
возблагодарим, восхвалим!

«Wenn wir in hdhsten Noten sein»
(2 строфы)

Когда в тяжелой мы нужде,
И нет на скорбный зов ответа,
Когда тоска, когда нигде
Нет помощи и нет совета,
Одно лишь утешенье —
Молиться Господу, взывая о
прощении,
Об избавлении...

«Nun котт, der Heiden Heiland»
Приди ж, язычников Спаситель,
Сын Богородицы Пречистой,
Чтоб в изумленьи восхитился мир
Господней волей Рождества земного,
Сияньем Истины Божественного Слова.


Алексей Паршин родился в 1957 году в Москве. Занятия музыкой начал под руководством А.Д. Артоболевской. Окончил Центральную му­зыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано И.Р. Клячко, Московскую консервато­рию по классу органа Л.И. Ройзмана и фортепиано М.С. Воскресенского. В качестве стипендиата французского правительства, учился в Националь­ной региональной консерватории г.Рюэль-Мальмезон в классе Мари-Клер Ален (интерпретация) и Жака Таддеи (органная импровизация). Окончил отделение «высшей под­готовки» с результатом «Золотая ме­даль, единогласно».

Выступает с сольными концертами в России, Франции, Австрии, Италии, Голландии, Бельгии, Чехии, США и др.

Основатель и арт-директор Между­народного конкурса органистов Вале­рия Кикты и Московского фестиваля молодых деятелей искусств имени Н.Л. Бидлоо.

Заслуженный артист РФ, Заслужен­ный деятель искусств РФ, профессор Московской государственной консер­ватории им. П.И. Чайковского.

Исполнение Паршина поража­ет страстной сдержанностью, интеллигентностью, логикой и присущей лишь подлинному мастеру обманчивой лёгкостью.

Микаэл Таривердиев, выступая на радио «Эхо Москвы», сказал: «Бо­жий дар у человека, понимаете? Он живёт музыкой. Он живёт учениками. Со временем будут го­ворить: \"Это была органная эпо­ха, когда играл сам Паршин\".» (П. Севницкая. «Особая поро­да» // «Российская музыкальная газета», № 9 (15), 1997 г.)



Исполнители:  

Алексей Паршин, орган



Композиторы:  

И. С. Бах (1685 - 1750)





ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

И. С. Бах (1685 - 1750)
1 Фуга си минор на тему Арканджело Корелли, BWV 579 8.03
2 Фуга до минор на тему Джованни Легренци, BWV 574 8.53
3 Хоральная прелюдия из сборника «Органная книжечка»: Erschienen ist der herrliche Tag, BWV 629 1.34
4 Хоральная прелюдия In dulci jubilo, BWV 751 2.40
Четыре хоральные прелюдии из сборника «Органная книжечка»:
5 Christum wir soll loben schon, BWV 611 2.10
6 Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 633 2.54
7 Christ lag in Todesbanden, BWV 625 1.52
8 Wenn wir in hoechsten Noethen sein, BWV 641 2.36
9 Прелюдия ре мажор (Piece d'orgue), BWV 532/1 5.24
10 Фуга ре мажор, BWV 532/2 6.21
11 Хоральная прелюдия из Лейципгского сборника «18 хоралов»: Nun komm' der Heiden Heiland, BWV 660 3.58
12 Фантазия соль минор, BWV 542/1 6.32
13 Фуга соль минор, BWV 542/2 5.33
14 Прелюдия ми бемоль мажор, BWV 552/1 9.08
15 Фуга ми бемоль мажор, BWV 552/2 6.18



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio:live
формат:DDD
звукорежиссер:

Андрей Андрианов Владимир Копцов Светлана Спасская

монтаж и/или мастеринг:

Андрей Андрианов, Александр Волков

исполнительный продюсер:

Евгений Платонов

копирайт и права (C) (P):

2009 Московская государственная консерватория

общее время звучания:73.50
год издания:2009
место записи:Малый зал Московской консерватории, Концертный зал органной и камерной музыки г. Кирова, большой зал Московской консерватории, Государственный центральный музей музыкальной культура им. Глинки
дата записи:

31.10.98 (1-2) 14.02.07 (3-5) 13.02.06 (6) 28.09.07 (7-8) 02.01.98 (9-12) 29.02.08 (13) 08.02.08 (14-15)

цена:65 руб.