Классическая музыка в кинематографе: способы создания метасмысловых структур

15 февраля 2023 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Курс ведёт доцент Ровенко Е. В.

Аннотация

В задачи курса входит установление функции классической музыки в семантической структуре фильма, понятой как метасмысловая структура, состоящая из визуального и аудиального компонентов. Классическая музыка обладает собственным семантическим полем, сформированным ее функционированием в культуре. Артикуляция этого поля и выявление слагающих его смысловых ячеек позволяет интерпретировать его как аналог вербального текста. Поэтому, опираясь на концепцию Мишеля Риффатера, я предлагаю исследовать возможности функционирования классической музыки как интерпретанты («третий текст»), которая интегрирует собственные смыслы в структуру фильма и влияет на характер соотношения визуального и аудиального компонентов («первого» и «второго» текстов соответственно), во многом в зависимости от места музыки в пространстве диегетического звука фильма (Claudia Gorbman). Курс призван показать варианты взаимодействия трех обозначенных текстов, генерирующего метасмысловую структуру фильма с учетом ее темпорального развития и мобильности ее как «l'image-mouvement» et «l'image-temps» (Gilles Deleuze).

Предлагается применить концепцию разновидностей «образа-движения» (по Делезу) к этой «трехтекстовой» структуре фильма. Родовая категория «образа-движения» коррелирует с визуальным планом фильма, поскольку в процессе перцепции экранный образ функционирует как «материя-перетекание». Такая производная данной категории, как «образ-действие», соотносится с аудиальным (вербальным) планом, артикулирующим развитие нарратива и организующего сюжетно-тематический ландшафт фильма. Третий вариант, «образ-эмоция», может быть сопряжен с музыкальный аспектом, поскольку, согласно Делезу, данный вид образа переводит perception et action в модус «состояния».

Комплексный «образ-время» складывается из трех видов «образа-движения» и представляет собой сложную темпоральную структуру, связанную с разными аспектами перцепции фильма.

В ходе авторского курса планируется показать, что семантика данной структуры в случае с фильмом с классической музыкой семантически детерминируется именно «образом-эмоцией» (= «интерпретантой»), артикуляцией имманентного ему времени и способом его воздействия на реципиента. Инструментом исследования служит комплексный трехэтапный подход к фильму как метатексту, базирующийся на синтезе и последовательной актуализации трех методологических процедур: семантической, структурной, интуитивистски-феноменологической.

Материалом курса служит обширная фильмография, включающая примеры актуализации в кинематографе западноевропейского музыкального фонда, начиная от И. С. Баха.

Тематический план

  1. Музыка в кинематографе: ее функции, смысл, типология.
  2. Классическая музыка в фильме в роли интерпретанты и варианты ее актуализации.
  3. Методология изучения классической музыки в кинематографе: обзор стратегий. Семантический, структурный, интуитивистски-феноменологический подходы.
  4. Аудиальное и визуальное: контрапункт художественных смыслов и композиционных функций.

Авторские курсы повышения квалификации 2022-2023

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.
Заявки принимаются
- по электронной почте: contedu@mosconsv.ru
- по телефону: 8 (495) 629 26 46


Ссылки