Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов

Краткая история кафедры

Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов. Образована в январе 1991. Изначально были предметы «Музыка как вид искусства», «История балета»,  «Музыкальный менеджмент»,  «Теория музыкального содержания», «Английская музыкальная терминология», далее прибавились «Оперный театр», «Музыкальная психология»,  «Музыкальная педагогика»,  «Философия и композиция новейшей  музыки». На другую кафедру была переведена «Музыкальная журналистика». 

Награды

Диплом «Золотая кафедра России».

Баркалая Н.О.

Кавалер искусств и литературы Франции.

Гнилов Б.Г.

Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Заслуженный работник Высшей школы РФ.

Комарницкая О.В.

Победитель международного конкурса Фулбрайт (США).

Лебедев С.Н.

Победитель  международного конкурса им. А.фон Гумбольдта (ФРГ).

Левко О.А.

Победитель международного  конкурса Фулбрайт (США).

Просняков М.Т.

Лауреат  1 премии Международного конкурса  исполнителей новейшей музыки в  ФРГ.

Соколов И.Г.

Благодарность Министра культуры РФ.

Старчеус М.С.

Почетная грамота Министра культуры РФ.

Ферапонтова Е.В.

Благодарность Министра культуры РФ.

Холопова В.Н.

Заслуженный деятель искусств РФ.

Заслуженный деятель науки и образования.

Премия им. Б.Бартока (Венгрия).

Премия им. Б.Асафьева (совм. с Е.Чигаревой).

Орден Дружбы.

Премия Правительства РФ.

Diploma di merito и Золотая медаль Европейской Научно-промышленной палаты.

Медаль Н.Рубинштейна.

Орден Милия Балакирева.

 Орден «Первый среди равных»  Европейского Научно-промышленного консорциума.

Научная деятельность кафедры

Педагогами кафедры создано несколько научных направлений. В. Н. Холоповой принадлежат направления «Теория и история музыкального ритма», «Музыкальные эмоции», «Теория музыкального содержания».

По первому из них опубликованы книги: «Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ  века» (1971), «Русская музыкальная ритмика» (1983). По второму – книга «Музыкальные эмоции», единственная монография на эту тему в России (2010, 2012). Материалы третьего направления изложены в книгах  «Музыка как вид искусства» (1990/91,1994, 2000, 2002, 2014), «Феномен музыки» (2014) и во многих статьях.

Книга «Музыкальные эмоции» содержит и исторический, и теоретический аспекты. В историческом плане имеется обзор музыкальных эмоций древних культур (Индия, Китай, Греция, Средневековье), Возрождения, Нового и Новейшего времени ( барокко, классика,  романтизм, ХХ в.). В теоретическом плане сделан анализ основной литературы по проблеме, на русском и иностранных языках, приведены имеющиеся классификации эмоций в музыке у разных авторов. При этом музыковедческие методы соединяются с психологическими, а результаты исследования адресуются не только ученым-гуманитариям, но также композиторам и исполнителям.

В отношении музыкального содержания В. Н. Холопова стала лидером, повлиявшим и на теоретическое развитие этого направления, и на его широкое распространение в музыкальной педагогике – по всей России, частично за рубежом. Она является автором около 30 книг и 500 статей, работы переведены на 10 языков мира, РАЕ присвоила ей звание академика.

По теории музыкального содержания у нее есть единомышленники в других городах, в частности, ряд публикаций выпустила Л.П.Казанцева (Астрахань). Холоповой в данной области были выработаны новые теоретические понятия: специальное и неспециальное  музыкальное содержание, три стороны музыкального содержания. И они составили  прогрессивные аспекты в развитии новой отрасли. Идеи Холоповой получили развитие  у ее учеников. Значительным трудом, созданным на кафедре МСМ, стал  учебник для вузов  А.Ю.Кудряшова «Теория музыкального содержания» (СПб., 2006, 2010).  Для ДМШ и ДШИ  закончен учебник «Музыкальное содержание» трех авторов: В.Н.Холоповой. Н.В.Бойцовой и Е.М.Акишиной (2017, рукопись).  Учебный предмет «Теория   музыкального содержания»  пользуется   большим спросом у  студентов  МГК (включая иностранцев), которые регулярно просят о его продлении.   У студентов-исполнителей его  ведут педагоги кафедры МСМ: доктор искусствоведения,  проф. О.В.Комарницкая, канд. искусствоведения, доц. Н.О.Баркалая,  ст. преподаватели И.Г.Соколов и М.Т.Просняков.

Книга А.Ю.Кудряшова  «Теория музыкального содержания» повысила научную ценность предмета  благодаря  синтезу музыковедения со многими общегуманитарными областями: семиотикой (самостоятельная разработка понятия  «реляты»),  искусствоведением   и литературоведением (Г.Вёльфлин, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, А.В.Михайлов), философией и эстетикой (Ж-Ж.Руссо,  Жан Поль, Ж. Бодрийар) и мн. др. Н.О.Баркалая   для ведения  того же предмета внесла познания из своей диссертации о Н.Обухове и эпохе французских «диких лет»: диссертация была защищена ею   на русском и на французском языке (в Париже). Близкая по эпохе научная тема – о С.Протопопове_-  была разработана  А.А.Ровнером.

И.Г.Соколов, обладая исключительными музыкальными способностями  пианиста,  одновременно как композитор  владеет обширными  знаниями  русской поэзии, на которую он пишет музыку (Ф.Тютчев, Н.Заболоцкий, В.Хлебников,  А.Введенский, Д.Хармс и др.), и преподнесение  комплексной образности музыки и поэзии наполняет его  занятия высоким художественным уровнем. М.Т.Просняков, напротив, тяготеет к точному технологическому знанию наиболее сложной музыки ХХ в.  -  К.Штокхаузена, П.Булеза, Я. Ксенакиса,   касаясь теории множеств, статистической композиции, принципа формульности.  Монографию о Ксенакисе выпустила Е.В.Ферапонтова: «Яннис Ксенакис. Вокальное творчество» (2011).

Комплексным предметом  со многих позиций  является  «Оперный театр». Его ведет на кафедре МСМ О.В.Комарницкая, наиболее  оснащенный музыковед-теоретик в этой области  в России.  Комплексность вытекает  из синтеза в  опере  музыки, сюжета, актерской игры, декораций и т.д.  С учетом данной множественности Комарницкая выработала свою систему анализа  этого рода искусства, куда вошла обширная классификация  видов  оперы, типология ее драматургии и композиционного строения. Этим проблемам на русском материале   посвящена ее докторская диссертация: «Русская опера Х1Х – начала ХХ1 веков. Проблемы жанра, драматургии, композиции» (2012). Рассмотрев шедевры Х1Х века,  особенно выделив «Хованщину», «Пиковую даму», «Сказание о невидимом граде Китеже»,   автор  часть своей диссертации,  посвященную более позднему отечественному  творчеству, представила  в виде опубликованной книги -  «Русская опера второй половины ХХ-начала ХХ1 веков: жанр, драматургия, композиция» (2011). Здесь впервые была сделана подробнейшая  классификация  оперы с точки зрения жанра – целая глава на 27 с. Достижением  книги Комарницкой явилось тогда первичное обстоятельное исследование  опер Слонимского («Мастер и Маргарита»), Щедрина («Очарованный странник», «Боярыня Морозова»). Уникальным  стало рассмотрение  грандиозной дилогии Н.Сидельникова  «Чертогон», до сих пор не  поставленной и не изданной.  

Новаторской научной и педагогической отраслью стал междисциплинарный синтез  музыковедения и балетоведения,  осуществляемый   с 1991 г. А.П.Груцыновой. До нее названные компоненты  существовали отдельно. Показательна ее докторская диссертация «Западноевропейский романтический балет  как явление музыкального театра» (2012). Рассматривая такие   стороны  балетного театра,  как либретто,  сценографию,  костюмы, исследуя также  критику явления разных веков, она с подлинными музыковедческими знаниями анализирует партитуры балетов, обобщая особенности их музыкального языка:  тематизма,  мелодики, ладо-гармонического склада,  ритмики, оркестра и т.д. В то же время  она не делает привилегии только для музыкальных проблем. С равным профессионализмом  исследователь  характеризует свойства самого танца, искусство танцовщиков и хореографов. Также  поднимает острые вопросы эволюции художественной режиссуры. В ее книге 2015 года «Балет в пространстве современного театра»   она    касается проблем использования   небалетной музыки  в современном театре,  роли современного танца, также и  постановочных задач.  

Особый род научной деятельности составил  перевод с латыни одного известнейшего музыкального трактата – «Основы музыки»  Боэция.  Его осуществил музыковед и латинист С.Н.Лебедев в 2012. Впервые в отечественном музыковедении  издание было билингвистическим, параллельно на латинском и русском языках. Основательный научный комментарий  переводчика также способствует   расширению  музыкально-исторических знаний у современных  музыковедов-теоретиков.

Фундаментальные монографии М.С.Старчеус «Слух музыканта» (2003) и «Личность музыканта» (2012) в серии «Психология о музыкантах, для музыкантов» посвящены актуальным проблемам в области музыкальной психологии и педагогики. «Слух музыканта» — первая отечественная монография о профессиональном слухе. Также «Личность музыканта» — первое обобщающее исследование профессиональных аспектов психологии личности и деятельности музыканта. Книги непосредственно связаны с учебным процессом Консерватории и позволяют обеспечить его необходимыми пособиями и программами. Также они используются как учебные пособия в вузах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Магнитогорск, Новосибирск) и СНГ (Беларусь, Казахстан). Сейчас идет работа над третьим пособием серии – «Обучение музыканта».

По материалам лекционных курсов «Педагогика» и «Технологии обучения» для аспирантов и ассистентов-стажеров МГК также подготовлены Словари-справочники: «Профессиональное музыкальное обучение в высшей школе» и «Технология обучения музыканта-профессионала». В этом году М.С. Старчеус, как редактор-составитель, подготовила к изданию 5-й выпуск Альманаха музыкальной психологии Homo musicus.

М.С. Старчеус также ежегодно проводит лекционные курсы и мастер-классы по линии ФПК МГК и по установкам других курсов повышения квалификации для педагогов ДМШ в Москве и других городах РФ.

Все события»