Гольденвейзер
Александр Борисович

  • Годы работы: 1906 - 1961
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Гольденвейзер<br /> Александр Борисович

Родился в 1875 г. в Кишинёве, умер в 1961 г. в поселке Николина Гора Московс­кой области.

Пианист, педагог, композитор, музыкальный критик, редактор, музыкально-общественный деятель.

Ректор Московской консерватории (1922–24 и 1939–42 гг.).

В детстве брал уроки фортепианной игры у В.П. Прокунина, уче­ника Н.Г. Рубинштейна. В 1895 окончил с золотой меда­лью Московскую консерваторию как пианист, в 1897 – как композитор. Среди педагогов – А.И. Зилоти, П.А. Пабст (фортепиано), В.И. Са­фонов (камерный ансамбль), А.С.Аренский, М.М. Ипполи­тов-Иванов (свободное сочинение), С.И. Танеев (контра­пункт). В ГЦММК им. М.И. Глинки хранится его экзаменационная работа, датированная 1894 г.: Двойная 4-гол. фуга для струнного квартета (партитура; ф. 91).

Выступал в качестве солис­та в ученических концертах Московской консерватории. Сильнейшее воздей­ствие на личность и художественные принципы Гольденвейзера оказало общение с Л.Н. Толстым (в 1895–1911), а также с С.В. Рахманино­вым, А.Н. Скрябиным, Н.К. Метнером, А.Ф. Гедике и др. После окончания консерватории концертировал (до 1956), часто выступал в ансамбле с Э. Изаи, П. Казальсом, Г.Р.Гинзбур­гом, Б.О.Сибором, Д.Ф.Ойстрахом, Л.Б. Коганом, С.Н.Кну­шевицким, М.Л.Ростроповичем, Н.Г.Райским, Е.Д. Круглико­вой, Н.П. Рождественской, с Квартетом им. Бетховена и др. Игра Гольденвейзера, музыканта интеллектуального склада, отли­чалась тонким чувством стиля, благородной простотой и пианистическим мастерством. Широкое признание получи­ли его трактовки сочинений В.А. Моцарта, Л. Ванн Бетховена, Р.Шумана, Э. Грига, русских композиторов (прежде всего Аренского и Мет­нера, в ранние годы Скрябина). Оставил множество грам­записей. С 1901 выступал в печати как музыкальный критик, со­трудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир», был членом редакции журнала «Музыкальный труженик» и др.

Педагогическую деятельность начал в 1897г.: преподавал игру на фортепиано в Николаевском сиротском, Елисаветинском и Ека­терининском женских институтах (до 1918), в Музвкально-драматическом училище МФО (1904–06). В Московскую консерваторию был приглашен в 1906 (вза­мен уехавшего за границу И.А. Левина) и унаследовал его класс. Главным педагогическим принципом Гольденвейзера было формирование музы­канта как глубокой и разносторонней личности: «...музы­кант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значительно­сти автора» (Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. С. 62).

Деятельность артиста представлялась ему высо­кой творческой миссией. Неоднократно подчеркивал ответствен­ность пианиста за судьбу исполняемого им музыкального произведения (Там же. С. 101). Не допускал свободного отношения к авторскому тексту, требовал от учеников максимальной точности и обязательной игры наизусть. Занимаясь с детьми, основ­ное внимание уделял изучению гамм и арпеджио, позднее – технической работе на материале исполняемых в классе произв. При этом добивался абсолютного «соответствия между звуковым образом и движениями и ощущениями рук и всего тела играющего» (Там же. С. 104). Проблемы звукоизвлечения решались в тесной связи с характером изучаемых пьес. Специально звуком занимался сравнитель­но мало, считая, что при наличии профессиональных навыков у действительно музыкального человека рояль не будет звучать пло­хо. Опираясь на лучшие индивидуальные свойства учеников (все­го их было св. 200), создал крупную пианистическую школу. Среди учеников: Д. Башкиров, Л. Берман, Д. Благой, М. Вай­сборд, Г.Гинзбург, О.Жукова, А. Каплан, И. Кац, Л. Левин­сон, И. Малинина, В. Нечаев, Т.Николаева, Д. Паперно, Л. Ройзман, Л. Сосина, Р.Тамаркина, С.Фейнберг.

Помимо педагогической, вел в консерватории общественную и административную ра­боту: в 1916–17 входил в состав библиотечной комиссии, созданной для упорядочения библиотечных фондов. Воз­главлял Совет профессоров на фортепианном отделении. В 1918–20 декан исполнительского факультета. В 1918 наряду с Г.П. Прокофьевым был избран «товарищем ректора» (заведущий художественной частью), с конца 1920 (в связи с введением должности) был назначен проректором. Входил от Московской консерватории в специальную Комиссию МУЗО Наркомпроса, занимавшуюся реформой музыкальных учебных заведений. В июле 1920 совместно с Ипполитовым-Ивановым, Л.Э. Конюсом, Прокофьевым, Райским разработал про­ект новой организационной структуры и учебных планов консерватории (пре­дусматривалось, в частности, создание 5 факультетов и «Выс­ших свободных мастерских»). В октябре 1922 (после ухода в отставку Ипполитова-Иванова) стал ректором Московской консерватории и пробыл в этой должности до 1924 (затем ректо­ром стал К.Н.Игумнов). Участвовал в разработке «Поло­жения о Ленинградской и Московской консерваториях» (1925). В 1932–34 – зам. директора (директор С.Т. Шац­кий), в 1939–42 – директор консерватории.

 В сложной творческой и об­щественной обстановке отстаивал сложившиеся в консерватории отечественные традиции профессионального музыкального образования. Добиваясь лик­видации инструкторско-педагогического отдела (факультета), формировав­шегося в основном по идеологическим, а не профессиональным кри­териям, подвергался нападкам как «лидер реакционной профессуры» (см.: Новицкий П. Цитадель музыкальной художественной реакции // Музыка и революция. 1928. С. 18–22). В 1936, когда в консерватории была введена систе­ма кафедр, возглавил одну из них (на фортепианном факультете). В 1936–59 работал в комиссии по пересмотру репертуара испол­нительских факультетов и разработке новых учебных программ (1943, пред. Д.Д. Шостакович).

Большое внимание уделял музыкально-просветительской работе. В дореволюционные годы участвовал в работе «Пречистенских бес­платных классов для взрослых рабочих и работниц», в «Московском обществе содействия устройству общеоб­разовательных народных развлечений». В 1906 стал од­ним из организаторов Народной консерватории, преподавал там. По­зднее (1918–19) возглавлял музыкальный совет при Художественно-просветительском отделе Моссовета, а также сектор научной работы при художественном подотделе Московского отдела народного образования. В 1932–34 заместитель председателя МСМ. Одним из первых поставил задачу разделения общего музыкального образования детей и их специальной подготовки к музыкально-профессиональной деятельности. В 1931–36 возглавлял орга­низованную им «Особую детскую группу» при консерватории, пре­образованную затем в ЦМШ, был ее художественным руководителем (1936–41). Одним из первых начал заниматься с детьми от 7 лет.

Автор опер «Певцы», «Вешние воды» (по И.С. Турге­неву), «Пир во время чумы» (по А.С. Пушкину), 2 орк. сюит, камерных, фп. и вок. соч., а также мн. статей и воспоминаний, в т. ч. о А.Г. Рубинштейне и Н.Г.Рубин­штейне, Зилоти, Ипполитове-Иванове, Рахманинове, Е.А. Лавровской, Пабсте, Н.Я. Мясковском, Г.Л.Катуаре, Г.Э. Конюсе, М. Ф.Гнесине, К. С.Сараджеве, Тамаркиной и др.

Ред. фп. соч. П.И.Чайковского (концерты, трио, Кон­цертная фантазия, секстет), И.С. Баха (партиты, инвен­ции, «Хроматическая фантазия и фуга»), Моцарта (со­наты и концерты), Бетховена (все сонаты, а также кон­церты, вариации), Д. Скарлатти, Шумана (полное собр. фп. соч.) и др. Оставил «Дневники» [опубликованы 2-й женой и секретарем Гольденвейзера Еленой Ивановной Гольденвейзер (урожд. Гра­чева)] и «Мемуары» (Музей-квартира А.Б. Гольденвейзе­ра, филиал ГЦММК). Сталинская пр. СССР (1946). Ор­ден Трудового Красного Знамени.

Публикации:

  • Вблизи Толстого. Т.1, 2. М., 1922, 1923;
  • Лев Толстой и музыка. Воспоминания. М., 1958 (совм. с Н.Н. Гу­севым);
  • Об исполнительстве // Вопросы фортепиан­ного исполнительства. Вып. 1. М., 1965;
  • А.Б. Гольденвей­зер. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969; О му­зыкальном исполнительстве // Выдающиеся пианисты­педагоги о фортепианном искусстве. М.–Л., 1966;
  • О музыкальном искусстве. М., 1975;
  • Дневник. Тетрадь первая(1889–1904). М., 1995;
  • Дневник. Тетради вторая – шестая (1905–1909). М., 1997.

Литература:

  • МЭ1; КПМ1; МК; Николаев А. Исполнитель­ские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. М., 1961;
  • Алексеев А.Д. Жизнь музыканта // Памяти А.Б. Голь­денвейзера. М., 1969;
  • В классе А.Б. Гольденвейзера. М., 1986;
  • Берман Л. Мой учитель Александр Борисович Голь­денвейзер // Берман Л. Годы странствий. Размышле­ния музыканта. М., 2006;
  • Бродский Н. Нюансы музыкаль­ной Москвы. М., 2007;
  • Паперно Д. Записки московско­го пианиста. М., 2007;
  •  Кац И. “А помнишь, как...?” Иеру­салим, 2007.

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Народный артист Киргизской ССР

Заслуженный деятель искусств РСФСР и Таджикской ССР
Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Народная артистка СССР
Профессор

Заслуженный учитель РСФСР
Доцент

Заслуженный учитель РСФСР
Доцент


Доцент


Доцент


Доцент




Засл. работник культуры РСФСР

Заслуженный артист РСФСР