Наумов
Александр Владимирович

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Наумов<br /> Александр Владимирович

Музыковед, кандидат искусствоведения. Диссертация: «Траурный марш: История и теория жанра» (МГК им. П. И. Чайковского, научный руководитель В. Н. Холопова, 2001). Доцент (2010).

Окончил Московскую консерваторию по специальности «музыковедение» в 1999 году и ГКА им. Маймонида по специальности «концертно-камерное пение» в 2005 году (класс Народного артиста России, профессора А.П. Мартынова). С 2001 преподает на кафедре Истории русской музыки МГК (исторические лекционные курсы, руководство студенческими и аспирантскими работами, лекторско-филармоническая практика); с 2010 параллельно — на кафедре Истории и теории исполнительского искусства (лекционные курсы «История исполнительства» и «История вокально-исполнительских стилей» для вокалистов и дирижеров хора, руководство аспирантскими работами).

Сфера научных интересов — вопросы истории и теории музыкальных жанров, музыка в спектаклях драматического театра, теоретические аспекты вокального и вокально-хорового исполнительства. Ведет концертную и концертно-просветительскую деятельность.

Научные труды. Издания. Публикации:

1. Двести лет траурного марша. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2001. — 192 с.

2. Рождение музыки из трагедии духа. «Гамлет» У. Шекспира в музыке драматического театра и кино. М.: Вузовская книга, 2010. — 164 с.

3. Аренский и другие. М.: Вузовская книга, 2012. — 54 с.

4. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Опыт толкования на музыкальный текст // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции. — М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2005. — С. 141-160.

5. Сфинксы. К вопросу о «вложенной интерпретации» // FESTSCHRIFT Валентине Николаевне Холоповой: материалы научной конференции. — М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007. — С. 90–99.

6. Точка или многоточие: знаки пунктуации в «Моцарте и Сальери» Н.А. Римского–Корсакова // Наука о музыке. Слово молодых ученых: материалы III Всероссийской научно–практической конференции. — Казань: КГК им. Н. Жиганова, 2009. — С. 52–72.

7. Позиционность как критерий вокальной и хореографической эстетики // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно–аналитический и научно–образовательный журнал. Вып. 1 (11). — Нижний Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2009. — С. 50–53.

8. Концепция «ликований» А. Волынского и эстетические основы вокальной техники // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сборник научных трудов ОГИИ. Вып. 7. — Оренбург, 2010. — С. 99–105.

9. «Песни беглого узника» (El Cimarron) Х.–В. Хенце. Опыт эстетического оправдания вокальных трудностей // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика. Сборник статей по материалам Международной научно–практической конференции. — Пермь: ПГПУ, 2010. — С. 167–174.

10. Три жизни «Гамлета» Н. Рахманова // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика / Сборник научных трудов МГИМ им. Шнитке. Вып. III. — М., 2010. — С. 35–44.

11. Композитор драматического театра между театроведением и музыкознанием // Музыка в системе искусств / Сборник научных трудов МГИМ им. Шнитке. Вып. IV. — М., 2011. — С. 27–35.

12. Иди и смотри (балет «Лаура» Д. Кривицкого) // «Музыкальная академия» 2011 №1. — С. 71–74.

13. Полвека музыки в спектаклях МХАТ полвека спустя // «Музыкальная жизнь» 2011 №12, С. 37–40.

14. Композитор–театр–эпоха. К вопросу о конфликте художественных парадигм в первой половине ХХ в. на примере творчества Р. Глиэра // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. 5. — М.: МГИМ им. Шнитке, 2012. — С. 66–73.

15. Музыка драматического театра: торжество профессионализма или оргия дилетантов? // Materiały VIII międzynarodowej naukowi–praktycznej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk — 2012» 07–15 czerwca 2012 roku. V. 21. Pedagogiczne nauki Muzyka i życie. — Przemyśl: Nauka i studia, 2012. — Р. 97–102.

16. Музыка режиссерского выбора. Ф. Латенас в спектакле Р. Туминаса «Дядя Ваня» // Проблемы современной музыки. Сборник материалов V Международной научно–практической конференции. — Пермь: ПГПУ, 2012. — С. 146–156.

17. К вопросу о жанровой природе музыки русского драматического театра первой половины ХХ в. // Materiały IX międzynarodowej naukowi–praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki — 2013» 07–15 lutego 2013 roku. V. 12. Filozofia. Muzyka i życie. — Przemyśl: Nauka i studia, 2013. — Р. 56–61.

18. Музыка драматического спектакля в зеркале «системы Станиславского» и практики Московского Художественного театра первой половины ХХ века // «Музыкальная академия» 2013 №1. — С. 21–24.

19. «Фактор публикации» в истории музыки к спектаклям отечественного драматического театра первой половины ХХ в. // Актуальные проблемы искусствоведения, филологии и культурологии. — Новосибирск: СибАК, 2013. — С. 78–87.

20. Music of Russian XX century theatre as an object of source study // Papers of 2nd International scientific conference “Europian Applied Sciences: modern approaches in scientific researches” Stuttgart, Germany, 18–19th February, 2013. — Р. 80–82.

21. Семь композиций в ожидании Фауста. Музыка Р. Вагнера по трагедии И.В. Гёте // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Сборник научных статей Вып. VI. М: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2013 — С. 19–27.

22. Музыка русского драматического театра начала ХХ в.: у истоков новой жанровой модели // Сборник докладов международной конференции, посвященной развитию междисциплинарных исследований. Донецк, 6 апреля 2013. Донецк: НИЦ «Знание», 2013. — С. 24–29.

23. К вопросу о сущности и функциях «подбора» в музыке драматического театра // Сборник докладов международных конференций «Консолидация научных исследований», «Диверсификация научных подходов как основание повышения качества исследований». Донецк, 14 сентября и 12 октября 2013. Донецк: НИЦ «Знание», 2013. — С. 108–113.

24. Две театральные увертюры А. Ильинского в контексте истории жанра на рубеже XIX–XХ вв. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Сборник статей по материалам XXIX международной научно–практической конференции. Вып. 10 (29). Новосибирск: СибАК, 2013. — С. 44–51.

25. От вокальной манеры к композиторскому стилю: романсы А.С. Даргомыжского 1830–х гг. // Два века феномена Даргомыжского: сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции. Тула: ТКИ им. Даргомыжского, 2013. — С. 58–66.

26. Наследие bel canto в ранних операх Р. Вагнера. // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Сборник научных статей Вып. VI. М: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2013 — С. 8–18.

27. Понятие амплуа в практике оперного театра. К постановке проблемы // Наука вчера, сегодня, завтра. Сборник статей по материалам IV международной научно–практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. — С. 29–38.

28. Вокально–стилевые параллели 1830–х: А. Даргомыжский и Р. Вагнер // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Сборник статей по материалам XXVIII международной научно–практической конференции. Вып. 9 (28). Новосибирск: СибАК, 2013. — С. 164–175.

29. Снова? Заново... Вновь! Об оратории Ю. Буцко на тексты Ивана Грозного // Проблемы современной музыки: сборник материалов VI международной научно–практической конференции. Пермь: ПГПУ, 2013. — С. 48–57.

30. Антрактовой музыки ударник отставной. Из истории музыкально–театрального быта рубежа XIX–XX вв. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб.ст. по материалам XXXIV международной научно–практической конференции. №3(34). — Новосибирск: СибАК, 2014. — С. 106–118.

31. Он был театральный ударник… Памяти Станислава Недзейко // Музыкальная жизнь, 2014 №4 (1138) — С. 72–73.

32. С.В. Рахманинов и Вл.И. Немирович–Данченко: из истории несостоявшегося сотрудничества // Научный вестник Московской консерватории, 2014, №2 (17) — С. 194–201.

33. «Царь Эдип» и «Царь Феодор» А. Ильинского в контексте истории музыки драматического театра рубежа XIX–XX вв. // Музыка в парадигме художественных связей. Сб. ст. и мат–лов. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова–Иванова, 2014. — С. 237–246.

34.  «…и всегда приятно с Вами разговаривать». Письма А.А. Карцева к Р.М. Глиэру в собрании РГАЛИ // UNIVERSUM: филология и искусствоведение. Электронный научный журнал. 2014 №7(9) http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1458

35. Несколько страниц из личного дела Августа Кегеля, тромбониста, или еще раз о немцах в России // Вопросы музыкознания: теория, история, методика. Вып. 7. Сб. ст. М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2014. — С. 132–136.

36. Ранние романсы Р. Глиэра в контексте русской камерно–вокальной музыки рубежа XIX–XX вв.: к проблеме академизма // UNIVERSUM: филология и искусствоведение. Электронный научный журнал. 2014 №10(12) http://7universum.com/ru/philology/archive

37.  «Лермонтовский отчет» С. Василенко. Тенденции академизма в цикле 16 романсов ор. 100 // Инновации в науке / Сб. ст. по материалам XXXVII международной научно–практической конференции. №9 (34). — Новосибирск: СибАК, 2014. — С. 91–106.

38. Из музыки «второго юбилея»: вокальный цикл А.Ф. Гедике на стихи М.Ю. Лермонтова (1940) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб.ст. по материалам XLI международной научно–практической конференции. № 10(41). — Новосибирск: СибАК, 2014. — С. 120–128.

39. Вокальная стилистика хоровых сцен в поздних операх К.В. Глюка. К постановке проблемы // Universum (электронное издание) 2014, №2 (4). http://7universum.com/ru/philology/archive/category/2–8)

40. К вопросу об итальянской вокальной стилистике в хоровых фрагментах из реформаторских опер К.В. Глюка. «Парис и Елена» // Инновации в науке. Сб.ст. по материалам XXIX международной научно–практической конференции №1 (26). Новосибирск: СибАК, 2014. — С. 151–162.

41. О русском «Орфее». К 300–летию К.В. Глюка // Наука вчера, сегодня, завтра. Сб.ст. по материалам IX международной научно–практической конференции. №2 (9). Новосибирск, СибАК, 2014. — С. 59–68.

42. Последнее искушение Армиды. К вопросу о вокальной стилистике оперных хоров К.В. Глюка // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Сб.ст. по материалам XXI международной заочной научно–практической конференции. №2 (21). М.: МЦ науки и образования, 2014. — С. 43–56.

43. Хоровое письмо К.В. Глюка в опере «Ифигения в Авлиде»: композиция и интерпретация // Инновации в современной науке: Материалы научно–практической конференции. Махачкала: ЦСРНО 2014. — С. 87–98.

44. Антики и ориенталии. Некоторые особенности хорового письма в опере К.В. Глюка «Ифигения в Тавриде» // Современные научные исследования: методология, теория, практика: Материалы международной научно–практической конференции. Челябинск: Сити–принт, 2014. — С. 112–121.

45. Возвышенность требований. О вокальной стилистике хоровых сцен в операх К.В. Глюка // XVIII международная конференция, посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук. Сб.ст. 2 часть (культурология, религиоведение, искусствоведение, социологические науки). Сб.ст. М.: ЦГУ Социум, 2014. — С. 71–75.

46. Серия нотных изданий «Из репертуара выдающихся певцов» как документ музыкального быта послевоенного СССР // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Сб.ст. по материалам XXXII международной научно–практической конференции. №1 (32). Новосибирск: СибАК, 2014. — С. 166–175.

47. Некоторые принципы фиксации исполнительского опыта отечественной вокальной школы в нотных изданиях второй половины ХХ в. // XVI международная конференция, посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук. Сб. ст. Часть 3. (культурология, религиоведение, искусствоведение, социологические науки, политологические науки). М.: ЦГУ Социум, 2014. — С. 145–148.

48. К вопросу о запечатлении исполнительской версии вокального произведения в нотах из репертуара великих артистов ХХ в. // Международная конференция «Наука и общество», сб. докладов. Часть 3. Донецк: НИЦ «Знание», 2014. — С. 139–144.

49. П.И. Чайковский на руинах Р. Вагнера. «Пиковая Дама», Берлин, 1947 год // Вопросы музыкознания: теория. история. методика. Вып. 7. Сб. ст. М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2014. — С. 51–66.

50. «Отзвуки войны» ор. 66 Ц.А. Кюи: к проблеме пафоса в камерно–вокальном жанре // Инновации в науке. Сб. ст. по материалам XLI международной научно–практической конференции. №1 (38). Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 110–121. http://sibac.info/17552

51. «Сверлийцы» Б. Юхананова как объект интерпретации // Материалы VIII Международной научно–практической конференции «Проблемы современной музыки: композитор и фольклор». Пермь: ПГПУ, 2015. — С. 36–41.

52. Ц.А. Кюи «7 стихотворений армянских поэтов» ор. 75: проблемы композиции и интерпретации // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб.ст. по материалам LII международной научно–практической конференции. № 9(52). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 50–61. http://sibac.info/19754

53. О некоторых особенностях партий солирующего баса в вокальных сочинениях К.Ф.Э. Баха // Инновации в науке. Сб. ст. по материалам XLIX международной научно–практической конференции. №9 (46). Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 75–85. http://sibac.info/19859

54. Ц.А. Кюи. «5 французских стихотворений» ор. 54: к вопросу об исполнительской стилистике // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Сб.ст. по материалам LIII международной научно–практической конференции. №10(53). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 50–59.

55. Камерно–вокальная музыка Е.К. Голубева // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб.ст. по материалам XLIV международной научно–практической конференции. № 1(44). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 102–111. http://sibac.info/17425

56. От «Отче наш» до «отца народов» и далее: о хоровой музыке C.В. Евсеева // Вопросы теории музыки. Электронный журнал ГИИ. 2015, №12. http://sias.ru/upload/iblock/a10/2015_12_naumov.pdf

57. Античные эпиграфы. «Орестея» С.И. Танеева в «Медее» Н.П. Охлопкова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб.ст. по материалам L международной научно–практической конференции. № 7(50). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 107–124. http://sibac.info/19430

58. От песни к опере и обратно: «Эрос и Психея» Е. Жулавского на русской сцене начала ХХ в. // Музыкальный театр: история и современность. Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 34. — Минск, 2015. — С. 165–173.

59. Многоликий ориентализм Р.М. Глиэра (к 140–летию со дня рождения) // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. 8. М.: МГИМ им. Шнитке, 2015. — С. 38–44.

60. «Прометей» поверженный. Из МХАТовской скрябинианы // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Сб.ст. по материалам LIII международной научно–практической конференции. №10(53). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 59–68. http://sibac.info/19973

61. Из Лондона с любовью // Музыкальная академия 2015 №4. — С. 62–63.

62. В диалоге времен: музыка Г. Н. Попова к спектаклям Б. Н. Ливанова в Московском художественном театре // Музыковедение 2016 №10. — С. 18–24.

63. В. Н. Крюков. “Незнакомка”: симфонический Пролог и музыка к драме // Сборник статей по материалам Международной научной конференции «Союз искусства и науки». — Красноярск, КГИИ, 2016. — С. 52–57. Путями парадокса и гротеска. О стиле вокальной лирики Вс. П. Задерацкого // Наука и мир 2016 №11 (39) ч. 1. — С. 92–94. http://scienceph.ru/d/413259/d/science_and_world_no_11_39_november_vol_i.pdf

64. Мэтр Лекюйе и его «Принципы искусства пения» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Сб.ст. по материалам LXI международной научно–практической конференции. №6 (61). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 30–40. http://sibac.info/conf/philolog/lxi/57173

65. К проблеме «смешанных чувств»: из практики камерно–вокального исполнительства // Science of Europe 2016 №7 (7). — С. 44–50

66. Александр Юрасовский. Дневник недописанной жизни. М.: Вузовская книга, 2017. 504 с.

67. Конспекты по истории вокального искусства XVII–XIX веков. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2017. 328 с.

68. Е. Ф. Карри — респондент и адресат. Из переписки начала ХХ века // Вестник СПбГУ 2017 Т.7. Вып. 4 с. 395–402.

69. По Сибири навстречу Японской войне. Из переписки Е. Ф. Карри 1904–1905 годов //  Художественная культура России вчера, сегодня, завтра: региональный аспект. Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции, 2–3 ноября 2017. Красноярск: КГИИ, 2017. с. 149–157.

70. С. А. Халатов. Воспоминания, встречи, впечатления / Вступ. статья, подготовка текста, дополнения, комментарии. М.: ООО «Самполиграфист», 2018. 632 с.

71. Музыка С. И. Танеева и А. Н. Скрябина в драматическом театре ХХ века // С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и ученик Сб. ст. по материалам международной научно-практической конференции навстречу 150-летию Московской консерватории. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 228–235.

72. Накануне исхода. Иностранные музыканты на службе Московской конторы Императорских театров во второй половине XIX — начале ХХ века // Временник Зубовского института 2018 № 1 (20). С. 3–19.

73. Слово для Регера. Рецензия на книгу В. В. Шпиницкого Макс Регер: Прошу слова. Из эпистолярного и публицистического наследия. М.: Arsis Books, 2018 // Музыкальная жизнь, эл. версия 03.09.2018. http://mz.kmpztr.ru/slovo-dlya-regera

74. «Борис Годунов» — 1937. Из музыкальной истории Московского Художественного театра // Музыковедение 2018 № 8. С. 38–45.

75. А. Ю. Симон — композитор МХТ // Музыкальная академия 2018 № 2. С 67–73.

76. «Тяжелая, подавляющая пышность». «Мольер» Московского Художественного театра в жизни и творчестве Р. М. Глиэра // Южно-Российский музыкальный альманах 2018 № 3. С. 45–51.

77. Несколько штрихов к портрету Л. В. Собинова, Солиста Его Императорского величества // MUSICUS 2018 № 3 (55). С. 31–36.

78. Из булгаковиады Р. М. Глиэра. Дело о квадратных аршинах // Временник Зубовского института 2019 № 1 (24). С. 62–81.

79. Музыкальная киносибириада (1939–1940) В. Н. Крюкова // «Художественные традиции Сибири». Материалылы международной научной конференции. Красноярск, 2019. С. 232–238.

80. Изгнание «Трахинянок». О музыке Александра Шеншина к неосуществленной постановке Московского Художественного театра // Музыкальная Академия 2019 № 3 (767). С. 138–149.

81. Лидия Редега — балетмейстер Художественного театра // Балет 2019 № 5 (281). С. 44–47.

82. Обобщение пройденного: музыка Р. М. Глиэра к спектаклю МХАТ «Женитьба Фигаро» (1927) // Музыковедение 2019 № 9. С. 26–32.

83. «Похищение огня». О неосуществленной сценической версии «Прометея» А. Н. Скрябина в Московском Художественном театре (1925–1927) // Временник Зубовского института 2019 № 4 (27). С. 42–59.