Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX–XX вв. Часть 2
  • Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент Д. Р.  Петров; кандидат искусствоведения А. Ф.  Хитрук
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 480
  • ISBN: 978-5-89598-291-4

Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX–XX веков: идеи, личности, школы. Часть 2.

Руководители научного проекта: доктор искусствоведения, профессор В.П.Чинаев (МГК имени П. И. Чайковского); кандидат искусствоведения, доцент Д.Н. Часовитин (СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова)

Ответственные редакторы: кандидат искусствоведения, доцент А.А.Штром (Часть 1); кандидат искусствоведения, доцент Н.П.Толстых (Часть 2).

В статьях сборника освещаются педагогические и исполнительские принципы выдающихся представителей западноевропейской и отечественной музыкальной культуры XIX–XXI веков, новые факты из истории московской пианистической школы. Издание подготовлено на основе выступлений на международной научной конференции, проходившей в Московской государственной консерватории 9–11 декабря 2009 года, и дополнено близкими по тематике статьями. Издание адресовано музыкантам разных специальностей, а также всем, интересующимся отечественной и мировой музыкальной культурой Нового времени.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Номер сборника: 77

Предисловие 5

Из истории исполнительства и педагогики

Наталия Корыхалова Антуан Мармонтель и французская фортепианная педагогика 9

Наталья Шохирева Исполнительские и педагогические принципы Клары Шуман 44

Ольга Лосева «Двадцать лет спустя» — Клара Шуман в России в 1864 году 72

Борис Бородин Ферруччо Бузони и Леопольд Годовский: эскиз двойного портрета 105

Сергей Грохотов Вальтер Гизекинг: артист в интерьере эпохи 133

Марина Дроздова Новаторство исполнительского искусства Марии Юдиной 151

Константин Жабинский Опус 27 А. Веберна в исполнении Марии Юдиной и Глена Гульда: великая традиция или «мондриановский геометризм»? 170

Московская фортепианная школа: от истоков до современности

Нонна Толстых Отечественное пианистическое наследие: Николай Рубинштейн играет ноктюрны Джона Фильда (опыт реконструкции по материалам А. Буховцева) 187

Чарльз Барбер Фрагменты из книги «Затерянный в звёздах. Забытая музыкальная жизнь Александра Зилоти» (перевод с английского, предисловие и комментарии И. В. Куликовой) 214

Владимир Тропп Несостоявшийся профессор Московской консерватории: музыкально-педагогическая деятельность Сергея Рахманинова 235

Александр Меркулов «Несравненный мастер фортепианной игры и фортепианного преподавания»: Адольф Ярошевский и его педагогическая система 267

Тамара Юрова Михаил Курбатов и его труд «Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано» 291

Лариса Слуцкая Связь времен: о некоторых проблемах фортепианного факультета Московской консерватории в ХХI веке 303

Нора Лусе Традиции московской пианистической школы в Латвии: Кира Лавринович 315

Инструментальные и вокальные школы: прошлое и настоящее

Елена Сафонова О педагогической концепции Йозефа Иоахима и ее воздействии на русскую скрипичную школу 335

Павел Седов Искусство Яши Хейфеца: истоки, эволюция, исполнительские принципы 358

Антон Абанович Владимир Цыбин — артист и педагог (по материалам московских архивов) 375

Карина Маргунова Из воспоминаний о Нине Дорлиак — певице и педагоге 396

Александр Наумов Стиль и метод: наброски к творческому портрету Алексея Мартынова 409

Дирижерское искусство XX века

Ольга Захарова Дирижерское искусство Николая Голованова (по материалам его личного архива, библиотеки и высказываний коллег) 423

Евгения Кривицкая Игорь Маркевич: «Дирижирование — это искусство, наука и управление» 441

Виктор Юзефович Сергей Кусевицкий: парижский триптих Мусоргского 450

Сведения об авторах 479


Содержание 1 части

От ответственного редактора   5

Из истории исполнительства и педагогики: преемственность и смены вех

Алла Мофа М. Клементи, Я. Л. Дусик, И. Б. Крамер: преемственность исполнительских и педагогических принципов   9

Екатерина Лозбенёва Из истории отечественного фортепианного исполнительства и педагогики первой половины XIX века: И. В. Геслер, Дж. Фильд, К. Майер   30

Наталия Пушина Об исполнительском искусстве и педагогике Рауля Пюньо (1852–1914)   43

Наталия Блауберг Слагаемые успеха Иосифа Гофмана в России (1895–1913) по материалам прессы тех лет   73

Константин Жабинский Искусство Дину Липатти в контексте фортепианной «бахианы» 1930–1940-х годов   103

Татьяна Щикунова Интерпретация сочинений Фридерика Шопена Артуром Рубинштейном и его современниками (становление, характер, эволюция)   113

Семен Заборин Шопеновская ветвь польского пианизма: крупнейшие представители и особенности интерпретации ими произведений Шопена (на основе анализа звукозаписей)   128

Марина Смирнова Еще раз о шопенистах   141

Ирина Золотова Преломление творческих принципов Л. Николаева и К. Игумнова в искусстве армянских пианистов ХХ века   152

Ирина Цивинская Педагогика Б. Л. Яворского: теоретические универсалии и практика   169

Ольга Сайгушкина Метод Леймера – Гизекинга в контексте музыкально-педагогических концепций конца XIX — начала XX веков   200

Петербургская пианистическая школа: от истоков к современности

Ольга Скорбященская Первый учитель Шостаковича   225

Семён Денисов Школа Н. И. Голубовской – В. В. Нильсена: основы музыкального мировоззрения (по письмам военных лет)   235

Владимир Шекалов О некоторых закономерностях исполнительского произношения (к столетию со дня рождения В. В. Нильсена)   257

Методика, практика, интерпретация: некоторые теоретические аспекты

Ирина Богомолова «Миниатюры» Леопольда Годовского (к вопросу о педагогическом репертуаре)   279

Августа Малинковская «Микрокосмос» Бартока в русле бахианы первой половины ХХ века   294

Дмитрий Часовитин Принципы редактирования фортепианных сонат Бетховена в ХХ веке   314

Сведения об авторах   332

В декабре 2009 года Московская и Санкт-Петербургская консерватории осуществили совместный научный проект. В течение недели на базе двух консерваторий прошли заседания международной научной конференции «Исполнительские и педагогические концепции выдающихся музыкантов XIX–XX веков». Настоящий сборник является второй — московской — частью издания «Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX–XX веков: идеи, личности, школы», основанного на материалах докладов, прозвучавших на конференции.

В московском сборнике преобладают статьи, которые с известной долей условности можно отнести к аналитическим творческим портретам, посвященным выдающимся представителям мировой и отечественной исполнительской и педагогической культуры — А. Мармонтеля, К. Вик, Ф. Бузони, Л. Годовского, В. Гизекинга, М. Юдиной, Я. Хейфеца, Н. Голованова, И. Маркевича и др.

Не менее значимый научный аспект сборника представлен в статьях о музыкантах, чья деятельность неразрывно связана с Московской консерваторией: А. А. Ярошевском (А. М. Меркулов), Н. Л. Дорлиак (К. И. Маргунова), А. П. Мартынове (А. В. Наумов), В. Н. Цыбине (А. С. Абанович) и многих других. В публикации Л. Е. Слуцкой, основанной на интервью с профессорами Московской консерватории, выпукло обрисованы музыкально-творческие и педагогические проблемы современной жизни фортепианного факультета. Трансляции опыта русской пианистической школы в культурном пространстве Латвии посвящена статья Н. Ю. Лусе.

Авторы историко-аналитических очерков основываются на редких, ранее не публиковавшихся архивных документах, эпистолярных материалах, а также периодике прошлых веков. Неизвестные до сих пор исторические факты творческих биографий представлены в статьях О. И. Захаровой, А. М. Меркулова, О. В. Лосевой (письма Клары и Марии Шуман, данные в приложении к ее статье, публикуются на русском языке впервые); фрагменты монографии современного американского исследователя Ч. Ф. Барбера (в переводе И. В. Куликовой) знакомят читателя с американским периодом жизни А. И. Зилоти; новые материалы об исполнительском искусстве С. Кусевицкого в период между двумя мировыми войнами представлены В. А. Юзефовичем. Неожиданный ракурс найден В. М. Троппом в материале о педагогической составляющей в творческой биографии С. В. Рахманинова. На редких документальных материалах построена концепция Н. П. Толстых о прочтении Н. Г. Рубинштейном ноктюрнов Фильда — автор статьи использует оригинальные исполнительские ремарки, зафиксированные современником Рубинштейна А. Н. Буховцевым; неизданные, труднодоступные записи исполнений М. Юдиной легли в основу аналитических размышлений М. А. Дроздовой и К. А. Жабинского.

Характеристики творческой деятельности мастеров даны на широком историко-культурном и музыкально-историческом фоне. Таковы, в частности, статьи Н. П. Корыхаловой о Мармонтеле, Н. А. Шохиревой о Кларе Вик, Б. Б. Бородина о Бузони и Годовском, С. В. Грохотова о Гизекинге, П. В. Седова о Яше Хейфеце; в статье Т. В. Юровой анализ фортепианно-методических идей М. Н. Курбатова дан в контексте мыслей крупных музыкантов-педагогов XIX–XX веков; в статье Е. Л. Сафоновой творческая концепция Й. Иоахима рассмотрена под углом зрения влияния исполнительских и педагогических принципов мастера на русскую скрипичную школу.

При информативной емкости, жанровом и исследовательском разнообразии статей в каждой из них под тем или иным углом зрения прослеживается неразрывная связь профессионально-музыкального и этического начала. Материалы сборника передают общую, сквозную идею совместного научного проекта — идею о воспитательных, эстетических и музыкально-образовательных функциях музыкального искусства, о благородной роли личности артиста в культуре двух минувших столетий.