Меркулов
Александр Михайлович

  • Кандидат искусствоведения
  • Профессор
Меркулов<br /> Александр Михайлович

Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Проблема целостности интерпретации (на материале фортепианных сюитных циклов Шумана и Мусоргского)» (Московская консерватория, 1981)

Награды:
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «Подвижнику просвещения» в часть 300-летия М. В. Ломоносова


Родился в городе Москве. В 1970 году окончил Московское музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано И. Л. Худолея), в 1975 году — Горьковскую консерваторию (класс фортепиано О. С. Виноградовой). До 1979 года совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительского искусства» (научный руководитель — М. А. Смирнов).

Педагогическая деятельность:

С 1999 года — профессор. Среди его учеников — проф., канд. иск. С. В. Грохотов; проф., канд. иск. О. А. Красногорова; доц., канд. иск. Н. Б. Пушина; преп., канд. иск. Н. А. Шохирева; ст. преп., канд. иск. П. А. Шатский; ст. преп., канд. иск. А. Л. Резник; проф., канд. иск., заслуженный работник высшей школы РФ Г. И. Пальян.

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 200 научных трудов, в том числе множества статей, посвященных творчеству Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Э. Грига, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, педагогам-пианистам С. И. Танееву, П. А. Пабсту, В. И. Сафонову, А. И. Зилоти, А. А. Ярошевскому П. А. Шостаковскому, К. А. Киппу, А. А. Чичкину, А. В. Вицинскому,Я. И. Заку, Л. Н. Власенко, Е. В. Малинину, Т. П. Николаевой, А. Г. Руббаху, Н. А. Любомудровой, В. К. Мержанову, И. Л. Худолею, О. М. Жуковой, З. А. Игнатьевой, М. С. Воскресенскому и др., а также истории редакций, транскрипций и каденций, проблемам текстологии и интерпретации клавирной музыки.

Автор 39 статей в Энциклопедии «Московская государственная консерватория. 1866 – 2016» (М., 2016).

Автор «Программы по методике обучения игре на фортепиано» (М., 2004; 4-е расширенное изд. – М., 2020), методических разработок, вступительных и сопроводительных статей к различным изданиям.

Автор и составитель учебных пособий:

«Фортепианные сюитные циклы Р. Шумана: Вопросы целостности композиции и интерпретации». – М., 1991; 2-е изд. – М., 2006; 3-е изд. – М., 2011

«Как исполнять Моцарта». – М., 2004; 4-е изд. – М., 2019

«Как исполнять Гайдна». – М., 2004; 3-е изд. – М., 2009

«Мысли о Моцарте». – М., 2004; 2-е изд. – М., 2020

«Уроки Зака». – М., 2006; 2-е изд. – М., 2019

Игорь Безродный. М., 2010

«Йозеф Гайдн: Личность. Творчество. Интерпретация». – М., 2018

Каденция солиста в эпоху барокко и венского классицизма. – М., 2014; 2-е изд., испр. и доп. – М., 2020

«Шедевры фортепианной транскрипции». Серия нотных изданий. Вып. 1–59. – М., 2004–2020

Редактор-составитель сборников научных трудов Московской консерватории

  • «Музыка П. И. Чайковского: вопросы интерпретации». — М., 1991
  • «Профессора исполнительских классов Московской консерватории»
    Вып. 1. — М., 2000
    Вып. 2. — М., 2002
    Вып. 3. — М., 2007
    Вып. 4. — М., 2008
  • «Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко». — М., 2001
  • «Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения». — М., 2003
  • «Звучащая жизнь музыкальной классики XX века». — М., 2006
  • «Творчество, концепции, школы: Деятельность профессоров Московской консерватории (от истоков до наших дней)». — М., 2008
  • Вспоминая С. И. Снитковского: на сцене, в классе, в жизни. – М., 2013
  • Alma Mater. Альманах ассоциации выпускников Московской консерватории. Вып. 2. – М., 2017
  • Наталья Андреевна Любомудрова: Избранные статьи и методические работы. Воспоминания коллег и учеников. – М., 2018
  • Мстислав Анатольевич Смирнов: статьи, воспоминания, дневники. – М., 2020

Избранные статьи

  • Некоторые особенности композиции и интерпретации «Картинок с выставки» Мусоргского // Проблемы организации музыкального произведения. — М., 1979;
  • Легенда о неисправном метрономе Р. Шумана и некоторые особенности исполнительской и редакторской деятельности Клары Шуман // Проблемы воспитания музыканта-исполнителя. — М., 1984;
  • О некоторых педагогических советах Листа // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5. — М., 1984;
  • Из наблюдений над звуковой символикой в произведениях Шумана // Советская музыка. 1985. № 8; 
  • Клавирные сочинения Моцарта в обработке Грига (к вопросу о романтическом стиле интерпретации) // Исполнитель и музыкальное произведение. — М., 1989;
  • Оперная музыка М. П. Мусоргского в фортепианных обработках (на примере «Бориса Годунова») // М. П. Мусоргский. Современные проблемы интерпретации. М., 1990
  • Обработки Чайковским клавирной музыки Моцарта: стилистические аспекты переинтонирования // Из истории музыкальной жизни России (XVIII–XIX вв.). — М., 1990;
  • Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации // Музыкальное исполнительство и педагогика. — М., 1991;
  • Чайковский — автор фортепианных обработок и некоторые концертные обработки для фортепиано музыки Чайковского // Музыка П. И. Чайковского: Вопросы интерпретации. — М., 1991;
  • Танеев играет Моцарта (штрихи к исполнительскому портрету на основе анализа игры 1891 года, воспоминаний современников и неопубликованных каденций к фортепианному концерту Моцарта К. 365) // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. — М., 1993;
  • О моцартианстве В. И. Сафонова // Проблемы творчества Моцарта. — М., 1993;
  • «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонат Бетховена // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2. — М., 1997;
  • Современные проблемы воспитания исполнителя. Беседы с Л. Н. Власенко, Е. В. Малининым, В. К. Мержановым, Т. П. Николаевой // Там же;
  • Создавать собственные каденции! // Как исполнять Моцарта. — М., 2004;
  • Исполнительские концепции «Карнавала» Р. Шумана: С. В. Рахманинов – В. В. Софроницкий – А. Бенедетти Микеланджели и другие // Последний великий романтик фортепиано. Владимир Софроницкий издали и вблизи. Мимика и жестикуляция в пианиста в системе исполнительских выразительных средств // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2014, № 1–2;
  • А. Б. Гольденвейзер и его фортепианные учителя (проблемы творческого взаимодействия и преемственности) // Наставник: Александр Гольденвейзер глазами современников. М.; СПб.2014;
  • О технике фортепианных транскрипций А. И. Зилоти // Музыка в системе культуры. Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 10. Екатеринбург, 2015; «Виртуоз с самообладанием...» (об исполнительском стиле А. И. Зилоти) // Музыкальная академия, 2016, № 2;
  • «... Жест пианиста тоже должен быть частью его творения». О значении пантомимической выразительности в исполнительском искусстве А. Н. Скрябина // Ученые записки Мемориального Музея А. Н. Скрябина. Вып. 8. Кн. 2. М., 2016;
  • К вопросу о стилевой специфике отечественной пианистической школы // Фортепианная культура России: история и современность. – М., 2016;
  • О стилевой неоднородности отечественного пианизма середины ХХ века (на примере сравнения исполнительско-педагогических принципов А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза, К. Н. Игумнова, С. Е. Фейнберга и др.) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М., 2017;
  • Каденции Сафонова к концерту d-moll Моцарта в контексте фортепианного искусства второй половины XIX века // Сафонов В. И. Две каденции к концерту В. А. Моцарта d-moll KV 466... М., 2018;
  • О транскрипторском наследии В. П. Задерацкого // PianoФорум, 2020, № 3

Автор вступительных статей, а также предисловий, послесловий и примечаний к изданиям:

Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. — М., 2004

Вицинский А. В. Беседы с пианистами. — М., 2004 и Танеев С. И. Две каденции к концерту В. А. Моцарта для двух фортепиано с оркестром (К 365). — М., 2007.

Кандидат искусствоведения
Профессор

Кандидат искусствоведения
Доцент


Ассистент