И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко
  • Рецензент: А. А. Панов, доктор искусствоведения, профессор; Ю. С. Бочаров, доктор искусствоведения; А. В. Булычева, кандидат искусствоведения, доцент; М. А. Сапонов, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2016
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 360
  • ISBN: 978-5-89598-323-2 (в обл.)

Редакторы-составители: О. В. Геро, Ph.D. (Лейпцигский университет); Р. А. Насонов, кандидат искусствоведения, доцент

Сборник составлен по материалам международной научной конференции «Старинная немецкая музыка и современная музыкальная практика», проходившей 11–13 декабря 2012 года в Московской консерватории. Цель издания — углубление научных связей и обмен достижениями между российскими и европейскими специалистами в области старинной музыки. В связи с этим все статьи публикуются на двух языках — русском и немецком. Большинство публикаций посвящено творчеству И. С. Баха, которое рассматривается в разных аспектах, в широком историческом контексте. В ряде статей отражено возрастающее внимание современных исследователей к искусству добаховского периода. Издание адресовано музыковедам-историкам, исполнителям, учащимся и всем интересующимся немецким музыкальным барокко.

Предисловие 8

Vorwort 11

Список сокращений 14

Abkürzungen 14

Петер Вольни «Прекрасные итальянские музыкальные вещицы на немецкой земле» О том, как сочиняли музыку после Тридцатилетней войны 16

Peter Wollny „Schöne Italienische Musicalische Kunststücke uff Teutzschem Boden” Über das Komponieren nach dem Dreißigjährigen Krieg 51

Ольга Геро Остинатные и ритурнельные формы в «Laudate pueri Dominum» на примере произведений из Дюбеновской коллекции 62

Olga Gero Ostinato- und Ritornellformen in den Vertonungen „Laudate pueri Dominum” aus der Düben-Sammlung 81

Анастасия Мальцева Музыкально-экзегетический подход в контексте музыкальной риторики немецкого барокко 92

Anastasia Maltsewa Musikalisch-exegetisches Verfahren im Kontext der musikalischen Rhetorik des deutschen Barockstils 103

Андреас Глёкнер «...Великий музыкант, а не школьный учитель...» Заметки на тему: Иоганн Себастьян Бах — кантор, капельмейстер, музыкальный директор 111

Andreas Glöckner „…wohl ein großer Musicus aber kein Schulmann...” Annotationen zum Thema Johann Sebastian Bach als Kantor, Kapellmeister und Director musices 124

Кристоф Вольф Как звучала «музыка прежнего рода»? И. С. Бах и проблемы исполнительской практики 136

Christoph Wolff Wie klang „die ehemalige Arth von Music”? Aufführungsprobleme bei Bach 157

Андреас Глёкнер Утраченная со времен окончания войны О судьбе старой нотной библиотеки школы Св. Фомы в Лейпциге 165

Andreas Glöckner Seit Kriegsende verschollenen Über das Schicksal der älteren Notenbibliothek der Thomasschule zu Leipzig 183

Питер Дирксен И. С. Бах и традиция хоральной партиты 192

Pieter Dirksen J. S. Bach und die Tradition der Choralpartita 201

Питер Дирксен Кантата «Erfreute Zeit im neuen Bunde» BWV 83 и роль скрипки в кантатах первого лейпцигского годового цикла И. С. Баха 209

Pieter Dirksen Die Kantate „Erfreute Zeit im neuen Bunde” BWV 83 und die Rolle der Violine in Bachs erstem Leipziger Jahrgang 229

Олеся Янченко «Selig ist der Mann» BWV 57 И. С. Баха как духовный диалог высшего порядка 245

Olessja Jantschenko „Selig ist der Mann” BWV 57 Johann Sebastian Bachs als ein geistlicher Dialog der höheren Stufe 255

Роман Насонов Восьмое слово Христа О духовном смысле арии с эхо «Flößt, mein Heiland» из «Рождественской оратории» Баха 264

Roman Nassonow Das achte Wort Jesu Über den geistlichen Sinn der Echo-Arie „Flößt, mein Heiland” aus dem „Weihnachtsoratorium” von J. S. Bach 272

Елена Вязкова К вопросу о типологии рукописей и о творческом процессе И. С. Баха 280

Elena Wjazkowa Zur Handschriftentypologie und zum Schaffensprozess von J. S. Bach 293

Александр Меркулов Каденция солиста в XVIII — начале XIX века: мифы и реальность 302

Alexander Merkulow Die Solokadenz vom 18. bis zum Anfang des 19. Jahrhunderts: Mythen und Realität 319

Кристоф Вольф Моцарт и Бах 335

Christoph Wolff Mozart und Bach 351

Авторы 358

Verfasserverzeichnis 359

Международная научная конференция «Старинная немецкая музыка и современная исполнительская практика», прошедшая в стенах Московской консерватории с 11 по 13 декабря 2012 года, надолго запомнилась ее участникам счастливой возможностью общения русских исследователей немецкого музыкального барокко с гостями — ведущими специалистами в данной области, сотрудниками Баховского архива в Лейпциге. Их визит в Москву стал возможным благодаря личному приглашению заведующего кафедрой истории зарубежной музыки, профессора Михаила Сапонова, имеющего давние и прочные связи с немецкими баховедами, и спонсорской поддержке компании «British Petroleum». Цель этого сборника статей — продолжение и углубление диалога между двумя научными школами. В сложившихся обстоятельствах, когда большинство русских читателей не владеет немецким языком достаточно свободно для того, чтобы без проблем осваивать на нем научную литературу, а наши коллеги из Германии в силу аналогичных причин попросту незнакомы со многими трудами русских авторов, составители сборника решились на эксперимент: все материалы публикуются сразу на двух языках — русском и немецком1.

Большинство представленных в сборнике статей посвящены периоду, охватывающему примерно столетие истории немецкой музыкальной культуры: с середины XVII века до окончания эпохи барокко, которое можно соотнести с датой смерти И. С. Баха. Проблеме итальянских влияний на немецкую музыку после Тридцатилетней войны посвящено исследование Петера Вольни, в котором подробно анализируется ряд случаев переработки немецкими композиторами итальянских моделей и дается крайне ценная классификация подобных аранжировок. В статье Ольги Геро, выпускницы Московской консерватории и ученицы Петера Вольни, рассмотрен корпус сочинений на полный текст псалма «Хвалите, отроки, Господа», представленных в знаменитой Дюбеновской коллекции. Автор отмечает многообразие художественных решений и в то же время прослеживает общие тенденции формообразования в немецкой духовной музыке второй половины XVII столетия. Затронута в сборнике и такая важная область искусства немецкого барокко, как обращение композиторов к приемам музыкальной риторики. Материал молодого новосибирского музыковеда Анастасии Мальцевой на примере магнификатов лютеранских авторов XVII века раскрывает методы использования музыкально-риторических фигур для истолкования библейского текста.

Бóльшая часть материалов сборника посвящена творчеству Иоганна Себастья­на Баха, и это представляется закономерным. Фигура великого немецкого композитора давно стала частью нашей культуры, музыканту посвящено множество исследований на русском языке. К тому же, все немецкие гости конференции, участники этого сборника, — крупнейшие специалисты в области баховедения. Щедро делясь с читателем своими обширными познаниями, они вносят существенный вклад в русскую научную традицию, придают ее развитию новые импульсы.

Статьи Андреаса Глёкнера значительно обогащают наши представления о лейпцигском периоде творчества Баха. В первой из них подробно описаны круг служебных обязанностей и реальные профессиональные занятия композитора. Вторая излагает таинственную историю пропавшего нотного собрания, находка которого подарила бы современному баховедению новые бесценные материалы. Также двумя статьями представлены в сборнике исследования Кристофа Вольфа. В одной из них ученый рассматривает известный документ — прошение в городской совет Лейпцига от 23 августа 1730 года — в широком контексте проблем современной науки о Бахе. В частности, Вольф подвергает критической оценке дошедшие до нас сведения об исполнительской манере Баха и рассуждает о его отношении к той музыке, которая являлась для него «старинной» (включая и собственные ранние сочинения Баха). В другой своей статье исследователь суммирует известные нам случаи соприкосновения Моцарта с музыкой Баха и на этой основе выдвигает тезис о непрерывном течении музыкальной истории, соединяющей творчество этих двух композиторов.

Две статьи для сборника любезно предоставил известный нидерландский исполнитель на клавире и музыковед Питер Дирксен, постоянный участник научных мероприятий, проводимых в Московской консерватории. Первая из них освещает историю тюрингской хоральной партиты в творчестве молодого И. С. Баха. В другом материале, обращая внимание на некоторые уникальные особенности кантаты «[Настало] время веселья в Новом Завете» BWV 83, Дирксен выдвигает интересную, всесторонне обоснованную гипотезу о том, что влияние дрезденской музыки на сочинения Баха прослеживается уже в первые годы пребывания композитора в Лейпциге — гораздо раньше, чем это до сих пор предполагалось.

Вопросы духовного смысла музыки Баха, с давних пор притягивающие русских слушателей и ученых, затрагиваются в статьях Олеси Янченко и Романа Насонова. Выпускница аспирантуры Московской консерватории рассматривает кантату BWV 57 «Блажен муж» как выдающееся и уникальное достижение композитора в традиционном для лютеранской церкви жанре: духовный диалог не ограничивается здесь рамками одних лишь дуэтов — в него включаются все части сочинения, которые можно рассматривать как своеобразные «реплики» «диалога высшего порядка». В статье Романа Насонова прослеживается развитие одной духовно-поэтической идеи Б. Х. Брокеса в двух произведениях Баха: в «Страстях по Иоанну» и в IV части «Рождественской оратории»; в последнем случае присутствие этой идеи отмечается впервые. Автор показывает, насколько своеобразно преломляет композитор в обоих случаях заимствованную идею и как глубоко интегрирует ее в общий замысел своих крупнейших сочинений.

Авторы сборника не обошли вниманием и актуальные проблемы источниковедения. Опираясь на идеи и разработки своих коллег и предшественников (в частности, Ричарда Маршалла и Татьяны Шабалиной), Елена Вязкова предлагает пересмотреть характеристику ряда автографов позднего Баха: то, что считалось до сих пор исследователями чистовиком, на самом деле было композиционной рукописью. В частности, автор опровергает сложившиеся представления о том, что автограф «Канонических вариаций» BWV 769 является второй, позднейшей, версией произведения; равным образом и автограф «Искусства фуги» отражает технические моменты композиционного процесса, а не первоначальный замысел цикла.

Одному из аспектов старинной музыки, актуальных для исполнительской практики наших дней, — каденциям в инструментальных произведениях — посвящена публикация Александра Меркулова. На обширном музыкальном материале с привлечением необходимых сведений из трактатов XVII–XVIII веков автор опровергает множество «мифов» — не соответствующих действительности представлений о барочной и классической каденции, накопившихся в научной и популярной литературе.

Наряду с первыми публикациями в сборник включены материалы, ранее вышедшие в свет в зарубежной и русской научной периодике. Впервые издаваемые на двух языках в рамках диалога научных школ, эти статьи найдут нового заинтересованного читателя.

Переводы с русского языка и на русский язык выполнены авторами статей, если не указано иное.

Роман Насонов


1   11–12 апреля 2013 года в Московской консерватории прошла еще одна крупная международная конференция, посвященная проблемам изучения старинной музыки: «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка». По ее итогам к печати также готовится сборник статей на двух языках (русском и английском), который станет частью этой небольшой экспериментальной серии.

 

Die internationale wissenschaftliche Konferenz „Alte deutsche Musik und moderne Aufführungspraxis”, die im Moskauer Konservatorium 11.–13. Dezember 2012 stattgefunden hat und ihren Teilnehmer auf lange Zeit im Gedächtnis bleibt, wurde zu einer glücklichen Gelegenheit für die Kommunikation zwischen russischen Forschern des deutschen musikalischen Barock und den Gästen — den führenden Fachleuten auf diesem Gebiet, wissenschaftlichen Mitarbeitern des Bach-Archivs Leipzig. Ihr Besuch in Moskau ist dank der persönlichen Einladung vom Leiter des Lehrstuhls für Geschichte der ausländischen Musik Prof. Michail Saponow, der gute und beständige Verbindungen mit den deutschen Bachforschern hat, sowie der finanziellen Unterstützung seitens der Gesellschaft „British Petroleum” möglich geworden. Das Ziel dieses Sammelbandes ist eine Fortsetzung und Vertiefung des Dialogs zwischen den zwei wissenschaftlichen Schulen. Unter den gegebenen Umständen, wenn die Mehrheit russischer Leser die deutsche Sprache nicht frei genug beherrscht, um problemlos deutschsprachige wissenschaftliche Literatur zu studieren, und unsere Kollegen aus Deutschland kraft derselben Gründe mit vielen Arbeiten russischer Verfasser nicht vertraut sind, entschieden sich die Herausgeber für ein Experiment: Alle Materialien werden zugleich in zwei Sprachen — auf Deutsch und auf Russisch — veröffentlicht.


In den meisten Artikeln dieses Sammelbandes wird der Zeitraum von ungefähr hundert Jahren der Geschichte der deutschen musikalischen Kultur behandelt: von der Mitte des 17. Jahrhunderts bis zum Ende des Barockzeitalters, das mit dem Tod von J. S. Bach gleichgesetzt werden kann. Dem Problem der italienischen Einflüsse auf die deutsche Musik nach dem Dreißigjährigen Krieg wurde die Untersuchung von Peter Wollny gewidmet, in in der einige Fälle des Komponierens nach italienischen Vorbilden durch deutsche Komponisten analysiert werden und eine äußerst wertvolle Klassifikation solcher Bearbeitungen gegeben wird. Im Artikel von Olga Gero — der Absolventin des Moskauer Konservatoriums und Doktorandin von Peter Wollny —, wurde das Korpus der Vertonungen des Psalms „Laudate pueri Dominum”, die in der bekannten Düben-Sammlung vertreten sind, behandelt. Die Verfasserin zeigt die Vielfältigkeit der künstlerischen Lösungen und spürt gleichzeitig die allgemeinen Tendenzen in der Formbildung in der deutschen geistlichen Musik der zweiten Hälfte des 17. Jahrhunderts auf. Im Sammelband wird auch ein solcher bedeutender Bereich der deutschen Kunst des Barock gestreift wie die Anwendung der rhetorischen Mittel. Im Beitrag von Nowosibirsker Musikwissenschaftlerin Anastasia Maltsewa werden anhand der Magnificats lutherischer Komponisten des 17. Jahrhunderts die Methoden der Verwendung von musikalisch-rhetorischen Figuren für die Deutung des Bibeltextes aufgedeckt.
Die Mehrzahl aller Beiträge ist dem Schaffen Johann Sebastian Bachs gewidmet, was allerdings gesetzmäßig vorkommt. Die Gestalt der großen deutschen Komponisten ist längst ein Teil der russischen Kultur geworden; diesem Musiker ist eine große Zahl der Untersuchungen in russischer Sprache gewidmet. Überdies sind alle deutschen Gäste der Konferenz, deren Beiträge in diesem Sammelband erscheinen, große Fachleute in der Bachforschung. Sie tragen zur russischen wissenschaftlichen Tradition bei und geben ihr neue Impulse, indem sie ihre umfangreichen Kenntnisse mit dem Leser großzügig teilen.


Die Artikel von Andreas Glöckner bereichern wesentlich unsere Vorstellungen über die Leipziger Schaffensperiode von Bach. Im ersten Beitrag wurden die Amtspflichten und reale professionelle Beschäftigung des Komponisten ausführlich dargestellt. Im anderen Artikel schildert der Autor eine geheimnisvolle Geschichte der verschollenen Notenbibliothek, deren Fund der heutigen Bachforschung neue unschätzbare Materialien geschenkt hätte. Mit den zwei Artikeln sind ebenso die Erforschungen von Christoph Wolff im Sammelband vertreten. Im einen Beitrag betrachtet der Wissenschaftler ein bekanntes Dokument — die Eingabe an den Rat der Stadt Leipzig vom 23. August 1730 – in einem breiten Kontext der Probleme der modernen Bachforschung. Wolff unterwirft insbesondere einer kritischen Beurteilung die zu uns gekommenen Kenntnisse über die Aufführungsweise von Bach und forscht über Bachs Verhältnis zu derjenigen Musik, die er für „alt” (einschließlich seiner eigenen früheren Werke) hielt. Im anderen Artikel fasst der Forscher die bekannten Fälle der Auseinandersetzung von Mozart mit bachischer Musik zusammen und rollt die These vom kontinuierlichen Verlauf der Musikgeschichte auf, der das Schaffen der beiden Komponisten verbindet.
Zwei Artikel für den Sammelband hat ein berühmter niederländischer Cembalist und Musikwissenschaftler Pieter Dirksen, ein stetiger Teilnehmer der im Moskauer Konservatorium durchgeführten Veranstaltungen, freundlich zur Verfügung gestellt. Der erste Artikel beleuchtet die Geschichte der Thüringer Choralpartita im Schaffen vom jungen J. S. Bach. Im anderen Beitrag, in dem er Aufmerksamkeit auf einige einzigartige Besonderheiten der Kantate „Erfreute Zeit im neuen Bunde” BWV 83 lenkt, stellt Dirksen eine interessante und vielseitig begründete Hypothese auf, dass der Einfluss der Dresdener Musik auf die Kompositionen von Bach bereits in den ersten Jahren seines Aufenthalts in Leipzig, also viel früher, als bis jetzt angenommen wurde, aufgespürt wird.
Die Fragen nach dem geistlichen Sinn der Musik von Bach, die russische Hörer und Wissenschaftler von jeher an sich ziehen, werden in den Artikeln von Olessja Jantschenko und Roman Nassonow aufgeworfen. Die Forscherin betrachtet die Kantate „Selig ist der Mann” BWV 57 als eine herausragende und einzigartige Leistung des Komponisten in einer für die lutherische Kirche traditionellen Gattung: Der geistliche Dialog beschränkt sich hier nicht auf die Duette, sondern schließt alle Teile des Werkes ein, die als eigenartige „Repliken” im „Dialog der höheren Ordnung” gedeutet werden können. Im Beitrag von Roman Nassonow wird die Entwicklung einer geistlich-poetischen Idee von B. H. Brockes in den zwei Werken von Bach verfolgt: in der „Johannes-Passion” und in der vierten Kantate des „Weihnachtsoratoriums”; im letztgenannten Stück wird auf das Vorhandensein dieser Idee zum ersten Mal hingewiesen. Der Verfasser zeigt, wie originell der Komponist die entliehene Idee in den beiden Fällen auffasst und wie tief er sie ins Gemeinkonzept seiner großen Werke integriert.


Die Autoren des Sammelbandes haben auch die aktuellsten Probleme der Quellenforschung nicht übergangen. Auf die Ideen und Entwicklungsarbeiten ihrer Kollegen und Vorgänger (insbesondere Richard Marshall und Tatiana Sсhabalina) stützend, schlägt Elena Wjaskowa vor, die Charakteristik einer Reihe von den Autographen des späten Bach zu revidieren: Das, was von Forschern bis jetzt als Reinschrift gilt, war in Wirklichkeit eine Konzeptschrift. Unter anderem widerlegt die Autorin die festgelegten Vorstellungen, dass das Autograph der „Canonischen Veränderungen” BWV 769 eine zweite spätere Fassung des Werkes ist; ähnlich wie das Autograph der „Kunst der Fuge” die technischen Details des Kompositionsprozesses und nicht das ursprüngliche Vorhaben des Zyklus widerspiegelt.


Einem der Aspekte der alten Musik, der für die heutigen Aufführungspraxis aktuell ist —, den Kadenzen in den Instrumentalkompositionen — ist der Beitrag von Alexander Merkulow gewidmet. Anhand eines umfangreichen Materials und mit Hilfe der nötigen Angaben aus den Traktaten der entsprechenden Zeit vertreibt der Autor viele Mythen — die der Realität widersprechenden Vorstellungen über die barocke und klassische Kadenz —, die sich in der wissenschaftlichen und populären Literatur angesammelt haben.
Neben den Erstpublikationen wurden in den Sammelband auch die Beiträge aufgenommen, die in den europäischen sowie in den russischen Periodika früher erschienen sind. Zum ersten Mal in zwei Sprachen im Rahmen des Dialoges wissenschaftlicher Schulen veröffentlicht, werden diese Artikel einen neuen interessierten Leser finden.


Die Übersetzungen aus dem Russischen und ins Russische wurden von den Autoren gemacht, wenn nichts anderes angegeben ist.


Roman Nassonow


  11.–12. April 2013 fand im Moskauer Konservatorium noch eine große internationale Konferenz „Unbekannte Renaissance: zum 450. Geburtstag von J. P. Sweelinck” statt, die den Problemen der Untersuchung der alten Musik gewidmet wurde. Nach dieser Konferenz wird ein weiterer zweisprachiger Sammelband (auf Russisch und auf Englisch) vorbereitet, der diese kleine experimentelle Serie fortsetzt.