Ссылки
Камерный хор Московской консерватории. Формула успеха. К 80-летию Бориса Тевлина
  • Рецензент: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор; Ю. А. Евграфов, заслуженный деятель искусств РФ, профессор; А. М. Меркулов, кандидат искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2012
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 200
  • ISBN: 978-5-89598-282-2

Камерный хор Московской консерватории. Формула успеха. К 80-летию Бориса Тевлина

Редактор-составитель: Е. Д. Кривицкая, доктор искусствоведения, профессор.

Координатор проекта: А. В. Соловьёв, доцент.

Основу сборника составили материалы научной конференции «Современное хоровое исполнительство: теория и практика», проходившей в рамках фестиваля «В честь 15-летия Камерного хора Московской консерватории» в апреле-мае 2010 года. Три раздела сборника охватывают важнейшие этапы творческой биографии коллектива и его бессменного художественного руководителя, профессора Б. Г. Тевлина, отдельные аспекты репертуара и вокально-хоровой методики, а также включают обзор хорового наследия композиторов ХХ века, среди них: Э. Денисов, А. Шнитке, Р. Щедрин, К. Волков, Я. Ксенакис, У. Уолтон.

Сборник может быть полезен и интересен не только музыкантам-хоровикам, но и музыковедам, композиторам — всем интересующимся историей и теорией хорового искусства.

От составителя 4

Александр Соколов. Приветствие Камерному хору Московской консерватории 6

15-летию Камерного хора Московской консерватории посвящается

Борис Тевлин. «Камерный хор — это много счастливых людей сразу!» 9

Лариса Слуцкая. Камерный хор в цифрах и комплиментах 19

Михаил Брызгалов. Слушая концерты Камерного хора 34

Татьяна Курышева. Хоровой «театр» на концертных подмостках 37

Елена Долинская. «Апрельские тезисы» 44

Евгения Кривицкая. На гастролях с Камерным хором 49

Лев Конторович. Мастер современного хорового исполнительского искусства 55

Хоровое творчество современных композиторов

Борис Тевлин. Внимая Щедрину 59

Галина Григорьева. Борис Тевлин и Эдисон Денисов: «Хоровая живопись» 71

Наталья Кошкарёва. О некоторых аспектах вокально-хоровой методики Б. Г. Тевлина на примере Концерта для хора Альфреда Шнитке 75

Наталия Телкова. Современная музыка в репертуаре Камерного хора Московской консерватории 88

Сергей Сидоренко. «Моление» Родиона Щедрина 93

Евгений Волков. Произведения Кирилла Волкова в репертуаре Камерного хора Московской консерватории 107

Александр Соловьёв. Хоровое наследие Уильяма Уолтона 115

Елена Ферапонтова. Хоровая музыка Яниса Ксенакиса. Специфика музыкального текста и его исполнения 123

Из работ воспитанников Камерного хора

Татьяна Коробкова. Работа над оперным репертуаром в Камерном хоре Московской консерватории 135

Людмила Ерюткина. Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского C. И. Танеева в интерпретации Б. Г. Тевлина 144

Анастасия Межина. Поэтика водной стихии в хоровых сочинениях молодого Прокофьева 149

Бибигуль Алибекова. К вопросу о становлении казахской хоровой музыки 161

Евгения Воробьёва. Роль хора в симфонических и театральных произведениях французских композиторов первой половины XX века 166

Тарас Ясенков. Ян Зеленка и его хоровое творчество: взгляд из XXI столетия 180

Дискография Камерного хора Московской консерватории 195

Сведения об авторах 198

Весной 2010 года состоялся фестиваль «В честь 15-летия Камерного хора Московской консерватории», в рамках которого была проведена научная конференция «Современное хоровое исполнительство: теория и практика». Материалы этой конференции легли в основу данного сборника. Его подготовка совпала со значительным событием — открытием в сентябре 2011 года в Московской консерватории кафедры современного хорового исполнительского искусства, которую в тот момент возглавил профессор Б. Г. Тевлин (12.07.1931 — 02.07.2012). Поэтому акцент в представленных статьях был сделан, прежде всего, на творчестве современных композиторов, на исполнительских процессах, связанных с интерпретацией музыки наших дней.

Несмотря на интенсивную педагогическую и концертную деятельность, Б. Г. Тевлин тщательно и скрупулезно занимался отбором текстов в сборник, формированием его концепции. Именно по его предложению сюда были включены теоретические работы его воспитанников по Камерному хору разных лет: в них музыканты-практики размышляют о творчестве композиторов XX века сквозь призму личного артистического опыта.

В соответствии с целями и задачами новой кафедры сложилась структура сборника. Его открывает «юбилейный» раздел «15-летию Камерного хора Московской консерватории посвящается…», в котором известные музыканты дают оценку достижений коллектива и его руководителя, Б. Г. Тевлина, отметившего в 2010 году свое 80-летие.

Второй раздел — «Хоровое творчество современных композиторов» — включает обзор хорового наследия и отдельных опусов таких авторов, как Р. Щедрин, Э. Денисов, А. Шнитке, К. Волков, У. Уолтон, Я. Ксенакис.

В третьем разделе публикуются фрагменты из методических работ воспитанников Камерного хора. Они затрагивают различные аспекты хорового искусства с позиции исполнителя XXI века: от анализа интерпретаций отдельных сочинений до разнообразных исторических штудий.

Тексты дополняют редкие иллюстрации из архива Камерного хора, позволяющие визуализировать историю коллектива.

Б. Г. Тевлин мечтал увидеть этот сборник изданным, всячески торопил коллектив авторов, редакторов, словно предчувствуя скоротечность жизни. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Сборник был уже сдан в производство, когда пришла трагическая весть о смерти выдающегося музыканта современности, народного артиста России, лауреата Премии правительства РФ в области культуры Бориса Григорьевича Тевлина. Его вклад в российскую культуру еще получит свою оценку, но на страницах сборника он остается с нами, как он сам мечтал, в настоящем времени — живой, деятельный, устремленный в будущее.